умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего



П Р И Г О В О Р

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Город Соликамск «12» октября 2010 года

Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего – судьи Цырулёвой М.И., председательствующего – судьи Цырулёвой М.И.,

при секретаре Митюшовой Е.В.,

с участием государственного обвинителя – помощника прокурора <...> Морозовой В.А..,

подсудимого Лоншакова В.А.,

защитника – адвоката Адвокатской конторы № <...> Михеева Ю.Н., представителя потерпевшего А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении ЛОНШАКОВА ВАДИМА АНАТОЛЬЕВИЧА, <дата> года рождения, уроженца <...>, имеющего <данные изъяты>, проживающего и зарегистрированного в городе Соликамске, <...>, имеющего <данные изъяты> образование, <данные изъяты>, судимого <дата> <...> <...> по ст. 161 ч.2 п. «а,г» УК РФ на 2 года 6 месяцев лишения свободы, освобожденного 22.12.2008 г. по отбытии срока;

- обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч.4 УК РФ,

у с т а н о в и л:

в дневное время 21 мая 2010 года в квартире по адресу: <...> в ходе ссоры, возникшей на почве личных неприязненных отношений, находившийся в состоянии алкогольного опьянения Лоншаков В.А., имея умысел на причинение Г. тяжкого вреда здоровью, умышленно нанес ей руками и ногами множественные удары, не менее четырех ударов по голове, не менее пяти ударов по грудной клетке, не менее одного удара в область передней брюшной стенки выше пупка, не менее одного удара в область гребня подвздошной кости слева и не менее семнадцати ударов по верхним и нижним конечностям.

Своими преступными действиями Лоншаков В.А. причинил Г. тупую сочетанную травму тела, в виде множественных сгибательных и разгибательных переломов ребер с обеих сторон по различным анатомическим линиям с повреждения пристеночной плевры справа и слева, правого и левого легкого, ушиба легких, поперечного перелома грудины, разрывов печени, селезенки, ушиба левой почки, кровоизлияний в мягких тканях вокруг всех переломов и разрывов, в околопочечной клетчатке слева, кровоизлияния в мышцах передней брюшной стенки выше пупка, ссадин и кровоподтеков на лице, травматического удаления первого зуба справа на верхней челюсти, кровоизлияния на слизистой верхней губы несколько справа, кровоподтека на переднебоковой поверхности грудной клетки слева, кровоподтека в области гребня подвздошной кости слева, кровоподтеков на верхних и нижних конечностях, которая сопровождалась кровотечением в плевральные полости (750 мл), в брюшную полость (300 мл) и осложнилась развитием шока, то есть, причинил тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. В результате чего Г. скончалась на месте совершения преступления 21.05.2010 г.

Допрошенный в качестве подсудимого Лоншаков В.А. вину признал частично и пояснил, что 21 мая 2010 года он употреблял пиво. Дома была <данные изъяты> Г., телесных повреждений у нее не было. Пришедшая почтальон сказала, что пенсию ему не выдаст, так как он пьян. После ухода почтальона Г. вышла на улицу, он пошел за ней. На улице встретили почтальона, но почтальон отказала выдать пенсию, и он пошел домой, ведя за руку Г.. Дома Г. толкнул, она стукнулась о косяк и упала на кровать. Потом он ушел, вернулся в квартиру через час-полтора, увидел, что Г. лежит на полу. Он позвонил А., А. вызвал милицию.

Допрошенный в качестве подозреваемого Лоншаков В.А., показания которого на л.д. № оглашены судом в порядке ст. 276 УПК РФ, пояснил, что в квартире он Г. скинул с кровати на пол. Когда она встала, он толкнул ее, отчего она упала и ударилась о спинку кровати грудью. Г. кричала на него, и он взял ее за плечи, сильно тряхнул, ударил ладонью ее по лицу. От удара Г. упала на спину на кровать, и он ударил кулаком в живот её. Г. была еще жива, когда он вышел из дома.

Вина подсудимого подтверждается показаниями потерпевшего, свидетелей, материалами дела.

Потерпевший А. пояснил, что 21 мая в 08 часов уходил из дома, у Г. видимых телесных повреждений не было, Г. лежала на кровати. Дома оставался <данные изъяты> Лоншаков. Одна Г. на улицу не выходила. Днем в 12 часов ему позвонил Лоншаков и сказал, что Г. озябла. Придя домой, увидел, что обстановка в квартире не нарушена. У Г. увидел, что рассечена бровь, был кровоподтек, на ноге рана, кровь в области рта.

Свидетель Б. пояснила, что <данные изъяты> Г. самостоятельно не передвигалась 21 мая она на работу ушла в 8 час. 30 минут, дома остались Лоншаков и <данные изъяты> Г.. Накануне у Г. она не видела телесных повреждений. В 12 часов к ней на работу пришел Лоншаков и сказал, что Г. умерла, сказал, что у Г. под глазом кровоподтек. Она сказала, чтобы он вызывал скорую помощь. Лоншаков говорил, что, когда он ушел из дома. Г. выходила на улицу.

Свидетель С., показания которой на л.д. № оглашены в порядке ст. 281 УПК РФ пояснила, что Г. постоянно находилась дома, на улицу не выходила. <дата> почтальон принесла пенсию ее матери, постучала в квартиру Г., но почтальону дверь не открыли. Минут через 10 она увидела, как в подъезд зашел Лоншаков, который находился в состоянии алкогольного опьянения. Она сказала Лоншакову, чтобы тот подождал почтальона. Она услышала, что почтальон спустилась на первый этаж, но не дала Лоншакову пенсию, так как последний находился в состоянии алкогольного опьянения. Около 11 часов дня видела, что Лоншаков открыл дверь, и они прошли в квартиру. Она в это время она слышала, как из <...> доносились звуки, как будто что-то падало. Подобных звуков было около 5-7, они издавались один за другим. После чего в квартире стало тихо. Минут через 10 из своей квартиры на лестничную площадку вышел Лоншаков. В утреннее время 21 мая 2010 года она вышла на лестничную площадку, встретила там Лоншакова, который был пьяный и сообщил ей, что ждет почтальона, чтобы получить пенсию Г.. Через некоторое время к ней пришла почтальон, чтобы выдать пенсию, и сказала, что не выдала Лоншакову пенсию, поскольку тот был пьяный. Вскоре она увидела Г., которая стояла на улице возле подъезда с Лоншаковым и говорила ему, что не хочет идти. А Лоншаков при этом ругался на нее (Г.). Спустя некоторое время, она услышала доносившиеся из квартиры Г. крики и ругань Лоншакова, услышала звук, как будто что-то сильно ударилось об пол. В квартире Лоншаков и Г. были только вдвоем. Сразу после этого, она услышала, что дверь <...> открылась, выглянув на лестничную площадку, увидела сидящего Лоншакова, который сказал, что Г. умерла.

Свидетель П., показания которой на л.д. № оглашены судом в порядке ст. 281 УПК РФ, показала, что работает почтальоном. За Г., психически больную, получал пенсию <данные изъяты> Лоншаков В.А., так как Г. не могла расписываться. Около 10 часов 30 минут, она с М. зашли в <...>, дверь открыл Лоншаков, но тот был в состоянии алкогольного опьянения, и она решила не выдавать сегодня Г. пенсию и с М. вышла из квартиры. Она зашла в <...> стала выдавать пенсию, М. осталась на лестничной площадке. В это время она услышала, что на лестничной площадке Лоншаков ругался с М., просил выдать ему пенсию. Около 11 часов по дороге М. ей рассказала, что Лоншаков требовал от нее, чтобы та выдала пенсию Г.. М. ответила ему, что бы он сначала проспался, и приходил на почту, но вслед за ней из подъезда вышел Лоншаков, который тащил за собой <данные изъяты> Г.. На улице Лоншаков с Г. ходили за М., Лоншаков требовал, что бы та выдала ему пенсию.

Свидетель М. показала, что работает почтальоном и дала аналогичные показания, подтвердив, что она слышала громкие крики в <...>. Слышала, как Лоншаков кричал, ругался. После чего М. вышла из подъезда на улицу, где ждала П. у № подъезда дома. Сразу после этого из № подъезда вышел Лоншаков, при этом с ним шла Г., которую тот вел, держа за плечо. Они подошли к ней, Лоншаков сказал ей, что бы она выдала пенсию, при этом Лоншаков ругался на нее (М.) грубой нецензурной бранью. Через некоторое время Лоншаков увел Г., взяв последнюю под руку. Около 11-12 часов она с Н. снова пошли разносить пенсию и на лестнице, ведущей в гору, они встретили Лоншакова, который вел за руку Г.. Н. сказала ему, чтобы он возвращался с Г. домой, так как на почте сегодня ему все равно не выдадут пенсию. Лоншаков вел Г., держа за руку. Г. при этом говорила Лоншакову «зачем ты меня таскаешь по улице», она хочет идти домой. После чего Лоншаков с Г. зашли № подъезд.

Свидетель Н. пояснила, что в тот день, когда она с <данные изъяты> пошла во второй раз разносить пенсию, на улице увидели Лоншакова с Г., они шли на почту. Она сказала, чтобы не ходили на почту, так как он пьяный. Г. сказала, что не пойдет на почту и стала уходить.

Свидетель Т. пояснила, что 21 мая около 10 часов в подъезде был слышен шум и крик. С лестничной площадки она увидела, что в квартире Г. в проходе стоит Лоншаков и держит дверь рукой в проеме и не впускает почтальона. Потом по дороге на почту она увидела Лоншакова с Г.. Он ее хватал, а она выворачивалась, он матери сказал, чтобы она получила деньги.

Свидетель Я. пояснила, что 21 мая около 11 часов на улице встретила Г. и Лоншакова, который держал Г. за руку и говорил ей «пойдем на почту». Г. вырвалась и пошла домой.

Свидетель К. пояснила, что является соседкой Г.. Г. на улицу сама не выходила. 21 мая перед тем, как уйти из дома, она слышала голос Г., шума не было. Вернувшись около 11 часов от соседки узнала, что Г. умерла.

Свидетель Ф. пояснил, что Г. находилась на лечении в психиатрическом отделении больницы, потом домой ее забрал Лоншаков. Согласно освидетельствованию Лоншакова алкогольного галлюциноза у него не было, когда его допрашивали.

Согласно протоколу явки с повинной Лоншакова В.А. (л.д.№) в квартире между ним и Г. произошел конфликт, в ходе которого он скинул Г. на пол с кровати, а, когда она встала, то он толкнул ее, Г. упала, ударилась телом об угол кровати, затем ударил ее рукой по телу.

Согласно заключению судебно-медицинского экспертизы смерть Г. наступила от тупой сочетанной травмы тела в виде множественных сгибательных и разгибательных переломов ребер с обеих сторон по различным анатомическим линиям с повреждения пристеночной плевры справа и слева, правого и левого легкого, ушиба легких, поперечного перелома грудины, разрывов печени, селезенки, ушиба левой почки, кровоизлияний в мягких тканях вокруг всех переломов и разрывов, в околопочечной клетчатке слева, кровоизлияния в мышцах передней брюшной стенке выше пупка, ссадин и кровоподтеков на лице, травматического удаления первого зуба справа на верхней челюсти, кровоизлияния на слизистой верхней губы несколько справа, кровоподтека на переднебоковой поверхности грудной клетки слева, кровоподтека в области гребня подвздошной кости слева, кровоподтеках на верхних и нижних конечностях, которая сопровождалась кровотечением в плевральные полости (750мл), в брюшную полость и осложнилась развитием шока. Вышеуказанная тупая сочетанная травма тела с множественными переломами ребер, повреждениями легких, печени и селезенки повлекла вред здоровью, который следует расценивать как тяжкий по признаку опасности для жизни. Все вышеописанные повреждения, судя по морфологическим свойствам, образовались от не менее четырех ударов по голове, не менее пяти ударов по грудной клетке, одного удара в область передней брюшной стенки выше пупка, одного удара в область гребня подвздошной кости слева и семнадцати ударов по верхним и нижним конечностям какими-то твердыми тупыми предметами, могли возникнуть от ударов ногами, руками и т.п., все обнаруженные повреждения не имеют каких-либо характерных особенностей, позволяющих конкретно уточнить действовавшие твердые предметы, часть кровоподтеков на верхних конечностях также могла возникнуть от сдавления пальцами рук другого человека. Судя по характеру и морфологическим свойствам повреждений, все они прижизненные, смерть после их получения наступила в промежутке от нескольких десятков минут до нескольких часов и в начальный период этого времени она могла совершать ограниченный круг активных действий (двигать конечностями, стонать и т.п.). Характер, локализация и множественность повреждений позволяют исключить возможность их получения при падении из положения стоя или близкого к таковому, и положение тела потерпевшей в пространстве, равно как и взаиморасположение ее и нападавшего, во время их причинения, могло быть довольно разнообразным и меняться. По состоянию трупных явлений давность наступления смерти в пределах двух - трех суток до начала исследования трупа.

При наличии таких доказательств суд считает, что вина подсудимого установлена.

Судом с достоверностью установлено, что смерть Г. повлекли по неосторожности умышленные действия Лоншакова, поскольку сам Лоншаков в ходе предварительного следствия признавал, что в ходе конфликта с Г. он скидывал ее с кровати, ударял ее по лицу, наносил удар по телу Г.. В дальнейшем Лоншаков изменил свои показания с целью уйти от ответственности. Из показаний потерпевшего Г., свидетелей Б., С. установлено, что Г. на улицу не выходила сама, до 21 мая и утром того дня телесных повреждений у нее не было, утром была ссора между Лоншаковым и Г., были слышны звуки падения потерпевшему А. сообщил Лоншаков о том, что Г. умерла. Судом не установлена возможная причастность каких-либо других лиц к причинению телесных повреждений Г., поскольку из показаний свидетелей, никто кроме Лоншакова в квартиру не заходил, чужих голосов слышно не было.

Доводы подсудимого о том, что Г. могла получить указанные телесные повреждения при падении и соударении с кроватью, опровергаются заключением судебно-медицинского эксперта, согласно которому исключается возможность получения данной травмы при падении из положения стоя и близко к таковому. Травма могла произойти от не менее четырех ударов по голове, не менее пяти ударов по грудной клетке, одного удара в область подвздошной кости, в область передней брюшной стенки, семнадцати ударов по верхним и нижним конечностям. Все телесные повреждения прижизненные.

При наличии таких доказательств суд считает, что вина подсудимого установлена.

Действия подсудимого суд квалифицирует по ст. 111 ч.4 УК РФ как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, поскольку Лоншаков умышленно нанес Г. руками и ногами множественные удары, не менее четырех ударов по голове, не менее пяти ударов по грудной клетке, не менее одного удара в область передней брюшной стенки, не менее одного удара в область гребня подвздошной кости слева и не менее семнадцати ударов по верхним и нижним конечностям, причинив ей тупую сочетанную травму тела, которая согласно заключению эксперта расценивается как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, в результате чего Г. скончалась спустя непродолжительный промежуток времени до нескольких часов на месте совершения преступления.

О направленности умысла Лоншакова на причинение тяжкого вреда здоровью свидетельствует нанесение им большого количества ударов Г. с силой руками и ногами по голове, и различным частям тела, при этом Лоншаков к последствиям от своих действий относился безразлично, то есть действия его повлекли смерть Г. по неосторожности.

При определении вида и размера наказания подсудимому суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, которое относится к особо тяжким преступлениям, обстоятельство, смягчающее наказание – явку с повинной, данные о личности подсудимого: по месту жительства характеризуется <данные изъяты>, по месту временной работы – <данные изъяты>, <данные изъяты> в медицинский вытрезвитель, к административной ответственности <данные изъяты>, обстоятельство, отягчающее наказание – рецидив преступлений. Принимая во внимание изложенное, суд считает необходимым в целях исправления и предупреждения совершения новых преступлений назначить Лоншакову наказание с изоляцией от общества на срок с учетом требований ст. 64 УК РФ суд не находит.

В соответствии со ст.131, 132 УПК РФ с подсудимого подлежат возмещению в доход федерального бюджета процессуальные издержки, состоящие из сумм, выплаченных защитникам в ходе следствия по назначению.

Руководствуясь ст.ст. 307 – 309 УПК РФ, суд

п р и г о в о р и л:

ЛОНШАКОВА Вадима Анатольевича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 91 УПК РФ.

Меру пресечения оставить прежнюю – содержание под стражей.

Взыскать с Лоншакова Вадима Анатольевича процессуальные издержки в размере 5490 (пять тысяч четыреста девяносто) рублей 08 коп. в доход федерального бюджета.

Приговор может быть обжалован в Пермский краевой суд через Соликамский горсуд в течение 10 суток с момента провозглашения, а осужденным в тот же срок, но с момента получения копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующая