о признании незаконным решения ТИК



Дело № 2-890/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 мая 2011 годаСоликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи - Жулановой Г.И.,

при секретаре – Васькиной М.Д.

с участием :

прокурора - Никонова О.А.,

заявителя - Дума А.Ю..,

представителя заявителя – адвоката Мамонтова А.В., действующего на основании ордера

представителей Территориальной избирательной комиссии Соликамского муниципального района - Козициной О.В. и Иванова Ю.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Соликамске заявление Дума А.Ю. о признании решения Территориальной избирательной комиссии Соликамского муниципального района незаконным,

у с т а н о в и л:

Дума А.Ю. обратился в Соликамский городской суд с заявлением об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии Соликамского муниципального района Пермского края № 57/11 от 29.04.2011 года об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Соликамского муниципального района и о возложении обязанности зарегистрироватьегокандидатомна должность главы Соликамского муниципального района. Заявление обосновано тем, что для регистрации кандидатом на должность главы в Территориальную избирательную комиссию представил необходимые документы в соответствии с требованием избирательного законодательства, а также подписные листы с подписями избирателей, собранных в поддержку кандидата в количестве 123 подписи и первый финансовый отчет.

Итоговым протоколом заседания рабочей группы по проверке документов было выявлено 107 достоверных подписей и 26 недостоверных (недействительных) подписей избирателей. Результаты проверки были зафиксированы в итоговом протоколе проверки подписей, на основании которого Территориальная избирательная комиссия приняла решение об отказе ему в регистрации кандидатом на должность главы Соликамского муниципального района, поскольку для того, чтобы зарегистрировать его в качестве кандидата на должность главы района, ему необходимо было представить 112 подписей, фактически, за минусом 26 подписей, признанных недостоверными (недействительными) из 123 подписей, представленных им, количество подписей оказалось недостаточным для его регистрации. Он считает отказ незаконным, поскольку отсутствует письменное заключение эксперта, который должен был определить достоверность подписей избирателей, но эксперт избирательной комиссией для дачи заключения не привлекался.

В судебном заседании заявитель Дума А.Ю. и его представитель, адвокат Мамонтов А.В. поддерживают заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.

Председатель Территориальной избирательной комиссии Соликамского муниципального района Козицина О.В. и член избирательной комиссии Иванов Ю.В. с заявлением не согласились, полагают отказ заявителю в регистрации кандидатом на должность главы района законным и обоснованным.

Свидетель ФИО7 пояснила, что при сдаче подписных листов проверяли вместе с кандидатом на должность главы Дума А.Ю. правильность заполнения всех граф, считает, что сомнений в правильности написания даты избирателями в подписных листах не может быть, поскольку все даты читаемы, разночтений быть не может.

Выслушав лиц, участвовавших в деле, опросив свидетеля ФИО7, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Никонова О.А., полагавшего, что заявление Дума А.Ю. удовлетворению не подлежит, суд пришел к следующему.

Решением Земского Собрания Соликамского муниципального района Пермского края от 16.03.2011 г. № 218 выборы главы Соликамского муниципального района назначены на 05.06.2011 года.

Для уведомления об участии в выборах на должность главы района Дума А.Ю. в соответствии с требованиями избирательного законодательства 13.04.2011 г. представил в Территориальную избирательную комиссию Соликамского муниципального района необходимые документы, а для регистрации кандидатом на должность главы 20.04.2011 г. - подписные листы с подписями 123 избирателей и первый финансовый отчет.

Для регистрации кандидатом на должность главы муниципального района, необходимо было представить не менее 112 и не более 123 подписей избирателей.

Количество достоверных подписей, необходимое для регистрации кандидата, согласно решению ТИК от 01.04.2011 года, должно быть не менее 112. 25 апреля 2011 года рабочей группой осуществлена проверка подписных листов из которых 26 подписей избирателей в подписных листах из 123 подписей, представленных ФИО1 или 18,7% от количества проверенных подписей, признаны недостоверными (недействительными), что повлекло принятие Территориальной избирательной комиссией Соликамского муниципального района решения об отказе Дума А.Ю. в регистрации кандидата на должность главы муниципального района, поскольку оставшегося количества подписей избирателей оказалось недостаточным для регистрации Дума А.Ю. в качестве кандидата на должность главы района.

Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона РФ от 12.02.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что регистрация кандидата должна производиться при условии наличия у кандидата всех документов, необходимых для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

В соответствии с пунктом 7 части 8 статьи 32 Закона Пермского края от 13.02.2008 года № 208-ПК «О выборах должностных лиц муниципальных образований Пермского края» основанием отказа в регистрации является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Согласно пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению кандидата, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16, 16.2 или 16.4 настоящей статьи.

Согласно подпункту «д» пункта 24 ст.38 ФЗ № 67-ФЗ, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата;

Основаниями признания подписей недействительными являются нарушения, указанные в статье 32 Закона Пермского края от 13.03.2008 года № 208-ПК «О выборах должностных лиц муниципальных образований Пермского края», в которой указано, что основанием для признания подписи недостоверной является наличие неоговоренных исправлений в датах внесения подписей избирателями, недействительной – наличие неоговоренных исправлений в сведениях об избирателях либо неуказание необходимых сведений предусмотренных законом.

В судебном заседании согласно ведомостям проверки подписных листов установлены и признаны недостоверными (недействительными) подписи, содержащиеся в подписных листах:

1.Папка 2 лист 2 пункт2 – на основании справки ГАС «Выборы» (п.2ч.7ст.32 закона № 208-ПК – фамилия ФИО8 в подписном листе указана неверно,

2. папка 2 л.3 п.3 – справка ГАС (п.2 ч.7ст.32)- имя ФИО21 указано, как ФИО22,

3. папка 2 л.5 п.2 – справка ГАС (п.2 ч.7ст.32)-адрес ФИО9 указан неверный,

4. папка3 л.2 п.1 –справка ГАС ( п.2 ч.7.ст.32)-адрес ФИО10 указан неверный,

5. папка 3 л.2 п.2 – справка ГАС(п.2 ч.7 ст.32)- адрес ФИО11указан неверный,

6. папка 3 л.13 п.2 –справка ГАС (п.2 ч.7.ст.32)- ФИО12 –недостоверные паспортные данные,

7. папка 4 п.5 л.13- справка ГАС ( п.2 ч.7ст.32) – ФИО13 – неверный адрес,

8. папка4 л.5 п.15 – справка ГАС ( п.2 ч.7.ст.32)-ФИО14 – неверный адрес,

9. папка 4 л.5.п.20 –справка ГАС ( п.2 ч.7 ст.32)-ФИО15 – неправильно указана фамилия, как ФИО15,

10.папка 4 л.13 п.39–справка ГАС ( п.2 ч.7 ст.32)- ФИО16-не значится зарегистрированной по указанному в подписном листе адресу.

В соответствии с частью 7 статьи 32 Закона № 208-ПК подписи в подписных листах признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Часть 3 статьи 32 Закона Пермского края № 208-ПК предусматривает, что для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума, а также ГАС «Выборы». В соответствии с представленной справкой ГАС «Выборы» указанные подписи в выше перечисленных подписных листах содержат сведения об избирателях, не соответствующие действительности.

Таким образом, Территориальная избирательная комиссия обоснованно, на основании п.2 ч.7 ст.32 Закона Пермского края № 208-ПК признала недостоверными 10 (десять) подписей в вышеперечисленных подписных листах.

При проверке подписных листов Территориальной избирательной комиссией также выявлено::

1.в папке 4 на листе 8 две подписи - исправления в дате рождения сборщика подписей и в дате заверения подписного листа сборщиком подписей – не заверены сборщиком подписей (нарушен п.6 ч..7 ст.32 Закона Пермского края № 208-ПК);

2.в папке 4 лист 10 три подписи – исправления в дате, номере паспорта сборщика подписей не заверены сборщиком подписей ( нарушения п.6 ч.7 ст.32 Закона Пермского края № 208-ПК);

3.в папке 4 лист 12 п.3 – исправления в адресе места жительства избирателя не заверены ( нарушения п.5 ч.7 ст.32);

4.в папке 1 л.2 п.3 – исправление в дате внесения подписи не заверенное избирателем (п.5 ч..7 ст.32);

5.в папке 2 л.1 п.1 – исправление в дате внесения подписи не заверенное избирателем (п.5 ч.7 ст.32);

6.в папке 2 л.2 п.1 – сведения о дате, не соответствующие действительности (нечитаемая дата внесения подписи избирателем) (п.5 ч.7 ст.32);

7.в папке 2 л.4 п.3 – исправление в дате внесения подписи не заверенное избирателем (п.4.1 ч.7 ст.32);

8.в папке 3 л.6 п.2 - сведения о дате не соответствующие действительности (не читаемая дата внесения подписи избирателем) ( п.2 ч.7 ст.32);

9. в папке 3 л.12 п.2 – исправление в дате внесения подписи не заверенное избирателем (п.4 ч.7 ст.32).

Суд считает, что указанные 12 подписей, проверенных в судебном заседании являются недействительными, решение Территориальной избирательной комиссии обоснованно.

Таким образом, всего недействительными и недостоверными признается 22 (10+12) подписи избирателей в подписных листах.

В итоговом протоколе Территориальной избирательной комиссии от 25 апреля 2011 года при подсчете подписей избирателей признанных достоверными и недостоверными (недействительными) была допущена арифметическая ошибка в указании достоверных подписей: было указано, что всего собрано 123 подписи, из них недостоверными (недействительными) признано 26 подписей, достоверными – 107, тогда как достоверными, исходя из данного расчета подлежало признать 97 подписей.

Указанная арифметическая ошибка была исправлена в ходе судебного разбирательства, что отражено в показаниях представителя Территориальной избирательной комиссии и в представленном суду Решении рабочей группы по проверке подписных листов от 12 мая 2011 года, где указано, что из 123 подписей признано недостоверными (недействительными) 26 подписей, достоверными следует признать 97 подписей.

В ходе судебного разбирательства Территориальная избирательная комиссия признала достоверными дополнительно 4 подписи избирателей в подписных листах, которые первоначально были признаны недостоверными (недействительными) :

1.в папке 4 л.3 п.2,

2.в папке 4 л.13 п.39,

3.в папке 3 л.1 п.2,

4.в папке 3 л.10 п.3.

Суд полагает, что указанные подписи действительно подлежат включению в число достоверных подписей, поскольку сведения в подписных листах соответствуют паспортным данным указанных избирателей, что подтверждается справкой ГАС «Выборы» в отношении избирателей ФИО17 и ФИО18 Что касается избирателей, указанных в подписных листах в папке 4 л.3 п.2 и л.13 п.39, то выводы избирательной комиссии о том, что подпись избирателей и дата внесения сведений выполнены разными лицами, не подтверждены заключением эксперта.

Следовательно, всего подлежат признанию достоверными 101 подпись избирателей (97+4). Недостоверными подлежит признанию 22 подписи, что составляет 10 % от общего количества подписей и является основанием для отказа в регистрации кандидата в соответствии с пунктом 7 части 8 ст.32 Закона Пермского края от 13.03.2008 года № 208-ПК «О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае».

Решение Территориальной избирательной комиссии Соликамского муниципального района является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 260.1, 261 Гражданского процессуального кодекса РФ,

р е ш и л:

Отказать Дума А.Ю. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения ТерриториальнойизбирательнойкомиссииСоликамского муниципального района Пермского края от 29.04.2011 г. № 57/11 об отказе ему в регистрациикандидатом на должность главы Соликамского муниципального района и возложении обязанностизарегистрироватьегокандидатом на должность главы Соликамского муниципального района

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение 5 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме – 16.05.2011 г.

Судья:Г.И.Жуланова