Дело № 2-427/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 февраля 2011 годагород Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шатуленко И.В.,
с участием помощника Соликамского городского прокурора – Морева И.В.,
представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа Пермского края – Белкина В.Г.,
заинтересованного лица Б.,
представителя заинтересованного лица Б. – адвоката Шевченко В.Д., действующего на основании ордера № № от <дата>,
при секретаре Мехоношиной Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по заявлению Л., предъявленному от имени и в интересах К., об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа Пермского края,
у с т а н о в и л :
Л., действующая от имени и в интересах К., обратилась в Соликамский городской суд с заявлением о признании недействительными подписей избирателей, признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии (далее по тексту – ТИК) Соликамского городского округа Пермского края от <дата> № о регистрации кандидата в депутаты Соликамской городской Думы по одномандатному избирательному округу № Б.. В обоснование заявления указала, что <дата> решением № ТИК Соликамского городского округа Пермского края Б. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Соликамской городской Думы по одномандатному избирательному округу №. Решению ТИК предшествовало заседание рабочей группы ТИК по проверке подписных листов, состоящей из пяти членов ТИК с правом решающего голоса, членов ТИК с правом совещательного голоса и кандидата Б., которое состоялось <дата> Кандидатом Б. наряду с другими документами для его регистрации были представлены подписные листы с 67 подписью избирателей, поддержавших его самовыдвижение. Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов количество заявленных подписей – 67, количество представленных подписей – 67, количество проверенных подписей – 67. В итоговом протоколе не указано количество недостоверных (недействительны) подписей, количество достоверных (действительных) подписей, а также общее количество недостоверных и (или) недействительных) подписей. Также указаны следующие причины признания подписей недействительными в соответствии с примерным перечнем кодов нарушений:
Листы с 1 по 14, код нарушения 21 «нет или неполные сведения о лице, осуществляющем сбор подписей».Примечание (на рассмотрение ТИК). Данные подписи признаются недействительной в соответствии с пунктом 3 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подпунктом «ж» пункта 11 ст. 36 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».
Лист 6, строки 1,2, код нарушения 23 «нет или неполные сведения о лице, осуществляющем сбор подписей». Данные подписи признаются недействительной в соответствии с пунктом 3 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подпунктом «ж» пункта 11 ст. 36 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».
Лист 7, строки 1,2, код нарушения 23 «нет или неполные сведения о лице, осуществляющем сбор подписей». Данные подписи признаются недействительной в соответствии с пунктом 3 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подпунктом «ж» пункта 11 ст. 36 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».
Лист 8, строки 1,2, код нарушения 23 «нет или неполные сведения о лице, осуществляющем сбор подписей». Данные подписи признаются недействительными в соответствии с пунктом 3 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подпунктом «ж» пункта 11 ст. 36 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».
Кандидат Б. был ознакомлен под роспись с данным документом на заседании рабочей группы и им была получена копия.
На заседании рабочей группы в итоговый протокол проверки подписных листов не была включена следующая подпись:
Лист 2, строка 1. Данная подпись признается недействительной в соответствии с пунктом 3 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подпунктом «ж» пункта 11 ст. 36 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае». Данная подпись была рассмотрена на заседании рабочей группы ТИК Соликамского городского округа, однако в итоговый протокол проверки не включена.
<дата> состоялось заседание ТИК Соликамского городского округа, на котором, не взирая на требования членов ТИК с правом совещательного голоса, не были рассмотрены повторно подписные листы с 01 по 14 кандидата в депутаты Соликамской городской Думы по одномандатному избирательной округу № Б. И ТИК Соликамского городского округа было принято решение о регистрации кандидата в депутаты Соликамской городской Думы по одномандатному избирательной округу № Б., признав недействительными подписи на листе 6, строки 1,2; листе 7 строки 1,2, листе 8 строки 1,2.
Считает, что ранее указанные, но не признанные ТИК недействительными подписи на листах 1,2,3,4,5,6,7,9,10,11,12,14, на листе 2 строка 1 являются недействительными по следующим основаниям.
На листах 1,2,3,4,5,6,7,9,10,11,12,14 в данных о наименовании органа, выдавшего паспорт, указано «выдан <дата> Соликамским УВД». Согласно справке УВД, наименование органа, выдавшего паспорт, на <дата> значилось «УВД г. Соликамска Пермской области». Неполное указание наименования органа, выдавшего паспорт, в соответствии с подпунктом «ж» пункта 11 статьи 36 Закона Пермской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» является основанием для признания подписей избирателей, содержащихся в таких подписных листах, недействительными. Положения пункта 5 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в данном случае неприменимы, поскольку в данном случае речь идет не о сведениях об избирателе, а о сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, к тому же об отсутствии сведений, а не об их сокращении.
На листе 2, строка 1 в графе «дата проставления подписи» указан некий набор цифр <данные изъяты>, что не представляется возможным принять за дату проставления подписи избирателем, хотя бы в силу того, что по общепринятому летоисчислению в данный момент <данные изъяты> год. Данная подпись признается недействительной в соответствии с подпунктом «в» пункта 11 статьи 36 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», согласно которого недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист.
В соответствии со ст. 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст.ст. 81, 83 Закона Пермского края 2О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированному по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частью 4 ст. 37 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».
Решением ТИК от <дата> № зарегистрирован кандидат в депутаты Соликамской городской Думы по одномандатному избирательному округу № К..
Полагает, что решение ТИК Соликамского городского округа от <дата> № о регистрации кандидата в депутаты Соликамской городской Думы по одномандатному избирательному округу № Б. является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку в данном случае нарушены принципы проведения в РФ выборов, нарушено пассивное право К., а также принцип равенства кандидатов и принцип равенства перед законом.
Просит признать недействительными подписи на листах 1,2,3,4,5,6,7,9,10,11,12,14, на листе 2 строка 1; а также признать незаконным и отменить решение ТИК Соликамского городского округа от <дата> № о регистрации кандидата в депутаты Соликамской городской Думы по одномандатному избирательному округу № Б.
В судебное заседание заявитель К. не явился, представил письменное заявления о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием его представителя Л. по доверенности, на удовлетворении заявленных требований настаивает в полном объеме.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя К. в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ.
Представитель заявителя – Л., действующая на основании доверенности, на удовлетворении заявления настаивает по доводам, изложенным в заявлении. Просит признать недействительными подписи на листах 1,2,3,4,5,6,7,9,10,11,12,14; на листе 2 строка 1, а также признать незаконным и отменить решение ТИК Соликамского городского округа от <дата> № о регистрации кандидата в депутаты Соликамской городской Думы по одномандатному избирательному округу № Б. Оспариваемое решение нарушает пассивное избирательное право заявителя быть избранным, поскольку направлено на предоставление кандидату Б. преимуществ при ведении избирательной кампании, преимуществ во время регистрации кандидата, при определении волеизъявления избирателей. В данном случае преимущество предоставляется путем нарушения принципа обеспечения свободных и равных выборов, ставит заявителя, других кандидатов, не нарушающих эти принципы, соблюдающих требования Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ и Закона «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» № 525-ПК, содержащих строгие ограничения, в неравное положение с кандидатом К., нарушает активные избирательные права избирателей города Соликамска – предлагает в списке кандидатов лицо, которое не исполнило все требования закона при выдвижении своей кандидатуры на выборах. Любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъекта права, в данном случае кандидата, должна осуществляться с соблюдением Конституции РФ, Федеральных законов, законов субъектов, в том числе вытекающих из принципов равенства.
Представитель ТИК Соликамского городского округа – Белкин В.Г. с заявлением не согласен, пояснил, что по результатам проверки подписных листов, представленных Б., ТИК признала недействительными 6 подписей избирателей, что составляет менее 10% от общего числа собранных подписей, а оставшихся достоверных 61 подписей было достаточно для регистрации заявителя кандидатом. Решение ТИК Соликамского городского округа от <дата> № о регистрации Б. кандидатом в депутаты Соликамской городской Думы по одномандатному избирательному округу № является законным и обоснованным, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Заинтересованное лицо – Б. с заявлением не согласен, суду пояснил, что <дата> уведомил ТИК Соликамского городского округа о выдвижении кандидатом в депутаты Соликамской городской Думы по одномандатному избирательному округу № в порядке самовыдвижения, открыл счет. <дата> представил в ТИК подписные листы в количестве 24, содержащие 67 подписей избирателей. При проведении проверки подписных листов присутствовал лично, получил копию итогового протокола проверки подписных листов. По результатам проверки 6 подписей избирателей были признаны недействительными. Поскольку 61 подписи избирателей являлось достаточным для его регистрации, решением ТИК Соликамского городского округа от <дата> № он был зарегистрирован кандидатом в депутаты Соликамской городской Думы по одномандатному избирательному округу № Решение ТИК считает законным, а заявленные требования – не подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица Б. – адвокат Шевченко А.Д. заявленные требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, изучив материалы дела, обозрев в судебном заседании подлинные подписные листы, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.
Основную нормативно-правовую базу данного избирательного процесса составляет Конституция РФ, Федеральный закон № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. (в ред. от 28.12.2010 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закон Пермского края № 525-ПК от 09.11.2009 г. (в ред. от 29.11.2010 г.) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».
Право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления регламентировано ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.1 ст. 32 Закона Пермского края № 525-ПК от 09.11.2009 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно путем самовыдвижения.
В судебном заседании установлено, что <дата> в газете «Соликамский рабочий» было опубликовано решение Соликамской городской Думы IV созыва от <дата> № о назначении на <дата> выборов депутатов Соликамской городской Думы пятого созыва.
Решением Соликамской городской Думы IV созыва от <дата> №, опубликованным в газете «Соликамский рабочий» <дата>, утверждена схема одномандатных избирательных округов на территории Соликамского городского округа для проведения выборов депутатов Соликамской городской думы V созыва согласно приложению 1.
<дата> в ТИК Соликамского городского округа Пермского края обратился Б. с заявлением о регистрации кандидатом в депутаты Соликамской городской Думы пятого созыва путем самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №.
Согласно ч.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2010 г.), ч.1 ст. 37 Закона Пермского края № 525-ПК от 09.11.2009 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» (в ред. от 29.11.2010 г.) регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией, организующей выборы, при наличии документов, указанных соответственно в ч.2, 3 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ и в ч. 1, 2 ст. 32 Закона Пермского края № 525-ПК.
В соответствии с ч.1 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2010 г.) количество подписей, которое необходимо для регистрации, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 ст. 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
Согласно ч.2 ст. 35 Закона Пермского края № 525-ПК от 09.11.2009 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» (в ред. от 29.11.2010 г.), количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 2% от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.
Исходя из общей численности избирателей, зарегистрированных на территории Соликамского городского округа по одномандатному избирательному округу № в количестве 3058 человек, для регистрации кандидата было определено необходимое количество подписей избирателей - 61, что составляет 2 % от числа избирателей, зарегистрированных на территории данного избирательного округа (3058 х 0,02 = 61,16). Максимальное количество подписей избирателей – 67.
<дата> Б. представил в ТИК Соликамского городского округа подписные листы в количестве 24 штуки, содержащие 67 подписей избирателей.
Согласно ч.3 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2010 г.) законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными.
В соответствии с ч.5, 6, 7 ст. 36 Закона Пермского края № 525-ПК от 09.11.2009 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» (в ред. от 29.11.2010 г.) если кандидатом представлены подписные листы, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для проведения указанной проверки соответствующая избирательная комиссия может образовывать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и привлеченных специалистов. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В соответствии с п. 44 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2010 г.) недействительная подпись – подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа.
Согласно ч.11 ст. 36 Закона Пермского края № 525-ПК от 09.11.2009 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» (в ред. от 29.11.2010 г.) недействительными считаются:
в) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
ж) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно.
В соответствии с п.6, 7, 10 ст. 35 Закона Пермского края № 525-ПК от 09.11.2009 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» (в ред. от 29.11.2010 г.) форма подписного листа и порядок его заверения устанавливается законом. Избиратель, участник референдума в подписном листе ставят свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования – дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись в поддержку выдвижения кандидата и дату её внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
Каждый подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код выдавшего его органа, а также ставит подпись и дату её внесения. Каждый подписной лист заверяется также кандидатом.
Количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, может превышать установленное настоящим Законом необходимое для регистрации кандидата количество подписей, но не более, чем на 10 процентов.
Согласно ч.13 ст. 36 Закона Пермского края № 525-ПК от 09.11.2009 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» (в ред. от 29.11.2010 г.) специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлено, что она недействительная в соответствии с пунктами «ж» и «л» части 11 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
Судом установлено, что для проверки соблюдения порядка сбора подписей и оформления подписных листов, а также достоверности содержащихся в подписных листах сведений, представленных Б. на регистрацию, ТИК Соликамского городского округа создала рабочую группу из числа членов избирательной комиссии.
Количество проверенных рабочей группой ТИК подписей избирателей - 67, что составляет 100 процентов от заявленных подписей.
Из содержания итогового протокола проверки подписных листов от <дата>, следует, что рабочая группа по проверке подписных листов решение не приняла, итоговый протокол не подписала.
Согласно ведомости проверки подписных листов, разрешение вопроса о голосовании по листам с 01 по 14 по решению членов рабочей группы был оставлено на рассмотрение ТИК. На листе 6 строка 1,2; листе 7 строка 1,2; листе 8 строка 1, 2 были выявлены нарушения, которые согласно Примерному перечню кодов нарушений, относятся к коду нарушения № 23 «нет или неполная дата внесения подписи лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей».
<дата> состоялось заседание ТИК Соликамского городского округа, на котором было принято решение № о регистрации кандидатом в депутаты Соликамской городской Думы по одномандатному избирательному округу № Б.
Согласно сведениям, содержащимся в выписке из протокола № заседания ТИК Соликамского городского округа от <дата>, из 67 представленных кандидатом подписей, 6 подписей избирателей были признаны недействительными, а именно: на листе 6, строка 1,2; на листе 7 строка 1,2; на листе 8 строка 1, 2, что составило 8,95 % от общего количества собранных в поддержку выдвижения кандидата Б. подписей избирателей, 61 подпись была признана действительной и достоверной.
Основаниями для признания шести подписей недействительными явилось нарушение порядка оформления подписных листов:
Лист № 6 строки № 1,2; лист № 7 строка 1,2; лист № 8 строка 1,2 – код нарушения 23 «нет или неполная дата внесения подписи лица, осуществлявшего сбор подписей» - отсутствие даты заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, что в соответствии с пункта «ж» ч. 11 ст. 36 Закона Пермского края № 525-ПК от 09.11.2009 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» (в ред. от 29.11.2010 г.) влечет недействительность всех подписей, содержащихся в данном подписном листе.
Поскольку в ходе проведенной ТИК проверки было выявлено менее 10% недействительных подписей, а принятых к рассмотрению 61 подписи было достаточно для регистрации Б. в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу №, выдвинутому в порядке самовыдвижения, решениемТерриториальнойизбирательной комиссии Соликамского городского округа от <дата> № Б. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Соликамской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №.
Решением ТИК от <дата> № заявитель К. также зарегистрирован кандидатом в депутаты Соликамской городской Думы по одномандатному избирательному округу №.
Доводы представителя заявителя о том, что подписи избирателей, представленные в поддержку выдвижения кандидата Б., содержащиеся на листах 1,2,3,4,5,6,7,9,10,11,12,14 являются недействительными в соответствии с требованиями пункта «ж» части 11 статьи 36 Закона Пермского края № 525-ПК от 09.11.2009 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» (в ред. от 29.11.2010 г.), суд находит заслуживающими внимания по следующим основаниям.
При обозрении в судебном заседании подлинных подписных листов, представленных в поддержку кандидата Б., №№ 1,2,3,4,5,6,7, удостоверенных сборщиком подписей Ф., судом установлено, что на указанных листах в сведениях о лице, осуществлявшим сбор подписей избирателей, в графе «серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата выдачи, наименование или код органа, выдавшего документ» имеется следующая запись: «паспорт <данные изъяты>, выдан <дата> Соликамским УВД, код <данные изъяты>».
Согласно справке УВД Соликамского городского округа и Соликамского муниципального района Пермского края, наименование органа, выдавшего <дата> паспорт серии <данные изъяты> № на имя Ф., <дата> года рождения, значилось «УВД города Соликамска Пермской области».
При обозрении в судебном заседании подлинных подписных листов, представленных в поддержку кандидата Б., №№ 9,10,11,12,14, заверенных сборщиком подписей В., установлено, что на указанных листах в сведениях о лице, осуществлявшим сбор подписей избирателей, в графе «серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата выдачи, наименование или код органа, выдавшего документ» имеется следующая запись: «паспорт <данные изъяты> №, выд. <дата> Соликамским УВД, код <данные изъяты>».
Согласно сведениям, представленным Отделом УФМС России по Пермскому краю по г. Соликамску и Соликамскому району Пермского края, наименование органа, выдавшего <дата> паспорт серии <данные изъяты> № на имя В., <дата> года рождения, значилось «УВД города Соликамска и Соликамского района Пермской области».
Судом были исчерпаны все возможные меры для обозрения в судебном заседании подлинных паспортов на имя В., Ф., однако по не зависящим от суда причинам обозреть паспорта указанных лиц в судебном заседании не представилось возможным.
Иных достоверных и убедительных доказательств наименования органа, выдавшего <дата> паспорт на имя Ф., а также доказательств наименования органа, выдавшего <дата> паспорт на имя В., материалы дела не содержат и суду не представлено.
Указание не в полном объеме сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, а именно: наименования органа, выдавшего паспорт, в соответствии с пунктом «ж» части 11 статьи 36 Закона Пермской области от 09.11.2009 г. № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» (в ред. от 29.11.2010 г.) является основанием для признания всех подписей избирателей, содержащихся в таких подписных листах, недействительными, а именно: подписей избирателей, содержащихся на листе 1 строка 1,2,3; листе 2 строка 1,2,3; листе 3 строка 1,2,3; листе 4, строка 1,2,3; листе 5 строка 1,2,3; листе 6 строка 1,2; листе 7 строка 2,3; листе 9 строка 1,2,3; листе 10 строка 1,2,3; листе 11 строка 1,2,3; листе 12 строка 1,2,3; листе 14 строка 1,2,3 (всего 34 подписи).
С учетом ранее признанных ТИК недействительными подписей на листе 8 строка 1,2, общее количество недействительных подписей составило 36.
Доводы представителя заявителя о том, что подпись, содержащаяся на подписном листе 2 строка 1, является недействительной в соответствии с пунктом «в» части 11 статьи 36 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» (в ред. от 29.11.2010 г.), поскольку в данной строке избирателем указан некий набор цифр, который нельзя принять за дату проставления подписи избирателем, являются несостоятельными, голословными и не основанными на материалах дела.
Так при обозрении в судебном заседании подлинного подписного листа 2 установлено, что на листе 2 строка 1 в графе «дата проставления подписи» избирателем внесена следующая запись <дата>. Стиль написания избирателем чисел в указанной дате не препятствует однозначному восприятию сведений о дате внесения подписи избирателем. Данный факт является очевидным и не требует дополнительного подтверждения экспертом, а потому оснований для признания указанной подписи недействительной в соответствии с пунктом «в» части 11 статьи 36 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» (в ред. от 29.11.2010 г.), суд не усматривает.
В соответствии со ст. 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2010 г.) и ст.ст. 81, 83 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» (в ред. от 29.11.2010 г.), решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированному по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частью 4 ст. 37 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» (в ред. от 29.11.2010 г.).
В соответствии с п. «д» ч. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2010 г.), п. «ж» ч.4 ст. 37 Закона Пермского края № 525-ПК от 09.11.2009 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» (в ред. от 29.11.2010 г.) самостоятельными основаниями для отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Поскольку в подписных листах, представленных Б. для проверки, выявлено более 10% недействительных подписей (53,73%), а оставшихся достоверных 31 подписи избирателей не достаточно для регистрации кандидата, Территориальная избирательная комиссия Соликамского городского округа Пермского края не правомерно приняла решение о регистрации Б. кандидатом в депутаты Соликамской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №.
Учитывая, что в действиях Территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа Пермского края были допущены нарушения норм избирательного законодательства, которые в свою очередь повлекли нарушение принципов проведения выборов в РФ, а также нарушение пассивного избирательного права заявителя, принципа равенства кандидатов, решение ТИК от <дата> № о регистрации Б. кандидатом в депутаты Соликамской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №, суд не может признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Требования, заявленные Л. от имени и в интересах К., удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа Пермского края от <дата> № о регистрации кандидата в депутаты Соликамской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Б..
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение пяти дней.
СудьяподписьИ.В.Шатуленко