о восстановлении нарушенных прав, компенсации морального вреда



Дело № 2-147428.10.2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Соликамский городской суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Рублевой Н.В.

с участием истицы Бурковой Т.Н., представителя истицы адвоката ФИО4, действующего на основании ордера № от <дата>,

представителей ответчика:

ФИО5, действующего на основании доверенности № от <дата>, ФИО2, действующего на основании доверенности № от <дата>,

при секретаре Швабенланд Х.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Соликамского муниципального района о восстановлении нарушенных прав, компенсации морального вреда

установил:

Буркова Т.Н. обратилась в суд с иском к администрации Соликамского муниципального района о восстановлении нарушенных прав, компенсации морального вреда, указывая, что решением Земского Собрания Соликамского муниципального района от <дата> № утверждена ее кандидатура на должность заместителя главы района по вопросам экономики, финансов и развитию территорий, с ней был заключен трудовой договор № от <дата>, согласно которого она назначена на должность заместителя главы района Соликамского муниципального района (высшая должность), <дата> ответчиком был объявлен конкурс на замещение вакантной должности первого заместителя главы Соликамского муниципального района, истица была членом конкурсной комиссии, <дата> конкурс состоялся, после <дата> со стороны главы Соликамского муниципального района началось давление - предлагалось переделать протокол и решение конкурсной комиссии, были вынесены замечание, выговор, ей вменяются обязанности, не предусмотренные трудовым договором, идут устные угрозы, не предоставляется ежегодный отпуск согласно графика, ее исключили из числа всех комиссий, что нарушает ее права на равные возможности для реализации трудовых прав среди равных.

С учетом уточненных исковых требований (л.д.12-18) истица просит признать действия работодателя дискриминационными в объявлении замечания и выговора, в понуждении проголосовать за иную кандидатуру при проведении конкурса, понуждении переделать и подписать иной протокол комиссии, просит признать дискриминационными действия ответчика по лишению права согласования нормативно-правовых актов главы Соликамского муниципального района, которые касаются сферы деятельности истицы,просит отменить постановление главы Соликамского муниципального района от <дата> №, признать действия работодателя дискриминационными по обязанию истицы на основании распоряжения главы Соликамского муниципального района от <дата> №-р выполнять служебные задания за рамками должностных обязанностей, просит отменить указанное распоряжение главы Соликамского муниципального района, поскольку оно нарушает утвержденную структуру перераспределения обязанностей между заместителями структурных подразделений администрации, забирает функции от одного заместителя и вменяет их в обязанности другого, данное распоряжение противоречит постановлению от <дата> № «О распределении обязанностей между руководством администрации муниципального района», противоречит ее должностным обязанностям, изменения в должностную инструкцию истицы не вносились, но на основании устных и письменных распоряжений и актов главы истица выполняет часть обязанностей второго заместителя главы района, считает, что ответчиком нарушены права истицы, она ограничена в трудовых правах и свободах в нарушение ст.3 ТК РФ.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Свобода труда в сфере трудовых отношений проявляется прежде всего в договорном характере труда, в свободе трудового договора и обеспечивается в том числе запретом принудительного труда ( части 1, 2).

В соответствии со ст.2 ФЗ «О муниципальной службе в российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

В силу ст.22 ТК РФ, предусматривающей основные права и обязанности работодателя, работодатель имеет право, в том числе:

заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью…

Статьями 22, 193 ТК РФ предусмотрено право работодателя на привлечении работника к дисциплинарной ответственности и порядок применения дисциплинарных взысканий, предусматривающий обязанность работодателя до применения дисциплинарного взыскания потребовать от работника письменное объяснение.

Суд считает, что реализация работодателем права на привлечение истицы к дисциплинарной ответственности не может являться обстоятельством, свидетельствующем о дискриминации истицы, законность привлечения истицы к дисциплинарной ответственности не подлежит правовой оценке при рассмотрении данного иска, поскольку оспаривание наложенных взысканий не является предметом заявленного иска, количество случаев, за которые ответчик требовал от истицы предоставления письменных объяснений до привлечения к дисциплинарной ответственности, самостоятельно не могут свидетельствовать о дискриминационных действиях ответчика в отношении истицы.

Довод истицы о признании действий работодателя дискриминационными в понуждении её проголосовать за иную кандидатуру судом не может быть принят во внимание и являться основанием для удовлетворения иска, поскольку действия по участию в конкурсной комиссии не относятся к трудовым обязанностям истицы и обстоятельства дискриминации истицы объективными доказательствами не подтверждены. Согласно протокола № от <дата> заседания конкурсной комиссии конкурс на замещение должности первого заместителя главы района признан несостоявшимся.

Суд также не находит оснований для удовлетворения исковых требований об отмене постановления главы Соликамского муниципального района от <дата> №, распоряжения главы Соликамского муниципального района от <дата> № в части п.1.2 распоряжения.

Согласно статьи 37 Закона РФ «Об основах организации органов местного самоуправления» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (часть1).

Согласно ст.6.1 вышеуказанного закона глава местной администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (п.п.3).

Принцип единоначалия в деятельности главы администрации предполагает, что он может непосредственно руководить органами и структурными подразделениями местной администрации либо назначает руководителей данных подразделений; издает распоряжения по вопросам организации работы местной администрации (п. 6 ст. 43 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), определяет структуру местной администрации (хотя она и утверждается представительным органом согласно ч. 8 ст.37 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации), глава администрации несет персональную ответственность за деятельность данного органа.

Согласно ст.15 Устава Соликамского муниципального района (с послед. изм.) структура местной администрации утверждается Земским собранием Соликамского муниципального района, в ее состав входят: комитеты, управления, отделы, комиссии и другие структурные подразделения, осуществляющие оперативную деятельность по управлению соответствующими сферами и объектами. Структурные подразделения формируются главой Соликамского муниципального района по функциональному признаку для реализации полномочий администрации по управлению отраслями хозяйства и социально-культурной сферой, а также для выполнения переданных администрации отдельных государственных полномочий. Комиссии образуются главой муниципального района в соответствии с законодательством.

Решением Земского собрания от <дата> № утверждена схема распределения обязанностей руководителей Соликамского муниципального района согласно приложению № и структура Соликамского муниципального района согласно приложению №.

Решением земского Собрания Соликамского муниципального района от <дата> № «Об утверждении структуры администрации Соликамского муниципального района» в соответствии с п.8 ст.37 ФЗ от <дата> № 131-ФЗ, статьей 15 Устава, в связи с кадровыми изменениями в администрации района утверждена структура администрации Соликамского муниципального района согласно приложению №, признано утратившим силу решение Земского Собрания Соликамского муниципального района от <дата> № «Об утверждении схемы распределения обязанностей руководителей и структуры администрации Соликамского муниципального района, решение вступает в силу с учетом изменений с <дата> в части изменений структуры, касающейся работы управлений, отделов и секторов, кроме того, с <дата> введена должность первого заместителя главы Соликамского муниципального района и специалиста по общественной безопасности (л.д.120).

Суд считает, что изданное главой Соликамского муниципального района распоряжение №-р от <дата> «О координации деятельности органов местного самоуправления и структурных подразделений администрации района», которым на истицу возложены обязанности по координации деятельности Комитета имущественных отношений, сектора культуры, спорта и молодежной политики, муниципального учреждения культуры «Соликамская центральная районная библиотечная система» не противоречит принятым локальным актам и решению Земского Собрания Соликамского муниципального образования № от <дата>, соответствует решению Земского Собрания Соликамского муниципального района <...> от <дата> №, которым утверждена структура администрации Соликамского муниципального района, с <дата> введена новая должность первого заместителя главы муниципального района, такие полномочия главы по распределению схемы подчиненности предусмотрены ст.15 Устава Соликамского муниципального района.

Представленная истицей структура управления Соликамским МР (л.д.121) Земским Собранием Соликамского муниципального района не утверждена, что не оспаривается истицей, поэтому доводы истицы о необходимости сохранения в ее трудовых обязанностей координации деятельности района по вопросам экономики, финансам, развитию территорий являются необоснованными.

Довод истицы о том, что распоряжением № от <дата> работодателем изменены существенные условия труда, о чем она не была предупреждена за 2 месяца в соответствии со ст.74 ТК РФ, суд считает необоснованным.

Статьей 56 ТК РФ предусмотрено, что трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Согласно статья 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника (часть1).

Судом установлено, что изменение существенных условий заключенного с истицей трудового договора работодателем не допущено.

Судом также не установлены обстоятельства временного или постоянного изменения трудовой функции истицы, что является переводом на другую работу согласно ст.72.1 ТК РФ, требующим согласия работника.

Согласно трудового договора № от <дата> с истицей заключен трудовой договор о работе в должности заместителя главы района, в соответствии с условиями трудового договора издано распоряжение о приеме на работу истицы в должности заместителя главы района, штатным расписанием предусмотрена должность заместителя главы района без указания круга вопросов его функций, что не оспаривается истицей.

Суд считает необоснованным довод истицы о заключении с ней трудового договора на выполнение обязанностей <данные изъяты> <данные изъяты> <дата> (л.д.122) не может являться основанием к удовлетворению иска, поскольку такой должности штатное расписание ответчика не содержит, что не оспаривается истицей, координация деятельности органов местного самоуправления и структурных подразделений района, в том числе заместителей главы района, на день заключения с истицей трудового договора произведена в ином решении представительного органа местного самоуправления.

Согласно п.п.7 Трудового договора № от <дата> заместитель главы района обязана исполнять распорядительные акты и поручения вышестоящих руководителей в соответствии с настоящим договором и должностной инструкцией.

В результате перераспределения обязанностей распоряжением главы Соликамского муниципального района № от <дата> не произошла для истицы смена работодателя, истица обязана продолжать выполнять обусловленную трудовым договором работу (трудовую функцию) в должности <данные изъяты> и никакие установленные по соглашению сторон условия трудового договора не изменены, в трудовом договоре не имелось указания на выполнение обязанностей <данные изъяты>, работодатель считает, что истица обладает профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для исполнения возложенных на нее должностных обязанностей, что подтверждается типовыми квалификационными требованиями, установленными ст.5 <...> от <дата> N 228-ПК "О муниципальной службе в <...>" от <дата>, согласно который для ведущей группы должностей муниципальной службы требуется наличие высшего профессионального образования, наличие стажа муниципальной службы (государственной службы) не менее одного года или стажа работы по специальности не менее двух лет или наличие среднего профессионального образования со стажем работы по специальности не менее пяти лет.

Кроме того, оспариваемым распоряжением№ от <дата> в обязанности истицы включены обязанности, предусмотренные должностной инструкцией от <дата>, которой она руководствовалась до издания оспариваемого распоряжения,такие, как вопросы общего руководства управлением образования п.2.7, вопросы <данные изъяты>), оспаривание распоряжения в этой части истицей не мотивировано.

Постановлением главы района № от <дата> внесены изменения в постановление главы района от <дата> №, которым был утвержден состав балансовой комиссии, главой района внесены изменения в состав балансовой комиссии по рассмотрению годовой бюджетной отчетности, анализу финансово-экономической деятельности муниципальных предприятий, учреждений, управлений, комитетов и отделов администрации Соликамского муниципального района, внесены изменения и дополнения в Положение о данной комиссии.

Суд считает, что доводы истицы о незаконном исключении ее из состава балансовой комиссии <данные изъяты> не основаны на положениях ст.15 Устава муниципального органа района, согласно которой вопросы создания комиссий, их состав определяетглава Соликамского муниципального района, действия главы о включении в состав лиц, подлежащих отчету за 1 полугодие 2010 года на заседании данной комиссии не могут являться проявлением дискриминации в отношении истицы, кроме того, заслуживает внимание довод ответчика о том, что другие заместители главы в течении всего отчетного периода не работали.

Доводы истицы об исключении ее из числа всех комиссий не нашел подтверждение в судебном заседании.

Доводы истицы о лишении ее права на согласование оспариваемых нормативно-правовых актов главы Соликамского муниципального района суд не может признать дискриминацией прав истицы, поскольку она не являлась лицом, представляющим проект для рассмотрения, на нее не была возложена ответственность за содержание, качество подготовки и оформление проектов этих актов главы района, работодателем выполнена обязанность ознакомления истицы с принятым актом, непосредственно связанным с ее трудовой деятельностью, что предусмотрено ст.22 ТК РФ.

При таких обстоятельствах, суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения иска, дискриминация истицы, нарушение работодателем ее трудовых прав судом не установлены.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Бурковой Татьяне Николаевне в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

СудьяРублева Н.В.