о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилья



Дело № 2-1183/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 августа 2010 года город Соликамск

Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Пироговой Н.Б.,

с участием истца Петровой И.Б.,

представителя ответчика Федерального бюджетного учреждения «Объединение исправительных колоний № 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» Латышевой Ю.Н., действующей по доверенности от 20.01.2009 г.,

при секретаре Ероговой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Ирины Болебаевны к Федеральному бюджетному учреждению «Объединение исправительных колоний № 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» о восстановлении ее и членов ее семьи на учете по месту службы в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на получении жилья по основаниям: военнослужащая и проживающая в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности,

у с т а н о в и л:

Петрова И.Б. обратилась в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Объединение исправительных колоний № 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (далее ФБУ ОИК № 5) о восстановлении ее и членов ее семьи на учете по месту службы в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на получении жилья по основаниям: военнослужащая и проживающая в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности. В обосновании иска указала, что ей и ее супругу <<ФИО>1> 21.02.1997 г. было предоставлено служебное жилое помещение в пос. Красный Берег, <...>, поскольку оба работали в ФБУ ОИК № 5. <<ФИО>1> был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и до 01.03.2005 г. поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФБУ ОИК № 5. 28.04.2006 г. брак с <<ФИО>1> расторгнут. В мае 2010 г. ей стало известно, что <<ФИО>1> подал заявление об изменении состава семьи, на основании которого ее (Петрову И.Б.) сняли с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, также ей сообщили, что <<ФИО>1> не состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. С выводами и действиями администрации ФБУ ОИК № 5 не согласна, поскольку о снятии с учета ее никто не уведомлял, через подпрограмму по переселению из поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности сертификатами обеспечиваются только те сотрудники уголовно-исполнительной системы, которые были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 г. Действиями администрации ФБУ ОИК № 5 были нарушены ее права и права членов ее семьи на получение жилья.

В судебном заседании истец Петрова И.Б. на иске настаивала, однако не представила доказательств в обосновании своих доводов о постановке ее бывшего супруга <<ФИО>1> на учет в ФБУ ОИК № 5 до 01.03.2005 г. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Не отрицала, что самостоятельно с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. как военнослужащий, нуждающийся в улучшении жилищных условий и как гражданин, подлежащий переселению из поселка учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности она (Петрова И.Б.) в ФБУ ОИК № 5 не обращалась.

Представитель ответчика ФБУ ОИК № 5 Латышева Ю.Н. с иском не согласилась, пояснила, что <<ФИО>1> на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в ФБУ ОИК № 5 до 01.03.2005 г. не стоял. 16.06.2009 г. <<ФИО>1> подал заявление на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. на основании ст.5 «б» Постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г. как гражданин, подлежащий переселению из поселка учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Решением жилищно-бытовой комиссии ФБУ ОИК № 5 от 26.06.2009 г. <<ФИО>1> был включен в Сводный список граждан-участников программы с учетом членов его семьи: супруги, ребенка супруги, брата. Истец Петрова И.Б. и члены ее семьи не являются членами семьи участника подпрограммы, в список членов семьи не включены, поскольку совместно в пос.Красный Берег, <...> не проживали, брак между Петровой И.Б. и <<ФИО>1> расторгнут. В ФБУ ОИК № 5 Петрова И.Б. самостоятельно с письменным заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 г. либо для участия в подпрограмме по какому-либо основанию, указанному в ст.5 Постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г., до 15.07.2009 г. не обращалась, на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в ФБУ ОИК № 5 до 01.03.2005 г. не состояла, с марта 2005 года в п.Красный Берег не проживает.

Свидетель <<ФИО>2> (старший инспектор орготдела ФБУ ОИК № 5) подтвердила доводы представителя ответчика, дала аналогичные показания.

Свидетель <<ФИО>3> (супруг истца) пояснил, что знает со слов <<ФИО>2>, что <<ФИО>1> приносил заявление об изменении состава семьи и что сертификаты получат только те граждане, которые до 2005 г. встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Из этого он (<<ФИО>3>) сделал вывод, что <<ФИО>1> – бывший супруг Петровой И.Б. – до 2005 г. состоял на учете в ФБУ ОИК № 5 в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Представитель третьего лица на стороне ответчика без самостоятельных исковых требований ГУФСИН России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны, опросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Истец Петрова И.Б. обосновала свое требование о восстановлении ее и членов ее семьи на учете по месту службы в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий тем, что ее бывший супруг <<ФИО>1> до 01.03.2005 г. состоял на учете в ФБУ ОИК № 5 в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с чем приобрел право на получение жилищного сертификата, она (Петрова И.Б.) незаконно была снята с данного учета.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (далее Правила).

Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

В соответствии с п. 2 Правил государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата). Сертификат не является ценной бумагой. Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Участие в подпрограмме добровольное.

В п.5 Правил перечислены категории граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в подпрограмме:

а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений);

б) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации;

в) члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, и содержавшихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;

г) граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.;

д) граждане, прибывшие на постоянную работу по контракту в расположенные на территории комплекса "Байконур" организации, которые финансируются за счет средств федерального бюджета, увольняемые (уволенные) с работы на комплексе "Байконур", основаниями для увольнения которых являются (явились) выход на пенсию по возрасту, или ликвидация организации, или сокращение численности либо штата работников, или состояние здоровья, зарегистрированные администрацией г. Байконура в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющие жилья на территории Российской Федерации;

е) граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска;

ж) граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений;

з) граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно п. 2 и 6 Правил участие в подпрограмме добровольное. Участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (далее - граждане - участники подпрограммы).

В соответствии с п.17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются:

а) постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

б) постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также их несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца - для граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил;

в) лица, прибывшие с гражданином - участником подпрограммы из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на постоянное место жительства, зарегистрированные и постоянно проживающие с данным гражданином в избранном постоянном месте жительства на дату утверждения сводного списка граждан - получателей сертификатов в планируемом году, - для выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г. граждан, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил.

В соответствии со ст. 69 ч.1 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

В судебном заседании установлено, что Петрова И.Б. (добрачная фамилия ФИО) до 28.04.2006 г. являлась супругой и членом семьи <<ФИО>1>, вместе с общей дочерью ФИО Анастасией, 1997 года рождения, проживали в пос.Красный Берег, <...>. Оба работали, а Петрова И.Б. и в настоящее время продолжает работать в ФБУ ОИК № 5.

28.04.2006 г. брак между супругами ФИО был прекращен, истец 02.03.2007 г. заключила брак с <<ФИО>3>, от совместной жизни у них в 2007 году родилась дочь ФИО4 Полина.

Членами семьи Петровой И.Б. в понимании ст. 69 ч.1 Жилищного кодекса РФ в настоящее время являются ее супруг <<ФИО>3>, их совместная дочь Петрова Полина и дочь истца от первого брака ФИО Анастасия.

Указанные лица, в том числе и истец Петрова И.Б. в соответствии с п.17 Правил и ст.69 ч.1 Жилищного кодекса РФ не являются членами семьи <<ФИО>1>, поскольку совместно с ним не проживают.

В соответствии со ст. 56 ч.1 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств постановки <<ФИО>1> на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в ФБУ ОИК № 5 до 01.03.2005 г., а также доказательств отнесения себя и членов своей семьи к <<ФИО>1> после расторжения брака истец Петрова И.Б. суду не представила, представитель ответчика опроверг данную информацию.

В соответствии с п. 19 «а» Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в п. 5 «а-в» Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают следующие документы:

справку об общей продолжительности военной службы (службы);

выписку из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти;

выписку из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);

справку о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке);

копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

В судебном заседании установлено и подтверждено письменными доказательствами (копией протокола № 4, копией выписки из протокола № 4, которой располагает истец и не оспорил ее в суде, копией сводного списка граждан-участников), что Антошкин О.В. принял участие в подпрограмме не как военнослужащий, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий, а как гражданин, подлежащий переселению из поселка учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности - по ст. 5 «б» Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г. Членами его семьи указаны: супруга <<ФИО>13>, дочь супруги <<ФИО>5>, брат <<ФИО>6>

Истец Петрова И.Б., члены ее семьи в список членов семьи <<ФИО>1> не включены и не могли быть включены, поскольку на момент формирования учетного дела членами семьи участника-подпрограммы не являлись, совместно по адресу: пос.Красный Берег, <...>, не проживали, Петрова И.Б. не состояла с ним в браке.

В соответствии с п.19 «а» Правил на граждан, подлежащих переселению из поселка учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности не распространяется обязанность по предоставлению к заявлению (рапорту) об участии в подпрограмме выписки из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Поэтому довод истца Петровой И.Б. о том, что <<ФИО>1> принял участие в подпрограмме только потому, что до 01.03.2005 г. состоял в ФБУ ОИК № 5 на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоятелен, доказательствами не подтвержден. Требование истца о восстановлении ее и членов ее семьи на учете по месту службы в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не подлежит удовлетворению.

Требование о признании права на получении жилья истец Петрова И.Б. заявила по двум основаниям: как военнослужащий, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий, и как гражданин, подлежащий переселению из поселка учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Из анализа правовых положений, закрепленных в пп.2, 6, 19 Правил следует, что участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и добровольно изъявившие такое желание, посредством подачи заявления (рапорта) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1 с приложением необходимых документов.

В соответствии с п.19 «а» Правил для участия в подпрограмме как военнослужащий, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий – на основании п.5 «а» Правил гражданин в числе документов представляет выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), а для участия в подпрограмме как гражданин, подлежащий переселению из поселка учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности – на основании п.5 «б» Правил гражданин, проживающий в таком городке (поселке) - справку о проживании на территории закрытого военного городка (поселка).

Суд не может удовлетворить требования Петровой И.Б. в этой части и признать право на получение жилья по заявленным основаниям, поскольку с письменным заявлением (рапортом) на участие в подпрограмме по основаниям, предусмотренным п.5 Правил, Петрова И.Б. в ФБУ ОИК № 5 не обращалась (данный факт подтвержден сторонами в судебном заседании).

Для оценки доводов сторон суду со стороны истца не были представлены доказательства постановки Петровой И.Б. (до регистрации брака <<ФИО>14>) до 01.03.2005 г. на учет в ФБУ ОИК № 5 в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также доказательства проживания на территории поселка с марта 2005 г. Из искового заявления и из показаний истца в судебном заседании следует, что местом фактического жительства истца является адрес: г.Александровск, <...>, <...>, <...>. Регистрация по адресу: пос.Красный Берег, <...>, носит административный характер, поэтому не может порождать вытекающие из этого права.

Показания свидетеля <<ФИО>3> основаны на его умозаключении, не подтверждены свидетелем <<ФИО>2>, противоречат установленным в судебном заседании обстоятельствам, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом.

В соответствии со ст. 333.18. ч.2 Налогового кодекса РФ государственная пошлина уплачивается плательщиком.

Учитывая, что исковое заявление Петровой И.Б. в нарушении ст. 333.18 ч.2 Налогового кодекса РФ и ст. 132 Гражданского процессуального кодекса РФ было принято к производству Соликамского городского суда без оплаты государственной пошлины, следовательно при вынесении решения суд обязан разрешить вопрос по распределению судебных расходов по существу и считает необходимым на основании ст. 333.19 п.1 пп.3 Налогового кодекса РФ определить ко взысканию с истца Петровой И.Б. государственную пошлину в размере 400 руб. (по 200 руб. за каждое требование неимущественного характера).

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований к Федеральному бюджетному учреждению «Объединение исправительных колоний № 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» о восстановлении ее и членов ее семьи на учете по месту службы в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на получении жилья по основаниям: военнослужащая и проживающая в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности Петровой Ирине Болебаевне отказать.

Взыскать с Петровой Ирины Болебаевны государственную пошлину в доход местного бюджета 400 руб. (четыреста руб.).

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме - 27.08.2010 г.

Судья: Н.Б.Пирогова