ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
об административном правонарушении
6 апреля 2010 года г. Москва
Судья Солнцевского районного суда г.Москвы Оленев В.Н., с участием Н.А.Ю., его представителя адвоката Николаева Д.А., предоставившего удостоверение Номер и ордер Номер, рассмотрев материалы дела №5-80\10 об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.2 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Н.А.Ю., Дата года рождения, уроженца Адрес, проживающего по адресу: Адрес
У С Т А Н О В И Л:
Государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур Адрес таможни Т.И.С.. 7 августа 2009 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Н.А.Ю., по признакам административного правонарушения предусмотренного ст.16.2 ч.1 КоАП РФ.
По результатам проведенного расследования, на основании определения зам.начальника Адрес таможни М.Д.А. от 25 февраля 2010 года, материалы административного дела в отношении Н.А.Ю. направлены для рассмотрения и принятия решения в Солнцевский районный суд г.Москвы.
28 марта 2009 года на таможенный пост «Адрес)» поступила служебная записка из оперативно-розыскного отдела Адрес таможни с информацией о возможном незаконном ввозе товаров, представляющих культурную ценность (иконы).
Гражданин Н.А.Ю. прибывший в 13:10 28.03.2009 года рейсом Номер из Адрес) в аэропорт Адрес вез в своем багаже шесть икон. Примерно в 13:50 Н.А.Ю., проходя таможенный контроль, проследовав по «зеленому» коридору заявил в конклюдентной форме об отсутствии у него товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию. Багаж Н.А.Ю. был досмотрен при проведении таможенного досмотра багажа. В результате таможенного досмотра (акт таможенного досмотра Номер), в багаже гражданина Адрес Н.А.Ю. были обнаружены иконы, в количестве 6 (шести) штук общим весом 19,4 кг.
28 марта 2009 года, в соответствии с актом взятия проб и образцов, вышеуказанные иконы у Н.А.Ю. были изъяты сотрудниками Адрес таможни.
13 января 2010 года в отношении Н.А.Ю. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.2 ч.1 КоАП РФ.
Опрошенный в судебном заседании Н.А.Ю. вину в совершении административного правонарушения не признал и пояснил, что он 28 марта 2009 года прибыл рейсом Номер Адрес в аэропорт В. В багаже он вез шесть икон, которые должен был передать в Храм ЖТ в г.Москве. Данные иконы он получил от священника в церкви в Адрес, где он ранее был на похоронах своего друга. Ему сообщили, что иконы культурной и исторической ценности не представляют, стоимость их незначительна, а поэтому он проследовал по «зеленому» каналу в связи с тем, что знал об отсутствии необходимости декларирования провозимого товара. Иконы у него были изъяты сотрудниками таможни 28 марта 2010 года. В последующем его не уведомляли о назначении и проведении экспертизы по оценке икон в АНО «ЦЭ», оценившей стоимость икон в сумме <данные изъяты> рублей. По его ходатайству в ходе расследования дела, которое было возбуждено лишь 7 августа 2009 года были назначены и проведены еще две экспертизы, которые дали заключения о значительно меньшей стоимости всех шести икон в сумме - <данные изъяты> и <данные изъяты> рублей.
Представитель Н.А.Ю. - Н.Д.А.. пояснил в суде, что результаты проведенной в АНО «ЦЭ» экспертизы являются недопустимым доказательством, т.к. при назначении экспертизы Н.А.Ю. не был уведомлен, чем были нарушены его права. Кроме того, по делу проведены два экспертных исследования, заключения которых дали значительно меньшую стоимость ввозимых Н.А.Ю. икон, что исключает административную ответственность Н.А.Ю. по ст.16.2 ч.1 КоАП РФ.
Невский, а так же его представитель Н.Д.А. просили суд прекратить производство по делу в отношении Н.А.Ю., за отсутствием в его деянии состава административного правонарушения.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит выводу о необходимости прекращения производства по настоящему делу в отношении Н.А.Ю., по основаниям указанным в ст.24.5 ч.1 п. 2 КоАП РФ – за отсутствием состава административного правонарушения, по следующим мотивам.
Согласно экспертного заключения сотрудника Росохранкультуры Л.Ю.Ю.. от 28 марта 2009 года ввезенные Н.А.Ю. шесть икон являются предметами культурного назначения - иконами современной работы и на государственном учете не состоят, не подпадают под действие Закона РФ от 15.04.1993 г. № 4804-1 « О вывозе и ввозе культурных ценностей», не могут быть заявлены на специальную регистрацию и для их вывоза из РФ не требуется свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории РФ л.д.21).
Постановление о назначении товароведческой экспертизы по поводу стоимости ввезенных Н.А.Ю. шести икон было вынесено инспектором Т.И.С.. 28.03.2009 года. В тот же день было произведено изъятие икон у Н.А.Ю., о чем был составлен акт взятия проб и образцов, с указанием перечня изъятых у Н.А.Ю. предметов – шести икон.
Иконы для исследования были направлены в ЦЭКТУ ФТС России (исх. Номер от Дата).
22 мая 2009 года во Адрес таможню поступило письмо ЦЭКТУ ФТС России (исх. Номер от Дата) с сообщением о невозможности определения рыночной стоимости данных образцов.
Как следует из составленного в отношении Н.А.Ю. протокола и определения зам.начальника Адрес таможни о направлении дела в суд - 16 июня 2009 года письмом Адрес таможни (исх. Номер от Дата) направлена просьба в АНО «ЦЭ» о проведении товароведческой экспертизы, с целью определения рыночной стоимости икон в РФ на 28.03.2009.
Указанный документ в материалах дела не имеется, равно как и определение о назначении и проведении товароведческой экспертизы в АНО «ЦЭ».
В соответствии со ст.26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, разъяснить его права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Данные требования закона сотрудниками таможни выполнены не были, поскольку экспертное заключение из АНО «ЦЭ» составлено без вынесения определения о назначении экспертизы, которое должно было быть составлено должностным лицом таможенного органа, у которого находилось в производстве административное дело. Кроме того, данное заключение составлено до возбуждения дела об административном правонарушении, т.е. до 7 августа 2010 года.
В соответствии со ст.26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Таким образом, суд считает, что экспертное заключение специалиста АНО «ЦЭ» от 23 июля 2009 года, согласно которому стоимость ввезенных Невским икон составляла <данные изъяты> рублей является недопустимым доказательством, т.к. получено с нарушением требований закона и не может быть принято судом.
2 сентября 2009 года сотрудником таможни вынесено определение о назначении товароведческой экспертизы, которое направлено на исполнение руководителю Московской службы по сохранению культурных ценностей при департаменте культуры Адрес
8 сентября 2009 года комиссией экспертов Московской службы по сохранению культурных ценностей при департаменте культуры г. Москвы составлено заключение, согласно которого, следует, что стоимость товара – икон ввезенных Невским, составляет не более <данные изъяты> рублей РФ.
Дата года сотрудником таможни вновь вынесено определение о назначении товароведческой экспертизы, производство которой было поручено руководителю Управления Росохранкультуры по Адрес.
Согласно экспертного заключения Номер от Дата года Управления Росохранкультуры по Адрес следует, что стоимость товара являющегося предметом административного правонарушения составляет <данные изъяты> рублей.
Таким образом суд считает, что стоимость ввозимых Н.А.Ю. икон не превышала <данные изъяты> рублей. Данные иконы не подлежали обязательному письменному декларированию, т.к. они не являлись объектами культурно-исторического наследия.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 286 ТК России, декларированию в письменной форме подлежат товары, ввоз которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации либо стоимость и (или) количество которых превышают ограничения, устанавливаемые для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (статья 282).
В соответствии с ч. 1 ст. 282 ТК России, в отношении товаров, стоимость которых превышает 65 тысяч рублей, но не более 650 тысяч рублей, в части такого превышения применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2003 № 718 "Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования" без уплаты таможенных пошлин, налогов физические лица могут ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых не превышает 65 тыс. рублей и общий вес которых не превышает 35 килограммов.
Таким образом, в действиях Н.А.Ю., связанного с ввозом в Россию Дата года шести икон отсутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.16.2 ч.1 КоАП РФ.
При отсутствии состава административного правонарушения в силу п.2 ч.1 ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Согласно п.1 ст. 29.9. КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производству по делу, предусмотренных ст.24.5. КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.24.5; 29.9 КоАП РФ, суд, -
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу №5-80\10 об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.2 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Н.А.Ю. прекратить, на основании ст. 24.5 ч.1 п. 2 КоАП РФ – за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Изъятые у Н.А.Ю. шесть икон - возвратить Н.А.Ю. по принадлежности.
Постановление может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 (десяти) суток со дня провозглашения или получения копии постановления.
Судья