о досрочном назначении пенсии



Дело № 2-17/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 января 2011 года                                                                                 город Соликамск

Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Пироговой Н.Б.,

с участием истца Редькиной Т.Н.,

ответчика – представителя Управления Пенсионного фонда РФ в г.Соликамске и Соликамском районе Пермского края Цапановой Е.В., действующей по доверенности от 11.01.2011 г.,

при секретаре Ероговой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Редькиной Тамары Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Соликамске и Соликамском районе о праве на досрочную трудовую пенсию по старости,

у с т а н о в и л:

Редькина Т.Н. обратилась в Соликамский городской суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Соликамске и Соликамском районе (далее УПФ РФ в г.Соликамске и Соликамском районе) о праве на досрочную трудовую пенсию по старости. Иск обоснован тем, что 05.04.2010 г. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет. Решением пенсионной комиссии от 27.05.2010 г. ей было отказано в назначении пенсии, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не был включен период работы в должности <данные изъяты> в детских яслях <данные изъяты> районного отдела здравоохранения г.<данные изъяты> с 17.03.1983 г. по 28.02.1985 г. Решение пенсионная комиссия обосновала отсутствием наименования должности методиста в Постановлении СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет». Считает, что ответчик незаконно отказал в зачете в специальный педагогический стаж данного периода. В трудовую книжку 01.03.1985 г. внесена запись о переименовании должности методиста на должность старшего воспитателя, в связи с тем, что Типовыми штатами дошкольных учреждений, утвержденными приказом Министерства просвещения СССР от 31.12.1971 г. № 103, в дошкольных учреждениях предусматривалась должность <данные изъяты>. Переименование в трудовой книжке ее должности свидетельствует о допущенной работодателем ошибке при назначении ее на должность. Просит признать решение УПФ РФ в г.Соликамске и Соликамском районе незаконным, обязать ответчика включить указанный период в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначить досрочную трудовую пенсию по старости.

В судебном заседании истец Редькина Т.Н. на доводах иска настаивала, уточнила свои требования, просила признать решение УПФ РФ в г.Соликамске и Соликамском районе незаконным в части отказа в назначении пенсии, обязать ответчика включить спорный период в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 05.04.2010 г.

Представитель ответчика УПФ РФ в г.Соликамске и Соликамском районе Цапанова Е.В. возразила против удовлетворения иска, пояснила, что спорный период не включен в специальный стаж истца, так как наименование должности <данные изъяты> не предусмотрено действующим законодательством.

Свидетель ФИО1 пояснил, что Редькина Т.Н. в период с 17.03.1983 г. по 28.02.1985 г. работала <данные изъяты> в детском саду. В связи с чем произошло переименование должности не знает.

Свидетель ФИО2 пояснила, что с марта 1983 г. по 1985 г. Редькина Т.Н. работала в детских яслях <данные изъяты>, осуществляла контроль за работой воспитателей, подменяла их, занималась организацией детских праздников, утренников. После переименования должности <данные изъяты> на должность <данные изъяты> выполняемые Редькиной Т.Н. трудовые функции, график работы и заработная плата не изменились.

Выслушав лиц, участвовавших в деле, опросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

05.04.2010 г. Редькина Т.Н. обратилась в УПФ РФ в г.Соликамске и Соликамском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 27.05.2010 г. в специальный педагогический стаж истца включены периоды работы общей продолжительностью 23 года 07 месяцев 23 дня.

Не включен в специальный стаж периоды работы истца с 17.03.1983 г. по 28.02.1985 г. <данные изъяты> в детских яслях № <данные изъяты> районного отдела здравоохранения г.<данные изъяты> (01 год 11 месяцев 15 дней) в связи с тем, что наименование должности не предусмотрено Постановлением № 463.

Решение ответчика в части отказа в назначении Редькиной Т.Н. пенсии по указанному основанию суд считает незаконным.

    Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

    В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного его статьей 7 возраста: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

        Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ (пункт 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ").

    Постановлением Правительства Российской Федерации 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

    В целях реализации пенсионных прав педагогических работников с учетом Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. 2-П при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет до введения нового правового регулирования, т.е. действовавшие до 01.01.2002 г. (01.01.2002 г. - дата введения в действие Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ трудовых пенсиях в РФ»).

        В соответствии со ст.80 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» № 340-1 от 20.11.1990 г. пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливалась гражданам при выслуге не менее 25 лет.

    Введение пенсий за выслугу лет названным категориям работников связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности, для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда, а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.

    Природа и предназначение пенсий за выслугу лет педагогическим работникам обусловливали особенности приобретения права на ее назначение. Право на пенсию за выслугу лет, как следует из статьи 80 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (и ранее действовавших нормативных правовых актов Союза ССР), возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности определенной профессиональной деятельности (в данном случае - стажа педагогической деятельности). Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно статье 83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

    К таким нормативным правовым актам относились до 01.11.1999 г. Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463; после 01.11.1999 г. – Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067.

В постановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» было предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются    все    виды    педагогической    деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

В Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, не поименована должность <данные изъяты>, но поименована должность <данные изъяты>

Суд находит заслуживающим внимание довод истца о допущенной работодателем ошибке при указании должности в трудовой книжке <данные изъяты> вместо «<данные изъяты>

В соответствии с п.28 Приказа Министерства просвещения СССР от 29.01.12985 г. № 16 «О введении Положения о детском дошкольном учреждении» штаты детского дошкольного учреждения определяются соответствующим районным, городским отделом народного образования (здравоохранения) либо ведомством в соответствии с типовыми штатами и штатными нормативами в установленном порядке.

Поскольку архивный фонд по дошкольному учреждению Детские ясли № <данные изъяты> районного отдела здравоохранения г<данные изъяты> за период с 1983 г. по 1985 г. не сохранен, что подтверждается ответами соответствующих учреждений, суд считает необходимым проанализировать Типовые штаты дошкольных учреждений, действовавшие в тот период.

В Типовых штатах яслей-садов, утвержденных Приказом Министерства просвещения СССР от 31.12.1971 г. № 103, была предусмотрена должность не <данные изъяты>, а <данные изъяты>

Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13.07.1972 г. № 522 «О повышении ставок и должностных окладов врачей, учителей и воспитателей детских дошкольных учреждений» установлена в зависимости от продолжительности стажа педагогической работы месячная заработная плата также только для должности <данные изъяты>

Приказом Министерства просвещения СССР от 25.06.1984 г. № 71 в Типовые штаты яслей-садов, утвержденные Приказом Министерства просвещения СССР от 31.12.1971 г. № 103, с 01.09.1984 г. вместо должности <данные изъяты> введена должность <данные изъяты> с оплатой по ставке заработной платы, предусмотренным Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13.07.1972 г. № 522.

Таким образом, в Типовых штатах яслей-садов, действовавших в период работы истца, никогда не была предусмотрена должность <данные изъяты>, как она поименована в трудовой книжке истца. Следовательно истец по объективным причинам не могла работать <данные изъяты>, а работала <данные изъяты>, что подтверждается записью в трудовой книжке о переименовании должности <данные изъяты> на должность <данные изъяты>

Указание должности истца в трудовой книжке не в точном соответствии с Типовыми штатами произошло не по вине работника и не может ограничивать ее право на пенсионное обеспечение.

Специальный стаж истца на 05.04.2010 г. с учетом включенного ответчиком в размере 23 лет 07 месяцев 23 дней и с учетом незаконно исключенного периода с 17.03.1983 г. по 28.02.1985 г. включительно – 01 год 11 месяцев 15 дней составляет 25 лет 07 месяцев 08 дней, что дает истцу право претендовать на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

    Исковые требования Редькиной Тамары Николаевны удовлетворить.

    Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 27.05.2010 г. в части отказа в назначении Редькиной Тамаре Николаевне пенсии.

    Обязать Управление пенсионного фонда РФ в г.Соликамске и Соликамском районе Пермского края включить Редькиной Тамаре Николаевне в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ период работы с 17.03.1983 г. по 28.02.1985 г. включительно <данные изъяты> в детских яслях № <данные изъяты> районного отдела здравоохранения г.<данные изъяты>, и назначить досрочно трудовую пенсию со дня обращения - с 05.04.2010 г.

      Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме - 28.01.2011 года.

                           Судья:                                                  Н.Б.Пирогова