Дело № 2-1910/10
Именем Российской Федерации
ЗАОЧНОЕ
Р Е Ш Е Н И Е
20 декабря 2010 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В.,
при секретаре судебного заседания Кромм Е. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю к Первичной профсоюзной организации ОАО «Л» Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица и об исключении из единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю обратилось в суд с иском к Первичной профсоюзной организации ОАО «Л» Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица и об исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Приказом Минюста России от 21.05.2009 № 147 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» установлено, что Управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации является территориальным органом Минюста России, действующим на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации и определены основные задачи и полномочия Управления.
Так в частности Управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации осуществляет следующие полномочия: осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям; за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации; обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю (далее – Управление) просит о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица и об исключении из единого государственного реестра юридических лиц за нижеследующие нарушения федерального законодательства.
Первичная профсоюзная организация ОАО «Л» Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности (далее – Организация) зарегистрирована в качестве юридического лица Управлением юстиции Пермской области 20.06.1997 года, внесена в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу 17.12.2002 года, организация действует на основании Устава Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности.
В соответствии с абзацем 4 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Организация обязана ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В обоснование заявленного требования Управление указывает, что Организация с 2006 года и по настоящее время не исполняет вышеприведённые требования законодательства, в связи, с чем в его адрес было вынесено предупреждение за нарушение данных норм, с установленным сроком устранения нарушений 20.10.2010 года. Указанное предупреждение Организацией получено, что подтверждается вернувшимся в адрес Управления уведомлением о вручении председателю профкома ФИО2
По мнению истца, Организация допустила неоднократные нарушения действующего законодательства, выразившиеся в неоднократном непредставлении сведений, предусмотренных ст. 29 Закона, что дает право Управлению обратиться в суд с заявлением о признании прекратившей свою деятельность организацию, допустившую такие нарушения.
Истец извещен о времени и месте судебного заседания, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, представил заявление с просьбой рассмотреть настоящее гражданское дело без участия своего представителя, одновременно указал, что исковые требования поддерживает.
Третье лицо – Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю о времени, месте судебного заседания и заявленных требованиях извещено, представителя в судебное заседание не направило.
Ответчик извещен судом, что подтверждается вернувшимся почтовым уведомлением с отметкой о вручении судебной повестки Председателю профкома ФИО2
При неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статей 167 и 233 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителей сторон и третьего лица в порядке заочного производства.
О рассмотрении дела в порядке заочного производства вынесено определение, занесённое в протокол судебного заседания.
При рассмотрении дела в порядке заочного производства суд проводит судебное заседание в общем порядке, исследует доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, учитывает их доводы и принимает решение, которое именуется заочным.
Изучив доводы иска, ознакомившись с представленными лицами, участвующими в деле письменными доказательствами, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов.
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением частных учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Как следует из материалов дела ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица 20 июня 1997 года Управлением юстиции Пермской области.
Юридическое лицо, приобретая статус общественного объединения, обязано соблюдать нормы Закона.
Согласно абзацу 2 пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года № 14-П по делу о проверке конституционности положений статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с абзацем 11 ст. 29 Закона неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Нарушение абзаца 4 ст. 29 Закона выявлено 16.11.2009г. в ходе изучения материалов учетного дела Организации, в результате которого выявлено, что Организация не представила документы, информирующие Управление о продолжении ее деятельности с указанием действительного места нахождения ее постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц за 2006, 2007, 2008, 2009 годы, что подтверждается предупреждением, вынесенным Управлением в адрес Организации 17.09.2010 года за № 03-4261 и ответчиком не опровергнуто.
Названные документы не представлены ответчиком регистрирующему органу до настоящего времени. Кроме того, в адрес Управления направлен приказ от 15.09.2010 года № 5 «О прекращении деятельности первичной профсоюзной организации».
Иного ответчиком не доказано.
Таким образом, суд считает установленным факт неоднократного непредставления ответчиком в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 29 Закона, что следует расценить как неоднократные грубые нарушения федерального законодательства, носящие неустранимый характер.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, о наличии оснований, предусмотренных законом для признания общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица и об исключении из единого государственного реестра юридических лиц, что нашло своё подтверждение при разбирательстве дела.
По своему характеру нарушения, на которые ссылается истец в обоснование заявленных требований, являются неустранимыми и столь существенными, что позволяют суду принять решение об удовлетворении заявленных требований.
Заочное решение суда вступает в законную силу по истечении сроков его обжалования, предусмотренных статьей 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю к Первичной профсоюзной организации ОАО «Л» Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица и об исключении из единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.
Признать общественное объединение – Первичную профсоюзную организацию ОАО «Л» Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности, зарегистрированное в качестве юридического лица Управлением юстиции Пермской области 20.06.1997 года.
Ответчик вправе подать в Соликамский городской суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий П.В.Степанов