решение о возложении обязанности укомплектовать средства пожаротушения



Дело № 2-1563/10

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

12 октября 2010 года город Соликамск

Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Степанова П. В.,

при секретаре судебного заседания Сухановой Е. П.,

с участием прокурора Курбатова С. О.,

представителя ответчика Я.А.,

представителя третьего лица С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «К» о возложении обязанности на ответчика укомплектовать средства пожаротушения в соответствии с нормами, утверждёнными Приказом Минсельхоза РФ от 22.12.2008 № 549 «Об утверждении Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов» и привести проект освоения лесов в соответствии с тем же приказом,

установил:

Березниковский межрайонный природоохранный прокурор (далее – прокурор) обратился в суд с вышеназванным иском в защиту прав и интересов Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «К» (далее – общество), просил возложить обязанность на ответчика укомплектовать противопожарное оборудование и средства тушения лесных пожаров в соответствии с Нормами наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утверждёнными Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 № 549 и привести проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду обществу для заготовки древесины, на территории ГКУ «Соликамское лесничество» в соответствии с Нормами наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утверждёнными Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 № 549 в срок до 01 апреля 2011 года.

В обоснование иска указал, что в соответствии с договором аренды лесного участка № от 29.12.2008 года является арендатором лесного участка площадью 35527 га, местоположение <...>, <...>, ГКУ «Соликамское лесничество», <...> участковое лесничество, № кварталов <...>, и осуществляет использование лесов.

Согласно пункту 19.1. данного договора аренды лесного участка общество обязано использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов.

Пунктом 2 части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что в целях пожарной безопасности в лесах осуществляется создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.

В силу части 3 статьи 53 Лесного Кодекса Российской Федерации указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 53 Лесного Кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

Частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется, в том числе правилами пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. № 417, в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.

Согласно пункту 5 Правил пожарной безопасности в лесах указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

В силу подпункта «в» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения.

Пунктом 3 Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 г. № 549, установлены нормы наличия средств пожаротушения на пунктах сосредоточения средств пожаротушения юридических и физических лиц, осуществляющих заготовку древесины, не имеющих структурных подразделений по заготовке древесины, при объеме заготовки древесины в год до 100 тыс. м. куб. в следующем количестве: лесопожарное модульное оборудование – 1 шт., лесопатрульная пожарная машина – 1 шт., мотопомпы пожарные переносные с оснасткой производительностью до 600 – 800 л/мин. – 1 шт. напорные пожарные рукава (Д = 26, 51, 66 мм) – 300 пог. м., бульдозеры на тракторах свыше 100 л. с. – 1 шт., тракторы с плугом или иным почвообразующим орудием – 1 шт., автомобили бортовые повышенной проходимости или вездеходы – 1 шт., зажигательные аппараты – 5 шт., ранцевые огнетушители – 10 шт., воздуходувки – 1 шт., лопаты – 30 шт., топоры – 10 шт., мотыги – 10 шт., грабли – 10 шт., пилы поперечные – 3 шт., ведра или иные емкости объёмом до 20 л. – 5 шт., бидоны или канистры для питьевой воды емкостью до 20 л. – 2 шт., бензопилы – 2 шт., электромегафоны – 1 шт., аптечка первой помощи – 2 комплекта.

Согласно справкам ГКУ «Соликамское лесничество» по форме 2.3., установленный объем заготовки древесины общества за 2009 год составляет всего 91,8 тыс. м. куб., фактический – 34,8 тыс. м. куб., за 1-ое полугодие 2010 года установленный объем заготовки древесины составляет всего 91,8 тыс. м. куб., фактический – 8 тыс. м. куб.

Таким образом, общество осуществляет заготовку древесины в год в объеме до 100 тыс. м. куб.

В нарушение пункта 2 части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации, подпункта «в» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, пункта 3 Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов общество не обеспечило в полном объёме наличие средств предупреждения и тушения лесных пожаров.

Факт данных нарушений обществом подтверждается актом проверки исполнения договора аренды лесного участка от <дата> ГКУ «Соликамское лесничество», и объяснениями директора ООО «К» Я.А. от 15.09.2010 года.

Согласно акту проверки исполнения договора аренды лесного участка от 15.06.2010 года ГКУ «Соликамское лесничество» на предмет обеспеченности пункта сосредоточения средств пожаротушения ООО «К» пожарным инвентарем были установлены нарушения норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов.

Так, на момент проверки ГКУ «Соликамское лесничество» <дата>, в нарушение требований законодательства, в том числе пункта 3 Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, общество было необеспеченно следующим необходимым пожарным инвентарем: лесопатрульная пожарная машина – 1 шт., зажигательные аппараты – 5 шт., воздуходувки – 1 шт., электромегафон – 1 шт., автомобиль бортовой повышенной проходимости – неисправен.

Так, по состоянию на <дата>, у общества отсутствуют следующие средства предупреждения и тушения лесных пожаров: лесопатрульная пожарная машина – 1 шт., зажигательные аппараты – 5 шт., воздуходувки – 1 шт., электромегафон – 1 шт.

В ходе проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в лесах Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой выяснилось, что проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду обществу для заготовки древесины, на территории ГКУ «Соликамское лесничество», не в полной мере соответствует Нормам наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 г. № 549. В соответствии с проектом освоения лесов требуется наличие следующих противопожарного оборудования и средств пожаротушения: зажигательные аппараты – 2 шт., однако, в соответствии с Нормами наличия средств пожаротушения в местах использования лесов предусмотрено наличие следующих противопожарного оборудования и средств тушения пожара: зажигательные аппараты – 5 шт., лесопатрульная пожарная машина – 1 шт., ранцевые огнетушители – 10 шт., воздуходувки – 1 шт.

Поскольку, обществом не выполняются обязанности, возложенные на него Лесным кодексом Российской Федерации, Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. № 417, Нормами наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 г. № 549, прокурор полагает, что такая обязанность подлежит возложению на ответчика в судебном порядке.

Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с рассматриваемым исковым заявлением в интересах Российской Федерации, указывая, что в соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и тем самым неисполнение требований, закрепленных в силу статьей 51 и 53 Лесного кодекса Российской Федерации, в подпункте «в» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, в пункте 3 Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, ведет к снижению противопожарной безопасности в лесах, чем нарушаются интересы Российской Федерации.

Ссылаясь на указанные обстоятельства и нормы статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 101 Лесного кодекса Российской Федерации просил удовлетворить исковые требования.

Прокурор, участвующий в деле, помощник Березниковского межрайонного природоохранного прокурора – Курбатов С. О. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дал пояснения, по существу аналогичные доводам иска.

Директор общества – Я.А. в судебном заседании иск признал, возражений против исковых требований не имел, нарушения, выявленные в деятельности общества не отрицал.

Представитель третьего лица, ГКУ «Соликамское лесничество» - С.Ю. против удовлетворения иска не возражал.

Заявление ответчика о признании иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщено к делу, на что указано в протоколе судебного заседания, прокурор, третье лицо не возражали против удовлетворения данного заявления.

Ответчику судом указано на то, что при признании им иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, с данным процессуальным последствием признания иска ответчик согласен, пояснил, что заявление о признании иска делает добровольно и осознанно.

Таким образом, последствия указанного процессуального действия ответчику разъяснены и понятны, против их наступления он не возражает, осознает их в полной мере.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.

В силу части 2 той же статьи Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не принимает признание иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Заявленное ответчиком признание иска не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи, с чем может быть принято судом.

Согласно ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно правилу ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

В силу вышеизложенного, учитывая обоснованность требований истца и признание иска ответчиком, суд считает возможным удовлетворить заявленные исковые требования.

В соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

По правилам ст. 103 Гражданского процессуального кодекса государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «К» о возложении обязанности на ответчика укомплектовать средства пожаротушения в соответствии с нормами, утверждёнными Приказом Минсельхоза РФ от 22.12.2008 № 549 «Об утверждении Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов» и привести проект освоения лесов в соответствии с тем же приказом удовлетворить.

Возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью «К» укомплектовать противопожарное оборудование и средства тушения лесных пожаров в соответствии с Нормами наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утверждёнными Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 № 549 и привести проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду обществу для заготовки древесины, на территории ГКУ «Соликамское лесничество» в соответствии с Нормами наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утверждёнными Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 № 549 в срок до 01 апреля 2011 года.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «К» в доход бюджета Соликамского городского округа государственную пошлину в размере 4000 рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий П.В.Степанов