О предоставлении благоустроенного жилого помещения



Дело № 2-652/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 мая 2011 года                                                     город Соликамск

          Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Шатуленко И.В.,

с участием помощника Соликамского городского прокурора Т.,

истца Д.,

представителя 3-его лица на стороне истца - Территориального Управления Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району – Ж., действующего на основании доверенности,

при секретаре Мехоношиной Н.М.,

          рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соликамского городского прокурора, предъявленному в интересах Д., к Администрации города Соликамска Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма,

у с т а н о в и л:

    Соликамский городской прокурор обратился в суд с иском, предъявленным в интересах Д., к Администрации города Соликамска Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма. Иск обоснован тем, что Соликамской городской прокуратурой в связи с обращением Д. проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что Д., <дата> года рождения, отнесена к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Статус оставшейся без попечения родителей Д. установлен решением Соликамского городского суда Пермского края от <дата>. Д. закрепленного жилья не имеет, в несовершеннолетнем возрасте находилась на полном государственном обеспечении в детском учреждении, находилась под попечительством, с 18.11.2005 года в Администрации города Соликамска состоит на учете нуждающихся в жилом помещении в списке «Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей», следовательно, имеет право на внеочередное предоставление жилья. Однако администрацией города Соликамска гарантированное законом право на жилье Д. нарушается, несмотря на выделяемые Пермским краем средства на приобретение, строительство, реконструкцию жилья для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Просит суд обязать Администрацию города Соликамска предоставить Д. на условиях договора социального найма благоустроенное применительно к условиям города Соликамска, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение размером не менее 12 кв.м. общей площади, расположенное в черте города Соликамска, за счет средств, выделяемых Правительством Пермского края.

    В судебном заседании истец Д. исковые требования поддерживает по доводам, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что в 2005 году поступила в Детский дом <...>, где находилась по достижении 17 лет. С 2007 года проживала в социальной гостинице <...>. Решением Соликамского городского суда Пермского края от <дата>, за ней закреплен статус оставшейся без попечения родителей.

С <дата> она поставлена на учет в администрации города Соликамска в льготном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в получении жилого помещения, и по состоянию на <дата> состоит под .

         В настоящее время закрепленного жилья на территории города Соликамска и Соликамского района не имеет, какого либо жилья в собственности либо в найме также не имеет, с 2008 года постоянного места жительства не имеет, вынуждена проживать <данные изъяты>. В связи с отсутствием регистрации не может трудоустроиться.

    Представитель администрации города Соликамска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещён надлежащим образом. Представил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 39-41).

Кроме того, Д. в очереди на предоставление жилья состоит под , поставлена на учет после других лиц и соответственно, исполнение права Д. на предоставление социального жилья нарушает права и законные интересы лиц, поставленных на учет ранее.

3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Правительство Пермского края в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте судебного заседания был извещён надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем представил письменное ходатайство. В ранее направленном отзыве на исковое заявление в удовлетворении исковых требований просит отказать по доводам, изложенным в письменном виде.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ.

Представитель 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району – Ж., действующий на основании доверенности, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, доводы прокурора в обоснование иска, исследовав письменные доказательства по делу, изучив материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

В соответствии ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Таким образом, как вытекает из ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, право на бесплатное получение жилища гарантируется не всем, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.1 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счёт средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Анализ нормы пункта 2 части 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в совокупности с частью 2 статьи 57 ЖК РФ свидетельствует о том, что дети – сироты, дети, оставшихся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильём непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приёмной семье или окончания службы в Вооружённых Силах РФ.

В соответствии со статьёй 6 Закона Пермской области № 1939-419 от 27 декабря 2004 года «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом Губернатора области и Правительства Пермского края.

Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённым постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года № 16-п «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определён порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утверждённых в установленном порядке органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края платёжными поручениями Министерства финансов Пермского края с лицевого счёта бюджета Пермского края с кодом «02» (лицевого счёта Агентства по строительству и ЖКХ, открытого в Министерстве финансов) на счёт, открытый Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю для учёта поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в целях последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты.

Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета (пункт 2).

Учёт детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учёта детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утверждёнными Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года № 170 (пункт 3).

Распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края (пункт 7).

Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением следующих условий:

Площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма;

Стоимость жилого помещения не может превышать сумму, рассчитанную исходя из 33 кв.м общей площади жилья и средней расчётной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчёта размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений по данному муниципальному образованию, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на день опубликования извещения о размещении заказа на приобретение, строительство или реконструкцию жилья.

Приобретённые жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством (пункт 8).

Средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд (пункт 9).

В судебном заседании установлено, что в августе 2005 году Д. поступила в детский дом <...>, где находилась по достижении 17-летнего возраста на полном государственном обеспечении. С августа 2007 года истица проживала в социальной гостинице <...>.

С 2008 года Д. постоянного места жительства и закрепленного жилья не имеет, жилыми помещениями на праве собственности либо в найме не располагает, вынуждена проживать <данные изъяты>.

Истица относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Статус оставшейся без попечения родителей Д. установлен решением Соликамского городского суда от <дата>, вступившим в законную силу (л.д. 22-23).

На основании постановления главы Соликамского муниципального района от <дата> истица находилась под попечительством (л.д. 26).

Постановлением, главы местного самоуправления города Соликамска Пермской области от <дата>, истица поставлена на учет в льготном списке администрации города Соликамска «Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в жилом помещении» и по состоянию на <дата> год состоит под

Поставив истца Д. на учет нуждающихся в получении жилого помещения по льготному списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, администрация города Соликамска фактически признала право истца на получение жилого помещения именно в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Постановлением главы города Соликамска от 31 марта 2006 года № 581 «Об установлении учётной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования Соликамского городского округа» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма 12 кв.м общей площади на одного члена семьи и постановлено считать благоустроенными, применительно к условиям города Соликамска, жилые помещения, находящиеся в зданиях капитального типа и оборудованные центральным отоплением, водопроводом, канализацией, электроснабжением.

Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что истец, как лицо, отнесённое к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

Обязанность по предоставлению такого жилого помещения следует возложить на ответчика – администрацию города Соликамска Пермского края, так как именно органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для данной категории лиц.

Полагая исковое заявление Соликамского городского прокурора, предъявленное в интересах Д., к Администрации города Соликамска Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма, подлежащим удовлетворению, суд исходит из того, что обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, а доводы ответчика, изложенные им в своих письменных пояснениях признаются не основанными на законе.

Удовлетворение заявленного иска не может привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц, поскольку исходя из буквального толкования положений ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия либо отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Недостаток денежных средств не является достаточным основанием для снижения установленных законом гарантий прав на жилое помещение.

        На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

          Исковые требования Соликамского городского прокурора, предъявленные в интересах Д., удовлетворить.

          Обязать администрацию города Соликамска Пермского края предоставить Д., <дата> года рождения, на условиях социального найма благоустроенное применительно к условиям города Соликамска Пермского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение размером не менее 12 квадратных метров общей площади, расположенное в черте города Соликамска Пермского края, за счет средств, выделяемых Правительством Пермского края.

          На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с 10 мая 2011 года.

Председательствующий                 подпись                   И.В.Шатуленко