о назначении пенсии по старости



Дело № 2-329/11

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

01 февраля 2011 года                                                                      город Соликамск

Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи                                                  Степанова П. В.,

при секретаре судебного заседания                         Кромм Е. В.,

с участием истца                                                                         Кочергина Ю. М.,

представителя ответчика                                                            Цапановой Е. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочергина Ю.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <...> и <...> о признании решения комиссии ответчика незаконным в части, включении определенных периодов работы в специальный трудовой стаж и об обязании ответчика назначить трудовую пенсию по старости досрочно с момента обращения в пенсионный орган,

установил:

Кочергин Ю. М. обратился в суд с вышеназванным иском, мотивируя свои требования тем, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <...> и <...> от 02 декабря 2010 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности из-за отсутствия требуемого стажа.

Из специального стажа ответчиком были исключены периоды его работы: с 12 апреля 1984 года по 31 декабря 1987 года, с 05 августа 1991 года по 01 июня 1992 года в должности руководителя физвоспитания сельского ПТУ а также период нахождения на курсах повышения квалификации, приходящийся на первый спорный период с 12 мая 1986 года по 05 июля 1986 года.

Полагая данное решение пенсионного органа нарушающим его право на пенсионное обеспечение, истец просил признать вышеназванное решение в указанной части незаконным (с учетом уточнения исковых требований), обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указанные периоды и обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию по старости досрочно с момента обращения в пенсионный орган – 22.10.2010г.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дал пояснения, по существу аналогичные доводам иска.

Представитель ответчика – Цапанова Е. В. против удовлетворения иска возразила по основаниям, аналогичным основаниям, приведённым в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 02.12.2010г. .

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы иска и возражения относительно него, ознакомившись с представленными сторонами доказательствами, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что 22.10.2010г. Кочергин Ю. М. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обжалуемым решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, при этом в специальный стаж не включены вышеуказанные спорные периоды работы.

Принимая данное решение по делу, ответчик сослался на то, что Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 463 наименование должности «руководитель физвоспитания» не предусмотрена, а также на то, что Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 не содержат правовых норм, устанавливающих включение периода повышения квалификации в специальный стаж.

    Между тем, суд не может полностью согласиться с указанными выводами пенсионного органа по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В указанном Списке, а также в ранее действовавших Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, и Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, отсутствует наименование должности «руководитель физвоспитания», а имеется наименование должности «руководитель физического воспитания».

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367, как и ранее действующим Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (186 016) наименование должности «руководитель физвоспитания» не предусмотрено, а установлено наименование должности «руководитель физического воспитания».

Изложенное свидетельствует о том, что в данном случае не имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах, а работодателем допущено неправильное наименование занимаемой истцом должности, поэтому в судебном порядке может быть решен вопрос о тождественности выполняемых Кочергиным Ю. М. функций той должности, которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Исходя из Положения о среднем профессионально-техническом училище, утверждённом Постановлением Совмина СССР от 22.02.1985 № 177 руководитель физического воспитания среднего профессионально-технического училища отвечает за выполнение программы физической подготовки учащихся, качество учебно-спортивной и спортивно-массовой работы, участвует в военно-патриотическом воспитании.

Руководитель физического воспитания назначается директором училища в установленном порядке из числа лиц, имеющих, как правило, высшее образование и опыт педагогической работы по физической культуре и спорту.

Согласно Единому квалификационному справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н должностные обязанности руководителя физического воспитания заключаются в том, что он планирует и организует проведение учебных, факультативных и внеурочных занятий по физическому воспитанию (физической культуре) в учреждениях (подразделениях) начального и среднего профессионального образования. Осуществляет проведение учебных занятий по физическому воспитанию обучающихся в объеме не более 360 часов в год. Организует учет успеваемости и посещаемости занятий обучающимися. Внедряет наиболее эффективные формы, методы и средства физического воспитания обучающихся, обеспечивает контроль за состоянием их здоровья и физическим развитием в течение всего периода обучения, за проведением профессионально-прикладной физической подготовки. Организует с участием учреждений здравоохранения проведение медицинского обследования и тестирования обучающихся по физической подготовке. Обеспечивает организацию и проведение оздоровительных физкультурных мероприятий во внеучебное и каникулярное время, организует работу спортивно-оздоровительных лагерей. Принимает меры по физической реабилитации обучающихся, имеющих отклонения в здоровье и слабую физическую подготовку. Организует работу физкультурно-оздоровительных центров, кабинетов здоровья. Осуществляет контроль за состоянием и эксплуатацией имеющихся спортивных сооружений и помещений, соблюдением безопасности при проведении учебных занятий, за хранением и правильным использованием спортивной формы, инвентаря и оборудования. Планирует ассигнования на приобретение спортивного имущества. Содействует подготовке общественных физкультурных кадров. Составляет отчетность по установленной форме, в том числе и с использованием электронных форм ведения документации. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Аналогичные обязанности закреплены в должностной инструкции истца от 07.12.2010.

Согласно пояснениям истца, согласующимся с исследованными судом письменными доказательствами, в спорные периоды должностные обязанности Кочергина Ю. М. были теми же и в настоящее время не изменились.

Таким образом, возможно установить тождество выполняемых истцом функций, условий и характера его деятельности в должности «руководитель физвоспитания» и функциональных обязанностей руководителя физического воспитания.

Поскольку по характеру выполняемой работы данные должности полностью тождественны, то имеются основания для принятия решения о включении истцу в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии спорных периодов его работы.

В судебном порядке может быть установлено тождество должности, имеющей иное или неправильное наименование, не предусмотренное списками или перечнем, наименованию должности, содержащемуся в списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.

Кочергин Ю. М. работая руководителем физвоспитания осуществлял педагогическую деятельность, выполнял образовательные и воспитательные функции, фактически выполняя работу руководителя физического воспитания, в связи, с чем имеет право на включение указанных периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

    Приказом среднего профтехучилища от 04.01.1986г. Кочергин Ю. М. командирован для повышения квалификации во Всесоюзный институт на специализированный факультет руководителя физического воспитания на период с 12 мая по 05 июля 1986 года.

Действовавшее в период нахождения истца на курсах повышения квалификации с отрывом от производства Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 (утратившее силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 953), предусматривало включение времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности в стаж работы по специальности.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Таким образом, период нахождения истца на курсах повышения квалификации с отрывом от производства подлежит включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

    Однако даже с учетом включения спорных периодов в специальный стаж истца, у него отсутствует необходимый специальный стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Учитывая изложенное, правовых оснований для назначения истцу льготной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 22.10.2010г. не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Иск Кочергина Ю.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <...> и <...> о признании решения комиссии ответчика незаконным в части, включении определенных периодов работы в специальный трудовой стаж и об обязании ответчика назначить трудовую пенсию по старости досрочно с момента обращения в пенсионный орган удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <...> и <...>, изложенное в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 02 декабря 2010 года незаконным в части не включения в специальный трудовой стаж Кочергина Ю.М. периодов работы с 12.04.1984г. по 31.12.1987г. (03 года 08 месяцев 20 дней), с 05.08.1991г. по 01.06.1992г. (09 месяцев 28 дней) в качестве руководителя физвоспитания Сельского ПТУ одновременно с периодом повышения квалификации с 12.05.1986г. по 05.07.1986г. (01 месяц 25 дней).

Возложить обязанность на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <...> и <...> включить в специальный стаж Кочергина Ю.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды его работы в Сельском ПТУ: с 12 апреля 1984 года по 11 мая 1986 года, с 12 мая 1986 года по 05 июля 1986 года, с 06 июля 1986 года по 31 декабря 1987 года, с 05 августа 1991 года по 01 июня 1992 года – 04 года 05 месяцев 13 дней.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

На настоящее решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                                    П.В.Степанов