о досрочном назначении трудовой пенсии



Дело № 2-1171/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июля 2010 года город Соликамск

Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Пироговой Н.Б.,

с участием истца Трусовой Е.В., представителя истца Гусол Г.А.,

ответчика – представителя Управления Пенсионного фонда РФ в г.Соликамске и Соликамском районе Пермского края Демидовой И.Н., действующей по доверенности от ...г.,

при секретаре Ероговой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трусовой Елены Владимировны к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Соликамске и Соликамском районе о праве на досрочную трудовую пенсию по старости,

у с т а н о в и л:

Трусова Е.В. обратилась в Соликамский городской суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Соликамске и Соликамском районе (далее УПФ РФ в г.Соликамске и Соликамском районе) о праве на досрочную трудовую пенсию по старости. Иск обоснован тем, что ... г. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет. Протоколом Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ... г. ей было отказано в назначении пенсии, из стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, исключены периоды: с ... г. по ... г. - тренером-преподавателем ДЮСШ Объединённого комитета профсоюза ... производственного объединения «Лесстройматериалы» г. Соликамска, с ... г. по ... г., с ... г. по ... г. – тренером-преподавателем МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва» г. Соликамска. Считает, что ответчик необоснованно не включил в специальный стаж вышеуказанные периоды ее работы в должности тренера-преподавателя. Просит признать решение УПФ РФ в г.Соликамске и Соликамском районе незаконным, обязать ответчика включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ... г.

В судебном заседании истец Трусова Е.В. на иске настаивала.

Представитель истца Гусол Г. А. заявленные истцом требования поддержал, пояснил, что период с ... г. по ... г. подлежит включению в специальный стаж истца Трусовой Е.В., поскольку действовавшее в тот момент законодательство не содержало требований о наличии у образовательных учреждения и организации статуса юридического лица, пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначалась в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации. Специальный стаж истца на ... г. составил 18 лет 4 месяца 1 день, что достаточно для включения в стаж истца периодов работы с ... г. по ... г., с ... г. по ... г.

.

Представитель ответчика УПФ РФ в г.Соликамске и Соликамском районе Демидова И.Н. возразила против удовлетворения иска, пояснила, что первый спорный период не включен в специальный стаж истца вследствие отсутствия у организации работодателя статуса юридического лица, последующие периоды - вследствие отсутствия у истца на период ... года специального стажа 16 лет 8 месяцев.

Свидетель ФИО2 пояснил, что Трусова Е.В. работала тренером-преподавателем в детско-юношеской спортивной школе, которая осуществляла свою деятельность на основании типового положения об организациях данного вида, имела обособленное имущество, финансировалась учредителем - Объединённым комитетом профсоюза ... производственного объединения «Лесстройматериалы» на основании сметы. Истец полный рабочий день проводила занятия с детьми в возрасте до 18 лет.

Свидетель ФИО1 также подтвердил полную занятость Трусовой Е.В. в качестве тренера-преподавателя детско-юношеской спортивной школы с детьми в возрасте до 18 лет.

Выслушав лиц, участвовавших в деле, опросив свидетелей, изучив доводы иска и возражения ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

... г. Трусова Е.В. обратилась в УПФ РФ в г.Соликамске и Соликамском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Оспариваемым решением ответчика в специальный стаж включены периоды работы общей продолжительностью 15 лет 09 месяцев.

Не включены в специальный стаж следующие периоды работы истца: с ... г. по ... г. (02 года 7 месяцев 01 день) - тренер-преподаватель детской спортивной школы Объединённого комитета профсоюза ... производственного объединения «Лесстройматериалы» г. Соликамск; с ... г. по ... г., (01 год 10 месяцев 10 дней) - тренер-преподаватель МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва» г. Соликамска; с ... г. по ... г. (07 лет 05 месяцев 03 дня) - тренер-преподаватель МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва» г. Соликамска.

Первый спорный период не включен в специальный стаж вследствие отсутствия у организации работодателя статуса юридического лица, последующие периоды - вследствие отсутствия у истца на период ... года специального стажа 16 лет 8 месяцев.

Решение ответчика в части исключения из специального педагогического стажа истца указанных выше периодов суд считает незаконным.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного его статьей 7 возраста: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ (пункт 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ").

Постановлением Правительства Российской Федерации 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

В целях реализации пенсионных прав педагогических работников с учетом Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. 2-П при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет до введения нового правового регулирования, т.е. действовавшие до 01.01.2002 г. (01.01.2002г. - дата введения в действие Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ трудовых пенсиях в РФ»).

В соответствии со ст.80 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» № 340-1 от 20.11.1990 г. пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливалась гражданам при выслуге не менее 25 лет.

Введение пенсий за выслугу лет названным категориям работников связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности, для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда, а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.

Природа и предназначение пенсий за выслугу лет педагогическим работникам обусловливали особенности приобретения права на ее назначение. Право на пенсию за выслугу лет, как следует из статьи 80 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (и ранее действовавших нормативных правовых актов Союза ССР), возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности определенной профессиональной деятельности (в данном случае - стажа педагогической деятельности). Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно статье 83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

К таким нормативным правовым актам относились до 01.11.1999 г. Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463; после 01.11.1999 г. – Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067.

В постановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» было предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Наименование учреждения «Детско-юношеская спортивная школа», равно как и наименование должности истца «тренер-преподаватель» поименованы в Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463.

Педагогическая деятельность истца не оспаривается ответчиком, подтверждена записями в трудовой книжке.

Детская спортивная школа действовала в соответствии с типовым положением о детско-юношеской спортивной школе от 1977 г., являлась внешкольным учреждением и призвана осуществлять подготовку всесторонние развитых юных спортсменов высокой квалификации, обеспечивать укрепление их здоровья и разностороннее физическое развитие; вести подготовку из числа занимающихся инструкторов, общественников и спортивных судей; быть методическим центром и оказывать помощь общеобразовательным школам в организации внеклассной спортивно-массовой работы.

В своей деятельности тренер-преподаватель Трусова Е.В. использовала программы, рекомендованные Министерством образования РФ. Проводила занятия по дисциплине «лыжные гонки» с детьми в возрасте 18 лет, вела журналы планирования, учета работы, посещаемости занятий. Имела полную занятость на рабочем месте без каких-либо отвлечений.

Указанные обстоятельства подтверждены показаниями истца, свидетелей, журналами планирования и учета работы.

Данный период с ... г. по ... г. подлежит включению в специальный стаж истца Трусовой Е.В., поскольку действовавшие в тот момент нормативные акты Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» № 340-1 от 20.11.1990 г., Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, не содержали требований о наличии у образовательных учреждения и организации статуса юридического лица. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначалась в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 было установлено, что работа в соответствующих должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и пункте 15 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного пунктом 1 данного Постановления, засчитывается в выслугу за периоды с ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. Периоды работы в этих должностях и учреждениях, начиная с 1 января 2001 г., засчитываются в выслугу при условии, если на указанную дату гражданин выработал выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, и (или) пунктами 1 - 14 раздела «Наименование учреждений», пунктом 1 «Наименование должностей» Списка, утвержденного пунктом 1 данного Постановления, и одновременно с учетом выполнения работы в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях и учреждениях, предусмотренных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 15 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного пунктом 1 данного Постановления.

Данное правило сохранено и в п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, согласно которому работа в должностях, указанных в пункте 2 paздeла «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г., засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

1) на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

2) у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Таким образом, обеспечивая реализацию права граждан на досрочное назначение трудовой пенсии, Правительство Российской Федерации во исполнение возложенных на него федеральным законодателем полномочий вышеназванным Постановлением определило условия, при которых работа включается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. В нем воспроизведены условия, позволявшие засчитывать данную работу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года № 79 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. 1067»

Была установлена специальная гарантия для граждан, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности тренеров-преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей, что обеспечивало необходимую стабильность в правовом регулировании, создавало возможность для граждан адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Специальный стаж истца на ... г. с учетом включенного ответчиком в размере 15 лет 09 месяцев и с учетом незаконно исключенного периода с ... г. по ... г. - 2 года 07 месяцев 1 день составляет 18 лет 4 месяца 1 день, что дает истцу право претендовать на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с учетом периодов работы по педагогической деятельности с ... г. по ... г., с ... г. по ... г., с момента обращения – ... г., так как общая продолжительность специального трудового стажа истца на момент обращения с заявлением в УПФ РФ составила более 27 лет.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Трусовой Елены Владимировны удовлетворить.

Признать незаконным протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ... г. ... в части отказа в назначении пенсии Трусовой Елене Владимировне.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ в г.Соликамске и Соликамском районе Пермского края включить Трусовой Елене Владимировне в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ периоды работы:

- с ... г. по ... г. – тренером-преподавателем ДЮСШ Объединенного комитета профсоюза ... производственного объединения «Лесстройматериалы» г.Соликамска;

- с ... г. по ... г., с ... г. по ... г. – тренером-преподавателем МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва» г.Соликамска, с назначением досрочной трудовой пенсии со дня обращения - с 15.04.2010 г.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме - 28.07.2010 года.

Судья: Н.Б.Пирогова