По иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований.



Дело № 2-1058/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июня 2011 года                                                     город Соликамск

      Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Шатуленко И.В.,

с участием заместителя Соликамского городского прокурора Константиновой О.И.,

представителя ответчика МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «В.» Ч., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика Управления образования администрации Соликамского района Ш., действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Б.,

при секретаре Мехоношиной Н.М.,

       рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по иску Соликамского городского прокурора, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста «В.», Администрации Соликамского муниципального района, Управлению образования администрации Соликамского муниципального района о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований,

у с т а н о в и л:

    Соликамский городской прокурор обратился в Соликамский городской суд с иском, предъявленным в интересах неопределенного круга лиц, к МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «В.», Администрации Соликамского муниципального района, Управлению образования администрации Соликамского муниципального района о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований. Иск обоснован тем, что Соликамской городской прокуратурой по исполнение приказа прокурора Пермского края от <дата> в МОУ для детей дошкольного и младшего возраста «В.» проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних, в ходе проведения которой установлено, что вопреки требованиям ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» и в нарушение ст.11 Федерального закона от 30.03.199 года № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательном учреждении безопасные условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на образование не созданы. В декабре 2010 года при проведении обследования в МОУ для детей дошкольного и младшего возраста «В.» Северным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю было выявлено 27 нарушений санитарного законодательства. По данному факту директору учреждения было выдано предписание с требованием устранить нарушения. Однако проверка показала, что предписание Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в полном объеме не выполнено. При таких обстоятельствах неисполнение администрацией МОУ для детей дошкольного и младшего возраста «В.» требования санитарных норм нарушает гарантированные и охраняемые государством права граждан на благоприятные условия обучения. Наличие нарушений, отмеченных контролирующим органом, представляет опасность для находящихся в здании воспитанников, работников, иных граждан, посещающих учреждение, а также не позволяет образовательному учреждению пройти процедуру лицензирования. На момент обращения с иском в Соликамский городской суд, детский сад осуществляет свою деятельность незаконно, поскольку 28.04.2011 года истекли сроки действия лицензии, выданной Департаментом образования Пермской области от <дата>. В связи с тем, что причиной невыполнения предписания Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю является отсутствие должного финансирования, Соликамская городская прокуратура обращается в судебные органы с требованием устранить нарушения санитарных норм и к Управлению образования, и к Администрации Соликамского района. Управление образования является учредителем образовательного учреждения, согласно п.9.8 Устава МОУ для детей дошкольного и младшего возраста «В.», утвержденного приказом управления образования администрации района от <дата>, п.3.4 Договора о разграничении полномочий между управлением образования администрации соликамского района и МОУ для детей дошкольного и младшего возраста «В.» Управление образования должно осуществлять контроль за сохранностью имущества, закрепленного за образовательным учреждением, и финансировать школу – детский сад. В соответствии с п.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального района отнесено: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района и контроль за его исполнением. Согласно п.11 ч.1 ст. 15, п.3 ч.1 ст.17, ч.1 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 года №131«Об общих принципах организации местного самоуправления», п.11 ч.1 ст.6, ч.1 п.4 ч.2 ст.14 Устава Соликамского муниципального района к полномочиям администрации отнесены: организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего образования на территории муниципального района и финансирование муниципальных учреждений. Пунктом 4 ч.1 ст.31 Федерального закона Федерального закона «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесены: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Управление образования, как учредитель юридического лица, обязано профинансировать школу – детский сад денежными средствами в объеме, необходимом для выполнения предписания Северного территориального Управления Роспотребнадзора. Данные денежные средства являются средствами бюджета муниципального района, главным их распорядителем является Управление образования администрации района. Однако данное учреждение не обладает правом законодательной инициативы по формированию бюджета муниципального района. В силу ст.9 Бюджетного кодекса РФ данным правом обладает только орган местного самоуправления – администрация района, правомочная выносить на обсуждение депутатов Земского собрания предложения по формированию бюджета. В силу данных положений обязанность по обеспечению МОУ для детей дошкольного и младшего возраста «В.» денежными средствами в объеме, необходимом для выполнения работ по предписанию Роспотребнадзора, необходимо возложить не только на Управление образования района как учредителя школы – детского сада, но и на Администрацию района. Поскольку в настоящее время невозможно определить состав потенциальных истцов, обращение прокурора в суд направлено на защиту неопределенного круга лиц. Речь идет о нарушении прав детей, посещающих школу – детский сад, детей которые поступят в учреждение в будущем, до устранения нарушений, а также иных граждан, посещающих школу – детский сад. Данными обстоятельствами затрагиваются интересы Российской Федерации, поскольку согласно п.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а при таких обстоятельствах единообразное применение федеральных законов не обеспечивается.    Соликамский городской прокурор просит обязать МОУ для детей дошкольного и младшего возраста «В.» устранить нарушение санитарных требований, отмеченных Северным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от <дата>. Обязать Управление образования администрации Соликамского района, Администрацию Соликамского района обеспечить МОУ для детей дошкольного и младшего возраста «В.» денежными средствами в объеме, необходимом для выполнения работ по предписанию Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от <дата>.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управления образования администрации Соликамского района - Ш., действующая на основании доверенности от <дата>, в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.

Представитель ответчика МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «В.» в лице директора Ч. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме. Суду пояснила, что наличие нарушений санитарно-эпидемиологических требований, выявленных в ходе проведенной прокурорской проверки, не оспаривает. Причиной не свовременного устранения выявленных нарушений санитарных требований явилось отсутствие должного финансирования. В настоящее время из 27 нарушений не устранены всего шесть. Денежные средства на их устранение выделены, но в недостаточном объеме. В срок до <дата> обязуется устранить указанные нарушения.

Представитель ответчика Администрации Соликамского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором исковые требования признал в полном объеме.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя Администрации Соликамского муниципального района в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора - Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Б., действующий на основании доверенности от <дата>, в судебном заседании исковые требования считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, при этом, согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Значение, сущность и последствия признания иска и принятия его судом в соответствии со ст.ст. 39, 173 ГПК РФ представителям ответчика разъяснены и понятны.

Полномочия представителей ответчика на признание исковых требований в полном объеме подтверждены доверенностями, имеющимися в материалах дела.

Учитывая, что признание ответчиками иска Соликамского городского прокурора, является их свободным волеизъявлением, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, последствия признания иска ответчикам разъяснены и понятны, суд принимает признание ответчиками Администрацией Соликамского муниципального района, Управлением образования администрации Соликамского района.

            В судебном заседании установлено, что Соликамской городской прокуратурой по исполнение приказа прокурора Пермского края от <дата> в МОУ для детей дошкольного и младшего возраста «В.» была проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних, в ходе проведения которой установлено, что вопреки требованиям ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» и в нарушение ст.11 Федерального закона от 30.03.199 года № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательном учреждении безопасные условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на образование не созданы.

            В декабре 2010 года при проведении обследования в МОУ для детей дошкольного и младшего возраста «В.» Северным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю было выявлено 27 нарушений санитарного законодательства. По данному факту директору учреждения было выдано предписание с требованием устранить нарушения. Однако в ходе проверки было установлено, что предписание Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в полном объеме не выполнено. При таких обстоятельствах неисполнение администрацией МОУ для детей дошкольного и младшего возраста «В.» требования санитарных норм нарушает гарантированные и охраняемые государством права граждан на благоприятные условия обучения.

            Наличие нарушений, отмеченных контролирующим органом, представляет опасность для находящихся в здании воспитанников, работников, иных граждан, посещающих учреждение, а также не позволяет образовательному учреждению пройти процедуру лицензирования.

           На момент предъявления иска, МОУ для детей дошкольного и младшего возраста «В.» осуществляет свою деятельность незаконно, поскольку 28.04.2011 года истек срок действия лицензии, выданной Департаментом образования Пермской области от <дата>.

          Управление образования администрации Соликамского муниципального района является учредителем образовательного учреждения, согласно п.9.8 Устава МОУ для детей дошкольного и младшего возраста «В.», утвержденного приказом управления образования администрации района от <дата>, п.3.4 Договора о разграничении полномочий между управлением образования администрации соликамского района и МОУ для детей дошкольного и младшего возраста «В.» Управление образования должно осуществлять контроль за сохранностью имущества, закрепленного за образовательным учреждением, и финансировать школу – детский сад. В соответствии с п.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального района отнесено: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района и контроль за его исполнением.

           Согласно п.11 ч.1 ст. 15, п.3 ч.1 ст.17, ч.1 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», п.11 ч.1 ст.6, ч.1 п.4 ч.2 ст.14 Устава Соликамского муниципального района к полномочиям администрации отнесены: организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего образования на территории муниципального района и финансирование муниципальных учреждений.

           Пунктом 4 ч.1 ст.31 Федерального закона Федерального закона «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесены: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

           Управление образования, как учредитель юридического лица, обязано профинансировать школу – детский сад денежными средствами в объеме, необходимом для выполнения предписания Северного территориального Управления Роспотребнадзора. Данные денежные средства являются средствами бюджета муниципального района, главным их распорядителем является Управление образования администрации района. Однако данное учреждение не обладает правом законодательной инициативы по формированию бюджета муниципального района. В силу ст.9 Бюджетного кодекса РФ данным правом обладает только орган местного самоуправления – администрация района, правомочная выносить на обсуждение депутатов Земского собрания предложения по формированию бюджета.

        В силу вышеприведенных положений обязанность по обеспечению МОУ для детей дошкольного и младшего возраста «В.» денежными средствами в объеме, необходимом для выполнения работ по предписанию Роспотребнадзора, необходимо возложить не только на Управление образования района как учредителя школы – детского сада, но и на Администрацию Соликамского муниципального района Пермского края.

         Суд считает необходимым возложить на ответчиков обязанность по устранению нарушений санитарных требований, отмеченных Северным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в предписании от <дата>, а также обязанность по обеспечению МОУ для детей дошкольного и младшего возраста «В.» денежными средствами в объеме, необходимом для выполнения работ по предписанию Роспотребнадзора, в срок до <дата>.

С учетом вышеизложенного, исковые требования Соликамского городского прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

          Иск Соликамского городского прокурора, предъявленный в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста «В.», Администрации Соликамского муниципального района Пермского края, Управления образования администрации Соликамского муниципального района Пермского края о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований, удовлетворить.

    Обязать Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего возраста «В.» в срок до <дата> устранить нарушение санитарных требований, отмеченных Северным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в предписании от <дата>.

Обязать Управление образования администрации Соликамского муниципального района Пермского края, Администрацию Соликамского муниципального района Пермского края в срок до <дата> обеспечить МОУ для детей дошкольного и младшего возраста «В.» денежными средствами в объеме, необходимом для выполнения работ по предписанию Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от <дата>.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с 20 июня 2011 года.

Председательствующий                                И.В.Шатуленко