о признании действий пртивоправными



                      Р Е Ш Е Н И Е

                                           Именем Российской Федерации

     30 марта 2011 года                    город Соликамск

             Соликамский городской суд Пермского края в составе председательствующей судьи Старчак Т.А.,

при секретаре Ветчаниновой О.С.,

с участием представителя истца Беляева С.С., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика Корольковой И.П., действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица Перминовой Д.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <...> к Соликамскому Муниципальному унитарному предприятию « Теплоэнерго» о признании действий противоправными в отношении неопределенного круга потребителей <...>,

                       у с т а н о в и л :

               Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <...> обратилось в суд с иском к Соликамскому МУП « Теплоэнерго» в интересах неопределенного круга потребителей-жителей <...> о признании противоправными действий, указывая в обоснование заявленных требований, что в северной части <...> в период с <дата> по <дата> было произведено плановое отключение горячего водоснабжения для проведения ремонта тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления, потребителям услуг северной части <...> в платежных документах за <данные изъяты> года было произведено начисление полной стоимости за услуги горячего водоснабжения. При этом, МУП « Теплоэнепрго» в своем письме от <дата> за МУП « <данные изъяты> », осуществляющему сбор платы за поставленный ресурс и оформление платежных документов на основании агентского договора с ответчиком, дало разъяснение произвести перерасчет платы за время отсутствия горячего водоснабжения, но без учета <данные изъяты> суток, поскольку данные <данные изъяты> суток не включены в годовой норматив потребления тепла на горячее водоснабжение, так как норматив на горячее водоснабжение принят из расчета <данные изъяты> суток в год. Данные действия ответчика в отношении потребителей, у которых отсутствуют общедомовые и индивидуальные приборы учета и которые оплачивают услугу по нормативу потребления истец просит признать противоправными и обязать ответчика дать указание МУП

« <данные изъяты>» уменьшить размер платы за время отсутствия услуги горячего водоснабжения- <данные изъяты> дней ( за период планового отключения горячего водоснабжения в летний период <дата> года) в отношении потребителей <...>, которым уменьшение размера платы не было произведено.

              Кроме того, истцом указано на то, что ответчиком напрямую оказываются жителям <...> услуги горячего водоснабжения и теплоснабжения, плата за оказанные услуги от жителей <...> поступает в МУП « Теплоэнерго», при этом на основании агентского договора от <дата> участие в расчетах по данному виду услуг осуществляет МУП « <данные изъяты>», осуществляя сбор платежей и оформление платёжных документов, таким образом ответчик выступает в роли исполнителя услуг, но в нарушение требований Закона РФ « О защите прав потребителей» в формируемых МУП « <данные изъяты>» и утверждаемых ответчиком квитанциях отсутствует информация об ответчике как об исполнителе услуги по отоплению и горячему водоснабжению, кроме того, в выставляемых потребителям квитанциях не указываются основания перерасчета платы за коммунальные услуги. В связи с чем истец просит признать противоправным в отношении неопределенного круга потребителей действия ответчика по не предоставлению потребителям в период до <дата> года в платежных документах на оплату услуг сведений об ответчике как об организации, осуществляющей оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению, об основаниях изменения размера платы за коммунальные услуги( в соответствии с понятиями, используемыми в законе РФ « О защите прав потребителей» ) и обязать ответчика утвердить форму квитанции, в которой указывать сведения о себе как об исполнителе услуги по горячему водоснабжению и теплоснабжению и об основаниях изменения размера платы за коммунальные услуги.

              Также истцом указано на то, что в нарушение требований действующего законодательства, при плановых отключениях горячего водоснабжения в летний период <дата> года в отношении потребителей <...> допущено несвоевременное изменение размера платы за не оказанные услуги горячего водоснабжения, поскольку ответчиком своевременно, не позднее 1 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производилась оплата услуг, в МУП « <данные изъяты>» не предоставлялась информация о произведении перерасчеты платы за время отсутствие услуги ( в частности, при отключении горячего водоснабжения у ряда потребителей в <дата> года перерасчет платы за <дата> года в платежных документах не производился, а был произведен лишь в <дата> года ; при отсутствии горячего водоснабжения у ряда потребителей в <дата> года перерасчет платы был произведен лишь в <дата> года). В связи с чем истец просит признать действия ответчика по несвоевременному предоставлению в МУП « <данные изъяты>» информации, необходимой для своевременного произведения перерасчета платы при плановых отключениях горячего водоснабжения в летний период <дата> года противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и обязать ответчика не позднее 1 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата услуг горячего водоснабжения предоставлять в МУП « <данные изъяты>» информацию, являющуюся основанием для перерасчета платы при предоставлении услуги с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Также истец просит обязать ответчика довести решение суда через средства массовой информации до сведения потребителей.

    В судебном заседании представитель истца настаивает на исковых требованиях по основаниям, приведенным в исковом заявлении.

            Представитель ответчика с иском не согласна, суду пояснила, что МУП

« Теплоэнерго» выступает в роли « ресурсоснабжающей организации», поставляя коммунальный ресурс в виде тепла до границ ответственности, определенными с Управляющими компаниями, товариществами собственников жилья, то есть до ввода в жилые дома, а потому не является исполнителем коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению. МУП « Теплоэнерго» принимались меры к понуждению товариществ собственников жилья, управляющих компаний заключить договоры на продажу коммунального ресурса, в удовлетворении заявленных в арбитражный суд споров им было отказано ввиду существующей свободы заключения договора.

Оплата коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению осуществляется потребителями муниципальному унитарному предприятию « Теплоэнерго», на основании агентского договора принимать платежи поручено МУП « <данные изъяты>». При этом, при предоставлении услуг с перерывами, превышающими установленную законом продолжительность, МУП « <данные изъяты>» производится перерасчет размера платы на основании актов составляемых управляющими компаниями, ТСЖ и утверждаемых ответчиком, при этом ответчик не имеет возможности отвечать за несвоевременные действия управляющих компаний и ТСЖ по предоставлению актов, служащих основанием для перерасчета платы. В целях проведения ремонтных работ на тепловых сетях, тепловых пунктах и системах теплопотребления в период с <дата> по <дата> предприятием производились плановые отключения горячего водоснабжения в различных микрорайонах <...>. Поскольку годовой объем норматива потребляемой тепловой энергии в <дата> году был рассчитан МУП «Теплоэнерго» и представлен для утверждения в Администрацию <...> без учета <данные изъяты> суток, то и плата за услуги горячего водоснабжения за указанный период не начислялась при перерывах в предоставлении услуг, превышающих установленную продолжительность, гражданам производился перерасчет платы исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, о чем и было разъяснено в письме МУП « <данные изъяты>» от <дата> и в средствах массовой информации <данные изъяты> года.

             Представитель МУП « <данные изъяты>» оснований для удовлетворения заявленных требований не находит.

             Выслушав стороны, представителя третьего лица, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

             В соответствии со ст. 157 ЖК РФ « Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.»

            Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <дата> под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный объем( количество потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определения размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих ( квартирных) приборов учета.

            Правилами установления и определениями нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации <дата> и действующими на момент возникновения спорных правоотношений предусмотрено следующее: пунктом 8 Правил предусмотрено, что установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций, пунктом 16 предусмотрено, что срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, пунктом 5 Правил, приложениями к Правилам, определяющими порядок формирования норматива и его составляющих, не предусмотрено формирование норматива с учетом такой составляющей, как количество дней в году.

           При этом, вышеприведенные нормы согласуются с положениями п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ <дата> , предусматривающим при перерывах в предоставлении коммунальных услуг, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз профилактических работ снижение платы за коммунальные услуги при отсутствии коллективных ( общедомовых), общих ( квартирных) или индивидуальных приборов учета на размер стоимости не предоставленных коммунальных услуг.

            Судом установлено, что Соликамское МУП « Теплоэнерго» осуществляет деятельность по обеспечению населения <...> горячим водоснабжением и отоплением, выступая в роли ресурсоснабжающий организации. Сбор средств и оформление платежных документов за поставляемый коммунальный ресурс осуществляет МУП « <данные изъяты>» на основании агентского договора от <дата> об участии в расчетах оп оплате жилищно-коммунальных услуг населением. В целях проведения ремонтных работ на тепловых сетях, пунктах и системах теплоснабжения в период с <дата> по <дата> предприятием производились плановые отключения горячего водоснабжения в районах <...>. При этом, расчет платы населению производился за оказываемые услуги не за весь период отсутствия горячего водоснабжения, а за вычетом <данные изъяты> дней. При этом, основанием для подобного расчета послужил рассчитанный ответчиком и представленный для утверждения и утвержденный органом местного самоуправления норматив потребления, рассчитанный в соответствии с Распоряжением Губернатора Пермского края -р от <дата>, предусматривающий количество суток подачи горячего водоснабжения в размере <данные изъяты> суток в год. Применение ответчиком данной Методики при расчете норматива противоречило требованиям действующего на момент возникновения спорных правоотношений законодательства. Тем не менее, в письме директору МУП « <данные изъяты>» от <дата> ответчиком сделаны ссылки на применение данного норматива, с учетом изложенного, суд приходит к убеждению в том, что данные разъяснения в той части, в которой они не соответствовали положениям Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, являлись противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

             Наряду с этим, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности для произведения перерасчета платы потребителям за услуги горячего водоснабжения в период их отсутствия за 14 дней в летний период <дата> года, поскольку судом установлено, что по данному факту истцом в отношении ответчика был составлен административный протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ за обман потребителей, по результатам рассмотрения протокола ответчик решением Начальника Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <...> был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа. Решением Арбитражного суда от <дата> вышеназванное постановление отменено, указано на то, что при расчете норматива потребления коммунальных услуг была учтена возможность отключения горячего водоснабжения по каким-либо причинам за 14 суток плата изначально не начислялась, при привлечении к ответственности вопрос о неправильном толковании МУП « Теплоэнерго» норм действующего законодательства, регламентирующего предоставление коммунальных услуг населению не обсуждался. Поскольку расчет оплаты соответствовал утвержденному нормативу, утвержденный органом местного самоуправления норматив истцом не оспаривался и не оспаривается, оснований для перерасчета платы суд не усматривает.

                  Истцом поставлен вопрос о нарушении ответчиком прав неопределенного круга потребителей на информацию, предусмотренную положениями Закона РФ « О защите прав потребителей», в частности не указание в квитанциях на оплату коммунальных услуг сведений о себе как об организации, оказывающей услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению ( то есть как об исполнителе услуг) в соответствии с понятиями используемыми в Законе РФ « О защите прав потребителей».

Преамбулой закона РФ « О защите прав потребителей» дано понятие исполнителя услуг как организации независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющей работы или оказывающей услуги потребителям по возмездному договору.

              В соответствии с положениями п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам « При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме( в случае непосредственного управления таким домом ) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении горячей воды, тепловой энергии непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи горячей воды и тепловой энергии на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов с системами коммунальной инфраструктуры. Характер вышеприведенной нормы свидетельствует о том, что когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы, рессурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и не несет ответственность за режим и качество подачи горячей воды и тепловой энергии на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 161 ЖК РФ исполнителями коммунальных услуг в зависимости от выбранного собственниками помещений способа управления многоквартирным домом являются либо управляющие компании либо товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный кооператив, лица, осуществляющие соответствующие виды деятельности ( при управлении многоквартирным домом непосредственно собственниками помещений).

             Судом установлено, что в отношениях с потребителями при предоставлении коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения Соликамское МУП

« Теплоэнерго» выступает ресурсоснабжающей организацией, поставляющей коммунальный ресурс в виде тепловой энергии до границ ответственности, определенных на вводе в жилые дома, приобретают поставляемый коммунальный ресурс и отвечают за обслуживание внутридомовых инженерных систем в зависимости от выбранного жителями <...> способа управления многоквартирными домами либо управляющие компании, либо товарищества собственников жилья, выступающие в правоотношениях с потребителями в качестве исполнителей коммунальных услуг. Поэтому, возложение на ответчика обязанности по указанию о себе как об исполнителе коммунальных услуг информации суд находит неправомерным.

               Наряду с этим, судом установлено, что плата за услуги горячего водоснабженияи отопление вносится потребителями услуг на основании платежных документов, которые на основании агентского договора от <дата> ( л.д.42-43) формирует МУП

« <данные изъяты>» по утвержденной ответчиком форме, при этом, согласно п. 5.4 договора ответчик несет ответственность за качественное и своевременное обеспечение МУП « ИРЦ» актами в случаях не предоставления услуги или снижения параметра их качества.

              Из положений ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, п. 19, 37, 54 Правил следует, что в случае предоставления услуг горячего водоснабжения, отопления с перерывами, превышающими установленную продолжительность, перерасчет размера платы должен производиться не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата. Данный порядок корреспондирует требованиям ст. 155 ч. 1 Жилищного кодекса РФ, согласно которому плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

             В соответствии с п. 38 Правил в платежном документе указываются сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги, с указанием основания изменений, в том числе, в связи со снижением качества коммунальных услуг.

             Принимая во внимание, что ответчик напрямую, посредством МУП « <данные изъяты>» осуществляет сбор платежей за поставленный коммунальный ресурс, о чем выставляет потребителям квитанции по оплате коммунальных услуг теплоснабжения, горячего водоснабжения ( п. 1.1 агентского договора( л.д.42), в ходе рассмотрения дела исходя из представленной информации МУП « <данные изъяты>»( л.д. 45-46) установлено и не оспаривается ответчиком, что <дата> года при плановом отключении горячего водоснабжения с перерывами, превышающими установленную продолжительность ежемесячный перерасчет платы за не оказанную свыше установленных сроков услугу своевременно не производился, основания изменения размеры платы в платежных документах не указывались, то действия ответчика в данной части следует признать противоправными, не соответствующими требованиям вышеприведенных норм, предоставляющих потребителям право на своевременную ежемесячную информацию об основаниях произведения перерасчета. На ответчика следует возложить обязанность предоставлять в МУП « <данные изъяты>» сведения, необходимые для уменьшения в платежных документах, предоставляемых потребителям не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится плата, размера платы за услуги горячего водоснабжения и теплоснабжения при предоставлении услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также обязанность предоставлять потребителям <...> в платежных документах, выставляемых за услуги нагрев воды и отопление, информацию об основаниях изменения размера платы за данные услуги.

       Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ

                         Р Е Ш И Л :

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <...>, заявленные в защиту интересов неопределенного круга потребителей <...> удовлетворить частично.

Признать действия Соликамского Муниципального унитарного предприятия «Теплоэнерго» в отношении неопределенного круга потребителей <...> в даче разъяснений Муниципальному унитарному предприятию « <данные изъяты>» в письме от <дата> с исходящим не производить перерасчет платы за услуги горячего водоснабжения за <данные изъяты> суток при плановом останове источников теплоснабжения и тепловых сетей <...> на капитальный ремонт <дата> года противоправными в той части, в какой    данные разъяснения не соответствовали положениям Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Признать противоправным со стороны Соликамского муниципального унитарного предприятия «Теплоэнерго» несвоевременное предоставление в летний период 2010 года в МУП « <данные изъяты>» при плановых прекращениях горячего водоснабжения    информации, необходимой для изменения ( уменьшения) размера платы за услуги горячего водоснабжения ) при плановых прекращениях горячего водоснабжения в летний период <дата> года.

Признать противоправным со стороны Соликамского муниципального унитарного предприятия « Теплоэнерго» не предоставление в платежных документах для оплаты услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению информации об основаниях изменения размера платы при предоставлении данных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Обязать Соликамское муниципальное унитарное предприятие « Теплоэнерго» предоставлять в МУП « <данные изъяты>» сведения, необходимые для уменьшения в платежных документах, предоставляемых потребителям не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится плата, размера платы за услуги горячего водоснабжения и теплоснабжения при предоставлении услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

Обязать Соликамское муниципальное унитарное предприятие « Теплоэнерго» предоставлять потребителям <...> в платежных документах, выставляемых за услуги нагрев воды и отопление информацию об основаниях изменения размера платы за данные услуги.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие « Теплоэнерго» довести решение суда до сведения потребителей в месячный срок со дня вступления решения в законную силу через печатное средство массовой информации газету « Соликамский рабочий».

В удовлетворении остальной части требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <...> отказать.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия « Теплоэнерго» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в <...>вой суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, с <дата>, с принесением кассационной жалобы в Соликамский суд.

                Судья                  Т.А.Старчак