Дело № 2-327/11
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
01 марта 2011 года
город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Степанова П. В.,
при секретаре судебного заседания Кромм Е. В.,
с участием истца Белкина В. И.,
его представителя, адвоката Попова А. Б.,
представителя ответчика Цапановой Е. В.,
представителя третьего лица Майер Н. Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белкина В.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <...> и <...> о включении определённых периодов работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и об обязании ответчика назначить трудовую пенсию по старости досрочно с момента обращения в пенсионный орган,
установил:
Белкин В. И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <...> и <...>, просил признать работу тракториста на участке подземного самоходного транспорта и доставки оборудования рудника полностью соответствующей характеру выполняемых работ, предусмотренных должностной инструкцией по профессии «машинист подземных самоходных машин», включить период работы 14.10.1985г. по 28.02.1989г. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по подпункту 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет и обязать ответчика назначить трудовую пенсию по старости досрочно с момента обращения в пенсионный орган, то есть с 17.11.2010г.
В обоснование иска сослался на то, что приобрел необходимый 25-летний подземный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением ответчика от 02.12.2010г. № 49/1-19 ему было отказано в назначении трудовой пенсии по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
При этом в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не был включен спорный период.
С данным решением истец не согласен, в связи, с чем просит суд обязать пенсионный орган включить указанный период в специальный стаж работы и назначить ему трудовую пенсию с 17.11.2010г.
В ходе разбирательства дела истец уточнил исковые требования, просил включить ему в льготный стаж 1 год 1 месяц 18 дней, что с учетом ранее включенного ответчиком периода – 2 года 3 месяца составит 3 года 04 месяца 18 дней.
На удовлетворении требования об установлении тождества профессий не настаивал.
В судебном заседании истец и его представитель, уточненные заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дали пояснения, по существу аналогичные доводам иска.
Представитель ответчика иск не признала по мотивам, приведённым в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 02.12.2010г. № 49/1-19.
Представитель третьего лица – ОАО «С» с исковыми требованиями не согласилась, полгала, что истец не выработал специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указала на то, что тракторист на участке подземного самоходного транспорта и доставки оборудования рудника и машинист подземных самоходных машин, это разные профессии.
Суд, выслушав участников процесса, изучив доводы иска и возражения относительно него, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно подп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, - если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Как следует из пункта второго этой же статьи, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначаются трудовые пенсии по старости, предусмотренные названным подп. 11 п. 1 ст. 27, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которыми урегулированы общие вопросы исчисления стажа, дающего право на трудовые пенсии в соответствии с вышеназванными статьями.
Пунктом 5 данных Правил установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, выполнявшейся постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 15 указанных Правил (п. 15 введен Постановлением Правительства РФ от 02.05.2006 № 266) при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:
каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца;
каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, - за 9 месяцев.
Подпунктом «е» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что при досрочном назначении пенсии работникам, указанным в подп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г., применяется список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. № 481.
Профессия тракторист в списке работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет не поименована.
Порядок применения данного списка содержится в разъяснении Министерства труда Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 2 «О порядке исчисления специального стажа работы по профессиям рабочих, предусмотренным ст. 78 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», и порядке применения списка работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет».
Пунктом 3 указанного разъяснения установлен механизм исчисления стажа работникам, занятым на подземных работах, согласно которому работникам, занятым на подземных работах, имеющим не менее 10 лет стажа работы, дающей право на пенсию независимо от возраста в соответствии со статьей 78 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» но не выработавшим полного стажа, предусмотренного указанной статьей Закона, пенсия независимо от возраста может назначаться при наличии не менее 25 лет стажа подземной работы с зачетом в него каждого полного года подземной работы, предусмотренной Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, - за 9 месяцев.
Учитывая, что в спорный период истец работал по профессии тракторист, учтённой в пп. «а» пункта 1 раздела «Горные работы» Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях», утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 (позиция 1010100а все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах), но отсутствующей в списке № 481, то ответчик правомерно учел каждый полный год подземной работы истца в период с 14.10.1985г. по 28.02.1989г. за 9 месяцев.
Таким образом, спорный период в календарном исчислении составляет 03 года 4 месяца 18 дней, но ответчик обоснованно включил в специальный стаж 2 года 03 месяца, правильно применив к спорным правоотношениям нормы действующего законодательства Российской Федерации.
В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.) (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 2О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии»).
Установить тождество выполняемых истцом функций, условий и характера его деятельности по профессии тракторист на участке подземного самоходного транспорта и доставки оборудования рудника и функциональных обязанностей машинист подземных самоходных машин невозможно по следующим основаниям.
Вопрос о тождественности выполняемых Белкиным В. И. функций тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть решен в судебном порядке только в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истцом должности (профессии).
Исходя из содержаний пояснений лиц, участвующих в деле, их представителей, сведений работодателя – ОАО «С», инструкций по рабочему месту по данным профессиям следует, что тракторист на участке подземного самоходного транспорта и доставки оборудования рудника и машинист подземных самоходных машин это разные профессии с различными функциями и обязанностями, существующие одновременно.
Таким образом, доводы иска о возможности включения в специальный стаж Белкина В. И. периода его работы в качестве тракториста противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Решением ответчика в специальный стаж истца по Списку № 481 включен 21 год 07 месяцев 12 дней, по Списку № 1 - 2 года 3 месяца, доказательств, свидетельствующих о незаконности данного решения нет. Иного истцом не доказано.
Сведений о том, что истец, является лицом, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных горных по добыче полезных ископаемых не менее 25 лет на период 17.11.2010г. в материалах дела нет, в судебном заседании данное обстоятельство своего подтверждения не нашло.
При таких обстоятельствах не имеется правовых оснований для возложения обязанности на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <...> и <...> обязанности назначить трудовую пенсию по старости досрочно по подпункту 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения в пенсионный орган - с 17.11.2010г.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска Белкина В.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <...> и <...> о включении определённых периодов работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и об обязании ответчика назначить трудовую пенсию по старости досрочно с момента обращения в пенсионный орган отказать.
На настоящее решение суда может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий П.В.Степанов