Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Соликамск 05 июля 2010 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Степанова П. В.,
при секретаре Кромм Е. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кобелева Андрея Николаевича к Администрации города Соликамска Пермского края о признании лицом, нуждающимся в жилом помещении, обязании включить в пилотный проект и обязании выплатить денежные средства на приобретение жилого помещения,
установил:
Кобелев А. Н. обратился в суд с вышеназванным иском, просит признать его лицом, нуждающимся в жилом помещении, обязать ответчика включить его в пилотный проект «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», обязать ответчика выплатить денежные средства на приобретение жилого помещения в соответствии с пилотным проектом «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа»,
В обоснование заявленных требований указал, что его мать – ФИО4 лишена родительских прав решением Соликамского городского народного суда от июня 1976 года, отца не было, сведения об отце в свидетельстве о рождении указаны со слов матери.
31.05.2007г.. истец направлен в ... дом ребёнка.
С 31.05.2007г.. по 31.05.2007г.. находился в Детском доме ....
Полагает, что был признан лицом, оставшимся без попечения родителей. Жилое помещение не закреплено, в очередь на получение жилья не поставлен.
31.05.2007г.. включен администрацией г. Соликамска в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении.
По решению жилищной комиссии администрации г. Соликамска от 31.05.2007г.. снят с данного учета.
Основанием для снятия являлся тот факт, что на момент постановки на учёт истцу исполнилось 28 лет.
Постановлением главы города Соликамска от 31.05.2007г.. № 1471 снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указывает, что ответчиком нарушены его жилищные права, а достижение им 23-летнего возраста не лишает прав на получение внеочередного жилья.
В судебное заседание стороны, представитель органа опеки и попечительства не явились, о времени и месте рассмотрения судебного заседания извещены.
Истец представил ходатайство в письменной форме, содержащее просьбу о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик представил письменные возражения по существу иска, просил отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в возражениях и рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Орган опеки и попечительства также представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, исковые требования поддержал.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив доводы иска и возражения относительно него, ознакомившись с материалами гражданского дела 1471 по иску ФИО3 к администрации г. Соликамска о восстановлении в очереди на получение жилья и предоставлении жилого помещения, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как установлено в судебном заседании, решением Соликамского городского суда от 31.05.2007г.., постановленным по гражданскому делу по иску Кобелева А. Н. к администрации г. Соликамска о восстановлении в очереди на получение жилья и предоставлении жилого помещения в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 31.05.2007г.г. кассационная жалоба Кобелева А. Н. на решение Соликамского городского суда от 31.05.2007г.г. оставлена без удовлетворения.
При этом суды обоих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дано в ст. 1 указанного Федерального закона, где предельный возраст последних установлен – 23 года.
Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Исходя из смысла приведённых положений законов и принятых в целях их исполнения подзаконных нормативно правовых актов, гарантируемая данным лицам социальная поддержка должна предоставляться до достижения ими вышеуказанного возраста.
Следовательно, действия администрации города Соликамска по снятию истца с учета вышеназванных лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, являются законными, поскольку в момент постановки истца на жилищный учет он достиг возраста 23 лет и действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на него уже не распространяется.
Таким образом, доводы истца, положенные им в обоснование требования о признании лицом, нуждающимся в жилом помещении, уже были предметом судебного рассмотрения и получили должную оценку в вышеприведённых судебных актах, в связи, с чем не могут доказываться и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела, в котором участвуют те же лица, в связи, с чем данное требование истца удовлетворению не подлежит.
Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п «О пилотном проекте «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Пермской области от 29 декабря 2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предписано реализовать на территории Пермского края в 2009-2010 годах пилотный проект «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» и утверждён Порядок предоставления выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Указанный Порядок определяет механизм предоставления выплаты на приобретение жилого помещения, в том числе путем выпуска и реализации краевых жилищных сертификатов с целью обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа на территории Пермского края.
Право лиц на обеспечение жилыми помещениями в рамках пилотного проекта реализуется путем предоставления выплаты за счет средств бюджета Пермского края.
Право на предоставление выплаты имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из их числа (далее - лица), не имеющие закрепленного жилого помещения, после выпуска из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех видов, а также из учреждений всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Для получения выплаты либо жилищного сертификата лица лично представляют после возникновения права на внеочередное предоставление жилых помещений в орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) по месту принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определенные Порядком документы.
Министерство социального развития Пермского края на основании представленных органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) списков по форме согласно приложению 3 к данному Порядку и учетных дел лиц:
проверяет обоснованность включения лиц в списки для получения выплаты;
формирует сводные списки лиц на получение выплаты или жилищного сертификата;
готовит проект распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении выплаты в соответствии с объемами средств, предусмотренными в бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год для передачи органам местного самоуправления и(или) в местных бюджетах за счет остатков неиспользованных средств бюджета Пермского края по состоянию на начало соответствующего финансового года, с указанием муниципального образования, фамилии, имени, отчества лица и размера предоставляемой выплаты.
На основании распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении выплаты Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края выдает органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) бланки жилищных сертификатов.
Контроль за исполнением данного порядка осуществляют - Министерство социального развития Пермского края в части проверки обоснованности включения лиц в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из их числа для получения жилищного сертификата или выплаты на приобретение жилого помещения; Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края в части целевого использования средств бюджета Пермского края на предоставление выплаты на приобретение жилых помещений, в том числе в форме жилищных сертификатов.
Лица, указанные в пункте 2 Порядка, добровольно принимают решение о приобретении жилого помещения с использованием выплаты, информируются об условиях предоставления выплаты, дают письменное согласие на получение выплаты и на исключение из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и лично представляют после возникновения права на внеочередное предоставление жилых помещений в орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) по месту принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определённые документы:
Сведений о том, что истец обращался в администрацию города Соликамска с заявлением о выдаче жилищного сертификата либо заявлением о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения по форме согласно приложению 2 к указанному Порядку и ему в этом отказано в материалах нет.
Как следует из материалов дела, у Кобелева А. Н. отсутствует право на внеочередное предоставление жилого помещения по указываемым им основаниям.
Кроме того, исходя из содержания Порядка у администрации города Соликамска отсутствуют полномочия по включению либо не включению лиц в пилотный проект, ответчик лишь формирует список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из их числа для получения жилищного сертификата или выплаты на приобретение жилого помещения по муниципальному району (городскому округу) Пермского края, направляемые впоследствии в Министерство социального развития Пермского края.
Осуществление соответствующих выплат в рамках данного пилотного проекта также не является полномочием ответчика, выплаты производятся за счет бюджета Пермского края в соответствии с распоряжением Правительства Пермского края, содержащего наименование муниципального образования, фамилию, имя, отчество лица и размер предоставляемой выплаты.
Данные вывод соотносится с конституционно-правовым смыслом абзаца второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», выявленным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 № 250-О-П, согласно которому в системе действующего правового регулирования предполагается, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Учитывая изложенное, суд не находит правовых оснований для возложения на администрацию города Соликамска указываемых истцом обязанностей.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении иска Кобелева Андрея Николаевича к Администрации города Соликамска Пермского края о признании лицом, нуждающимся в жилом помещении, обязании включить в пилотный проект и обязании выплатить денежные средства на приобретение жилого помещения отказать.
На настоящее решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий П.В.Степанов