Дело № 2-371/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 февраля 2011 годагород Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шатуленко И.В.,
с участием прокурора Морева И.В.
заявителя З.,
представителя заинтересованного лица – Белкина В.Г.,
при секретаре Мехоношиной Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению З. об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа Пермского края, возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию Соликамского городского округа зарегистрировать его кандидатом,
у с т а н о в и л :
З. обратился в Соликамский городской суд с заявлением об отмене решения Территориальной избирательной комиссии (далее по тексту – ТИК) Соликамского городского округа Пермского края от <дата> № об отказе в регистрации кандидатом и о возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию Соликамского городского округа Пермского края зарегистрировать его кандидатом в депутаты Соликамской городской Думы пятого созыва. В обоснование заявления указал, что в связи с объявлением выборов депутатов Соликамской городской Думы пятого созыва, подал в ТИК Соликамского городского округа письменное заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу №, впоследствии сдал подписные листы с 58 подписями избирателей, поддержавших его самовыдвижение. <дата> на проверке подписных листов не присутствовал по причине болезненного состояния, итоговый протокол проверки подписных листов ему не был вручен. <дата> ТИК Соликамского городского округа было принято решение № об отказе его в регистрации в кандидатом в депутаты Соликамской городской Думы пятого созыва со ссылкой на то, что в ходе проверки было выявлено более 10 процентов недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, а именно: 9 подписей. Считает, что оспариваемое решение нарушает его законные интересы и право быть избранным в депутаты Соликамской городской Думы пятого созыва. Считает неверными выводы ТИК о признании недействительными подписей избирателей на листе 11 (строки № 1 2, 3) по мотиву исправлений в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей, и на листе 3 (строки № 1, 2, 3) по мотиву неполной даты внесения подписи лицом, осуществляющим сбор подписей. На листе 11 исправлений не имеется, допускает наличие помарок. На листе 3 имеется полная дата внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей. ТИК не были учтены особенности обстоятельств сбора подписей избирателей, особенности его почерка, а также условия внесения сведений. ТИК не было проведено никакой экспертизы, а была дана субъективная оценка листам 3 и 11. Решение ТИК Соликамского городского округа от <дата> № об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Соликамской городской Думы пятого созыва считает незаконными, просит его отменить и возложить на ТИК Соликамского городского округа обязанность зарегистрировать его кандидатом в депутаты Соликамской городской Думы пятого созыва.
В судебном заседании заявитель З. на удовлетворении заявленных требований настаивает по доводам, изложенным в заявлении. Пояснил, что <дата> представил в ТИК заявление о регистрации кандидатом, открыл спецсчет, получил подписные листы. <дата> лично занимался сбором подписей избирателей. Собрал всего 58 подписей на двадцати подписных листах. Считает действительными 55 подписей. Решение ТИК в части признания недействительными подписей на листе № 4 в строках № 2, 3, а также на листе № 10 в строке № 1 не оспаривает.
Представитель ТИК Соликамского городского округа Белкин В.Г. с заявлением не согласен, пояснил, что по результатам проверки подписных листов, представленных З., ТИК признала недействительными 9 подписей избирателей, что составляет более 10% об общего числа собранных подписей, а оставшихся достоверных 49 подписей было недостаточно для регистрации заявителя кандидатом.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, изучив материалы дела, обозрев в судебном заседании подлинные подписные листы, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Основную нормативно-правовую базу данного избирательного процесса составляет Конституция РФ, Федеральный закон № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закон Пермского края № 525-ПК от 09.11.2009 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».
Право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления регламентировано ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.1 ст. 32 Закона Пермского края № 525-ПК от 09.11.2009 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно путем самовыдвижения.
В судебном заседании установлено, что <дата> в газете «Соликамский рабочий» было опубликовано решение Соликамской городской Думы IV созыва от <дата> № о назначении на <дата> выборов депутатов Соликамской городской Думы пятого созыва.
Решением Соликамской городской Думы IV созыва от <дата> №, опубликованным в газете «Соликамский рабочий» <дата>, утверждена схема одномандатных избирательных округов на территории Соликамского городского округа для проведения выборов депутатов Соликамской городской думы V созыва согласно приложению 1.
<дата> в ТИК Соликамского городского округа Пермского края обратился З. с заявлением о регистрации кандидатом в депутаты Соликамской городской Думы пятого созыва путем самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №.
Согласно ч.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.1 ст. 37 Закона Пермского края № 525-ПК от 09.11.2009 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией, организующей выборы, при наличии документов, указанных соответственно в ч.2, 3 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ и в ч. 1, 2 ст. 32 Закона Пермского края № 525-ПК.
В соответствии с ч.1 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» количество подписей, которое необходимо для регистрации, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 ст. 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
Согласно ч.2 ст. 35 Закона Пермского края № 525-ПК от 09.11.2009 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 2% от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.
Исходя из общей численности избирателей, зарегистрированных на территории Соликамского городского округа по одномандатному избирательному округу № в количестве 2651 человек, для регистрации кандидата было определено необходимое количество подписей избирателей - 53, что составляет 2 % от числа избирателей, зарегистрированных на территории данного избирательного округа (2651 х 0,02 = 53, 02). Максимальное количество подписей избирателей – 58.
<дата> З. представил в ТИК Соликамского городского округа подписные листы в количестве 20 штук, содержащие 58 подписей избирателей.
Согласно ч.3 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными.
В соответствии с ч.5, 6, 7 ст. 36 Закона Пермского края № 525-ПК от 09.11.2009 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» если кандидатом представлены подписные листы, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для проведения указанной проверки соответствующая избирательная комиссия может образовывать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и привлеченных специалистов. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В соответствии с п.44 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительная подпись – подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа.
Согласно ч.11 ст. 36 Закона Пермского края № 525-ПК от 09.11.2009 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» недействительными считаются:
в) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
д) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями;
ж) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно.
Согласно п.5 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» адрес места жительства – адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с ч.6, 7, 10 ст. 35 Закона Пермского края № 525-ПК от 09.11.2009 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования – дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись в поддержку выдвижения кандидата и дату её внесения избиратель ставит собственноручно.
Каждый подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код выдавшего его органа, а также ставит подпись и дату её внесения. Каждый подписной лист заверяется также кандидатом.
Количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, может превышать установленное настоящим Законом необходимое для регистрации кандидата количество подписей, но не более, чем на 10 процентов.
Согласно ч.13 ст. 36 Закона Пермского края № 525-ПК от 09.11.2009 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлено, что она недействительная в соответствии с подпунктами «ж» и «л» части 11 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
Судом установлено, что для проверки соблюдения порядка сбора подписей и оформления подписных листов, а также достоверности содержащихся в подписных листах сведений, представленных З. на регистрацию, ТИК Соликамского городского округа создала рабочую группу из числа членов избирательной комиссии.
Количество проверенных рабочей группой ТИК подписей избирателей составило 58, что составляет 100 процентов от заявленных подписей.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от <дата>, ведомости проверки подписных листов, представленных кандидатом, по результатам проверки 9 подписей избирателей были признаны недействительными, что составило 15,52 % от общего количества собранных в поддержку выдвижения кандидата З. подписей избирателей.
Основаниями для признания девяти подписей недействительными явились следующие нарушения порядка оформления подписных листов:
Лист № 3 строки № 1,2,3 (три подписи) - указана неполная дата внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей.
Лист № 4 строки № 2,3 (две подписи) - неполный адрес места жительства избирателей: не указано наименование субъекта Российской Федерации, наименование города.
Лист № 10 строка № 1 (одна подпись) – неполные данные об избирателе: имя избирателя указано неполно; имеются исправления в дате внесения подписи избирателем.
Лист № 11 строки № 1,2,3 (три подписи) - имеются исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей.
Поскольку в ходе проведенной проверки ТИК выявлено более 10% недействительных подписей, а принятых к рассмотрению 49 подписей недостаточно для регистрации З. в качестве кандидата в депутаты,решениемТерриториальнойизбирательнойкомиссии
Соликамского городского округа от <дата> № З. в регистрации кандидатом в депутаты Соликамской городской Думы пятого созыва, выдвинутому в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №, отказано.
При обозрении в судебном заседании подлинных подписных листов №№ 3, 4, 10, 11 судом установлено, что на подписном листе № 3 дата заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, указана неполно, в частности, отсутствует год внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей. Отсутствие четко читаемой части текста препятствует однозначному восприятию этих сведений.
Также судом установлено, что на подписном листе № 11 в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, видны явные следы исправлений в написании даты выдачи паспорта, а именно: в дате написания года – после цифры «2» цифра «1» исправлена на цифру «0», следующая цифра нечитаема. Данный факт очевиден и не требует дополнительного подтверждения экспертом. Имеющиеся в подписном листе исправления лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, при составлении подписного листа специально не оговорены.
Наличие нарушений порядка оформления подписных листов, предусмотренных п. «ж» ч.11 ст. 36 Закона Пермского края № 525-ПК от 09.11.2009 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», правомерно явилось основанием для признания ТИК подписей избирателей, содержащихся в подписном листе № 3 в строках №№ 1, 2, 3 и в подписном листе № 11 в строках №№ 1, 2, 3, недействительными.
Допущенные при оформлении подписных листов нарушения, содержащиеся в подписном листе № 4 строки №№ 2, 3 (неполный адрес места жительства избирателей: не указано наименование субъекта Российской Федерации, наименование города) и в подписном листе № 10 строка № 1 (неполные данные об избирателе: имя избирателя указано неполно, при этом имеющиеся сокращения препятствуют однозначному восприятию этих сведений; имеются исправления в дате внесения подписи избирателем, специально не оговоренные избирателем), которые в соответствии с п. «в», «д» ч.11 ст. 36 Закона Пермского края № 525-ПК от 09.11.2009 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» являются основанием для признания недействительными подписей избирателей, указанных в подписном листе № 4 в строках №№ 2, 3, и в подписном листе № 10 в строке № 1, подтверждаются материалами дела и заявителем З. в судебном заседании не оспариваются.
Каких-либо нарушений требований избирательного законодательства в действиях Территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа Пермского края суд не усматривает.
Доводы заявителя о том, что оспариваемое решение не соответствует обстоятельствам и противоречит нормам права, нарушает его права и законные интересы, ТИК не были учтены обстоятельства сбора подписей избирателей и внесения сведений, а также особенности его почерка, являются несостоятельными, голословными и не основанными на материалах дела.
В соответствии с п. «д» ч. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. «ж» ч.4 ст. 37 Закона Пермского края № 525-ПК от 09.11.2009 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» основаниями для отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Учитывая, что при проверке подписных листов, представленных З., было выявлено более 10% недействительных подписей (15,52%), а оставшихся достоверных 49 подписей избирателей бело недостаточно для регистрации кандидата, избирательная комиссия правомерно приняла решение об отказе З. в регистрации кандидатом в депутаты. Правовых оснований для отмены указанного решения и возложения на Территориальную избирательную комиссию Соликамского городского округа Пермского края обязанности зарегистрировать заявителя кандидатом в депутаты Соликамской городской Думы пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №, суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления З. об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Соликамского городского округа Пермского края от <дата> № об отказе в регистрации кандидата в депутаты и о возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию Соликамского городского округа Пермского края зарегистрировать З. в качестве кандидата в депутаты Соликамской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение пяти дней.
СудьяИ.В.Шатуленко