РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва 29 июня 2011 года
Солнцевский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Олюниной М.В., при секретаре Матюхиной О.А.,
с участием
истца Шебаршовой В.Д.,
представителя ответчика по доверенности Благова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1567/11
по иску Шебаршовой В. Д., Кузнецовой Е. В., Шебаршова М. И. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы об обязании заключить договор социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в котором просили:
обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы заключить с Шебаршовой В. Д. договор социального найма на квартиру по адресу: <адрес>, включив в него в качестве членов семьи мать Кузнецову Е. В. и сына Шебаршова М. И. (л.д.5-6).
Истец Шебаршова В.Д. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала. Показала, что указанная квартира в семейном общежитии предоставлена ей и членам ее семьи. К общежитиям применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Истцы Кузнецова Е.В., Шебаршов М.И. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д.30-31), представили заявление, в котором просили рассмотреть дело в их отсутствии (л.д.34-35).
Представитель ответчика по доверенности Благов С.В. в судебное заседание явился, исковые требования не признал. Свои возражения мотивировал тем, что общежитие относится к специализированному фонду, кроме того распоряжение органа исполнительной власти об исключении общежития из числа специализированного жилищного фонда не принималось, а наоборот на основании Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 07.05.2009 N 959 "О включении в специализированный жилищный фонд города Москвы жилых помещений в общежитиях", дом № по <адрес> включен в специализированный жилищный фонд города Москвы жилых помещений в общежитиях.
Представитель третьего лица ЗАО «Коммунально-строительное управление Мосметростроя» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д.33), доказательств уважительности отсутствия суду не представил.
Таким образом, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся истцов и представителя третьего лица, в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав объяснения явившихся сторон, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что решением Исполкома Солнцевского районного совета народных депутатов г. Москвы №1764 от 07.12.1988 года Управлению «Мосметрострой» был выдан единый ордер для заселения одиноких работников «Мосметростроя» по адресу: <адрес>, приведенной площадью 10463,7 кв.м., всего на 222 квартиры.
30.06.1993 года Префектура ЗАО г. Москвы выдала ордер «Мосметрострой» на семейное общежитие на кв.57-166.
11.05.1995 года Департамент муниципального жилья выдал ордер №797890 «Мосметрострой» на семейное общежитие на кв.1-56, 167-222.
Истец Шебаршова В.Д. с 1982 года по 06.10.2009 года работала в системе Мосметростроя, и уволена в связи с сокращением штата на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ, что следует из трудовой книжки (л.д.12-14).
Решением руководства «Мосметростроя» Шебаршовой В.Д. предоставлена в указанном семейном общежитии спорная двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, и был выдан ордер (л.д.42) от 29.09.2004 года, в том числе и на членов его семьи: мать и сына.
Истцы постоянно зарегистрированы в спорной квартире по месту жительства с октября 2004 года до настоящего времени, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.17).
Истцы проживают в спорной квартире (л.д.17), оплачивают по спорной квартире жилищно-коммунальные услуги.
Доводы ответчика о том, что общежитие не выведено из статуса специализированного жилого фонда, не ликвидировано, и поэтому не возможно оформить договор социального найма на спорную квартиру, суд считает не состоятельными по следующим основаниям.
В соответствие со ст.47 ЖК РСФСР, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В силу ст.109 ЖК РСФСР, для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома.
Согласно п.10 Примерного положения об общежитиях, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР №328 от 11 августа 1988 года, жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии.
Согласно ст.54 ЖК РСФСР, наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.
Таким образом, спорная квартира была предоставлена истцам в соответствии с действующим на тот период законодательством.
В соответствие со ст.7 Федерального закона «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» №189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики за первый квартал 2006 года, утвержденному постановлением Президиума Верховного суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года, (ответ на вопрос №20), общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Верховный Суд РФ в определении от 21 ноября 2006 года по делу №85-В06-19 установил, что из буквального смысла ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, с момента вступления в силу названного Федерального закона утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Следовательно, граждане, занимающие такие жилые помещения, с момента вступления в силу указанного Федерального закона приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, истцы в силу закона приобрела в отношении предоставленной квартиры в общежитии все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
В соответствие со ст.60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно ч.1 ст.62 ЖК РФ, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Таким образом, Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы, действующий от имени собственника г.Москвы в жилищной сфере, в силу прямого указания закона обязан заключить с истцами договор социального найма на спорную квартиру в бывшем общежитии.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики за второй квартал 2006 года, утвержденному постановлением Президиума Верховного суда РФ от 27 сентября 2006 года (дела, возникающие из жилищных правоотношений), работник, которому было предоставлено жилое помещение в общежитии в связи с работой, мог быть выселен из него без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин лишь по требованию организации, с которой он состоял в трудовых отношениях и которая предоставила ему общежитие.
Таким образом, истцы могли быть выселены из спорной квартиры только по требованию Управления Мосметростроя, который к ним таких требований не предъявлял, и не могут быть выселены по требованию Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы, либо иных лиц.
Кроме того, Распоряжение Префекта ЗАО г.Москвы №6491-рпж от 22 декабря 2006 года издано на основании и во исполнение постановления Правительства Москвы №976 от 25 октября 1994 года «О мерах, направленных на совершенствование использование общежитий».
Порядком перевода общежитий в жилищный фонд города Москвы – приложением №2 к указанному Постановлению №976 установлено, что принятию решения префектурой административного округа о переводе общежития в жилищный фонд должна предшествовать работа администрации данного общежития по предоставлению в нем каждой семье изолированного помещения.
Кроме того, Постановлением Правительства Москвы №1150 от 14 декабря 1993 года «О мерах, направленных на сокращение общежитий на территории Москвы и переводе их в жилищный и гостиничный фонд города» (п.7) установлено, что предприятиям и организациям совместно с префектурами административных округов и Департаментом муниципального жилья до 1 июля 1994 года принять решение о поордерном заселении общежитий, расположенных в отдельных (разрозненных) квартирах и подъездах жилых домов, проживающими в них гражданами или очередниками предприятий.
Суд считает, что отказ ответчика в заключение договора социального найма на спорную квартиру лишает истцов их законного права пользования жилым помещениям по договору социального найма, и не основан на законе, поскольку ответчик фактически отказывает истцам в закреплении за ними ранее предоставленного им жилого помещения.
На основании Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 07.05.2009 N 959 "О включении в специализированный жилищный фонд города Москвы жилых помещений в общежитиях", дом № по <адрес> включен в специализированный жилищный фонд города Москвы жилых помещений в общежитиях.
Отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Согласно п.2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
В п.1 Приложения 3 к указанному Постановлению установлено, что к объектам, относящимся к муниципальной собственности, относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов - жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
В соответствии с приложением №3 к Распоряжению Минимущества РФ от 31 января 2003 года №448-р здание ОАО «Мосметрострой» по адресу: <адрес> запрещено к приватизации и подлежит передачи в муниципальную собственность.
На основании изложенного следует, что здание по адресу: <адрес>, и находящиеся в нем жилые помещения, в том числе и предоставленная истцам спорная квартира, в силу закона относятся к муниципальной собственности города Москвы, на которую может быть заключен договор социального найма жилого помещения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шебаршовой В. Д., Кузнецовой Е. В., Шебаршова М. И. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы об обязании заключить договор социального найма жилого помещения – удовлетворить.
Обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы заключить с Шебаршовой В. Д. договор социального найма на квартиру по адресу: <адрес>, включив в него в качестве членов семьи нанимателя мать Кузнецову Е. В. и сына Шебаршова М. И..
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский городской суд в течение десяти дней, через Солнцевский районный суд г.Москвы, со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья М.В. Олюнина