Дело № 2-329/11
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
01 февраля 2011 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Степанова П. В.,
при секретаре судебного заседания Кромм Е. В.,
с участием истца Кочергина Ю. М.,
представителя ответчика Цапановой Е. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочергина Ю.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <...> и <...> о признании решения комиссии ответчика незаконным в части, включении определенных периодов работы в специальный трудовой стаж и об обязании ответчика назначить трудовую пенсию по старости досрочно с момента обращения в пенсионный орган,
установил:
Кочергин Ю. М. обратился в суд с вышеназванным иском, мотивируя свои требования тем, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <...> и <...> от 02 декабря 2010 года № ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности из-за отсутствия требуемого стажа.
Из специального стажа ответчиком были исключены периоды его работы: с 12 апреля 1984 года по 31 декабря 1987 года, с 05 августа 1991 года по 01 июня 1992 года в должности руководителя физвоспитания сельского ПТУ№ а также период нахождения на курсах повышения квалификации, приходящийся на первый спорный период с 12 мая 1986 года по 05 июля 1986 года.
Полагая данное решение пенсионного органа нарушающим его право на пенсионное обеспечение, истец просил признать вышеназванное решение в указанной части незаконным (с учетом уточнения исковых требований), обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указанные периоды и обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию по старости досрочно с момента обращения в пенсионный орган – 22.10.2010г.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дал пояснения, по существу аналогичные доводам иска.
Представитель ответчика – Цапанова Е. В. против удовлетворения иска возразила по основаниям, аналогичным основаниям, приведённым в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 02.12.2010г. №.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы иска и возражения относительно него, ознакомившись с представленными сторонами доказательствами, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что 22.10.2010г. Кочергин Ю. М. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обжалуемым решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, при этом в специальный стаж не включены вышеуказанные спорные периоды работы.
Принимая данное решение по делу, ответчик сослался на то, что Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 463 наименование должности «руководитель физвоспитания» не предусмотрена, а также на то, что Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 не содержат правовых норм, устанавливающих включение периода повышения квалификации в специальный стаж.
Между тем, суд не может полностью согласиться с указанными выводами пенсионного органа по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В указанном Списке, а также в ранее действовавших Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, и Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, отсутствует наименование должности «руководитель физвоспитания», а имеется наименование должности «руководитель физического воспитания».
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367, как и ранее действующим Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (186 016) наименование должности «руководитель физвоспитания» не предусмотрено, а установлено наименование должности «руководитель физического воспитания».
Изложенное свидетельствует о том, что в данном случае не имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах, а работодателем допущено неправильное наименование занимаемой истцом должности, поэтому в судебном порядке может быть решен вопрос о тождественности выполняемых Кочергиным Ю. М. функций той должности, которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исходя из Положения о среднем профессионально-техническом училище, утверждённом Постановлением Совмина СССР от 22.02.1985 № 177 руководитель физического воспитания среднего профессионально-технического училища отвечает за выполнение программы физической подготовки учащихся, качество учебно-спортивной и спортивно-массовой работы, участвует в военно-патриотическом воспитании.
Руководитель физического воспитания назначается директором училища в установленном порядке из числа лиц, имеющих, как правило, высшее образование и опыт педагогической работы по физической культуре и спорту.
Согласно Единому квалификационному справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н должностные обязанности руководителя физического воспитания заключаются в том, что он планирует и организует проведение учебных, факультативных и внеурочных занятий по физическому воспитанию (физической культуре) в учреждениях (подразделениях) начального и среднего профессионального образования. Осуществляет проведение учебных занятий по физическому воспитанию обучающихся в объеме не более 360 часов в год. Организует учет успеваемости и посещаемости занятий обучающимися. Внедряет наиболее эффективные формы, методы и средства физического воспитания обучающихся, обеспечивает контроль за состоянием их здоровья и физическим развитием в течение всего периода обучения, за проведением профессионально-прикладной физической подготовки. Организует с участием учреждений здравоохранения проведение медицинского обследования и тестирования обучающихся по физической подготовке. Обеспечивает организацию и проведение оздоровительных физкультурных мероприятий во внеучебное и каникулярное время, организует работу спортивно-оздоровительных лагерей. Принимает меры по физической реабилитации обучающихся, имеющих отклонения в здоровье и слабую физическую подготовку. Организует работу физкультурно-оздоровительных центров, кабинетов здоровья. Осуществляет контроль за состоянием и эксплуатацией имеющихся спортивных сооружений и помещений, соблюдением безопасности при проведении учебных занятий, за хранением и правильным использованием спортивной формы, инвентаря и оборудования. Планирует ассигнования на приобретение спортивного имущества. Содействует подготовке общественных физкультурных кадров. Составляет отчетность по установленной форме, в том числе и с использованием электронных форм ведения документации. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Аналогичные обязанности закреплены в должностной инструкции истца от 07.12.2010.
Согласно пояснениям истца, согласующимся с исследованными судом письменными доказательствами, в спорные периоды должностные обязанности Кочергина Ю. М. были теми же и в настоящее время не изменились.
Таким образом, возможно установить тождество выполняемых истцом функций, условий и характера его деятельности в должности «руководитель физвоспитания» и функциональных обязанностей руководителя физического воспитания.
Поскольку по характеру выполняемой работы данные должности полностью тождественны, то имеются основания для принятия решения о включении истцу в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии спорных периодов его работы.
В судебном порядке может быть установлено тождество должности, имеющей иное или неправильное наименование, не предусмотренное списками или перечнем, наименованию должности, содержащемуся в списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.
Кочергин Ю. М. работая руководителем физвоспитания осуществлял педагогическую деятельность, выполнял образовательные и воспитательные функции, фактически выполняя работу руководителя физического воспитания, в связи, с чем имеет право на включение указанных периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Приказом среднего профтехучилища № от 04.01.1986г. № Кочергин Ю. М. командирован для повышения квалификации во Всесоюзный институт на специализированный факультет руководителя физического воспитания на период с 12 мая по 05 июля 1986 года.
Действовавшее в период нахождения истца на курсах повышения квалификации с отрывом от производства Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 (утратившее силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 953), предусматривало включение времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности в стаж работы по специальности.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Таким образом, период нахождения истца на курсах повышения квалификации с отрывом от производства подлежит включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Однако даже с учетом включения спорных периодов в специальный стаж истца, у него отсутствует необходимый специальный стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Учитывая изложенное, правовых оснований для назначения истцу льготной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 22.10.2010г. не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Иск Кочергина Ю.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <...> и <...> о признании решения комиссии ответчика незаконным в части, включении определенных периодов работы в специальный трудовой стаж и об обязании ответчика назначить трудовую пенсию по старости досрочно с момента обращения в пенсионный орган удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <...> и <...>, изложенное в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 02 декабря 2010 года № незаконным в части не включения в специальный трудовой стаж Кочергина Ю.М. периодов работы с 12.04.1984г. по 31.12.1987г. (03 года 08 месяцев 20 дней), с 05.08.1991г. по 01.06.1992г. (09 месяцев 28 дней) в качестве руководителя физвоспитания Сельского ПТУ№ одновременно с периодом повышения квалификации с 12.05.1986г. по 05.07.1986г. (01 месяц 25 дней).
Возложить обязанность на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <...> и <...> включить в специальный стаж Кочергина Ю.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды его работы в Сельском ПТУ№: с 12 апреля 1984 года по 11 мая 1986 года, с 12 мая 1986 года по 05 июля 1986 года, с 06 июля 1986 года по 31 декабря 1987 года, с 05 августа 1991 года по 01 июня 1992 года – 04 года 05 месяцев 13 дней.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На настоящее решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий П.В.Степанов