По иску прокурора об обязании совершить определенные действия.



Дело № 2-1191/11

РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

05 июля 2011 года                                                                   г. Соликамск

    Соликамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шатуленко И.В.,

с участием помощника Соликамского городского прокурора Самойлюк Е.В.,

представителя МУК ДК «П.», Управления культуры администрации города Соликамска – Б., действующей на основании доверенностей,

при секретаре Жиленко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соликамского городского прокурора, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному учреждению культуры Дворцу культуры «П.», Управлению культуры администрации города Соликамска Пермского края, администрации города Соликамска Пермского края о возложении обязанности по установлению пандуса,

у с т а н о в и л:

Соликамский городской прокурор обратился в суд с иском, предъявленным в интересах неопределенного круга лиц, к МУК ДК «П.», Управлению культуры администрации города Соликамска, администрации города Соликамска о возложении обязанности по установлению пандуса. Иск обоснован тем, что в ходе проверки, проведенной Соликамской городской прокуратурой на предмет соблюдения законодательства о социальной защите прав детей-инвалидов, установлено, что при функционировании Дворца культуры «П.» права детей-инвалидов, гарантированные Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 от 24.11.1995 г., нарушаются и должным образом не защищены. Так, установлен, что МУК ДК «П.» посещают дети-инвалиды, в том числе дети-инвалиды, которые передвигаются на колясках. В данном учреждении ежегодно проводятся мероприятия для детей-инвалидов.

В отношении данной категории лиц согласно требованиям ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 от 24.11.1995 г. предусмотрены меры социальной защиты в виде системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничении жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможности участия в жизни общества. В качестве таковых статьей 15 указанного Федерального закона предусмотрено обеспечение всеми организациями независимо от организационно-правовой формы беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124 от 24.07.1998 г., статьи 3 Закона Пермской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края» № 1957-424 от 27.12.2004 г., Дворец культуры «П.» относится к объектам социальной инфраструктуры, поэтому вышеуказанные требования закона должны соблюдаться и при её функционировании.

В соответствии со статьей 5 Закона Пермской области«Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края» № 1957-424 от 27.12.2004 г. органы местного самоуправления, предприятия и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в соответствии с федеральным законодательством создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и передвижения на территории Пермского края.

В нарушение требований закона, несмотря на то, что при входе в здание Дворца культуры «П.» имеется крыльцо со множеством ступеней, доступ детей-инвалидов в данное учреждение не обеспечен.

В нарушение статьи 4 Закона Пермской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края» № 1957-424 от 27.12.2004 г., вход в здание Дворца культуры «П.» хоть и оснащен пандусом, однако он не соответствует требованиям действующего законодательства: не соответствует угол уклона, отсутствуют поручни.

В соответствии с п.п.17 ч.1 ст. 16,п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131 от 06.10.2003 г., статьи 5 Закона Пермской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края» № 1957-424 от 27.12.2004 г., пункта 15 части 1 статьи 31 Устава Соликамского городского округа Пермского края к полномочиям администрации города отнесены: создание условий для организации досуга и обеспечения жителей Соликамского городского округа услугами организаций культуры.

Согласно пункту 5.1.Устава МУК ДК «П.», утвержденного приказом по Управлению культуры администрации города Соликамска № 164 от 09.12.2002 г., деятельность Дворца культуры финансируется учредителем в соответствии с договором между ними.

         Просит обязать МУК Дворец культуры «П.» в срок о 01 декабря 2011 года установить соответствующий требованиям законодательства пандус у входа во Дворец культуры «П.», расположенный по адресу: <...>, а также обязать Управление культуры администрации города Соликамска Пермского края обеспечить МУК Дворец культуры «П.» денежными средствами в объеме, необходимом для выполнения работ по установлению пандуса у входа во Дворец культуры «П.», расположенный по адресу: <...>.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просит возложить обязанность по установке пандуса в срок до 01 декабря 2011 года.

         Представитель МУК ДК «П.», Управления культуры администрации <...>Б., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме. Пояснила, что причиной невыполнения работ по установке пандуса, соответствующего требованиям действующего законодательства, является отсутствие финансирования из городского бюджета. Выполнение данного вида работ является высокозатратным, а потому денежных средств для установки пандуса за счет оказания платных услуг, не имеется.

Ответчик - администрация города Соликамска Пермского края в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено судом надлежащим образом. Представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, с исковыми требованиями не согласен. Доказательств в обоснование возражений не представил.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации г. Соликамска в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в ходе проверки, проведенной Соликамской городской прокуратурой на предмет соблюдения законодательства о социальной защите прав детей-инвалидов, выявлено, что при функционировании МУК Дворца культуры «П.», являющегося структурным подразделением Управления культуры администрации г. Соликамска Пермского края, права детей-инвалидов, гарантированные Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 от 24.11.1995 г., нарушаются и должным образом не защищены.

Судом установлено, что МУК ДК «П,» посещают дети-инвалиды, в том числе дети-инвалиды, которые передвигаются на колясках. В данном учреждении ежегодно проводятся мероприятия для детей-инвалидов как специальные только для данной категории граждан, так и общегородские мероприятия.

В отношении данной категории лиц согласно требованиям ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 от 24.11.1995 г. предусмотрены меры социальной защиты в виде системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничении жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможности участия в жизни общества. В качестве таковых статьей 15 указанного Федерального закона предусмотрено обеспечение всеми организациями независимо от организационно-правовой формы беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124 от 24.07.1998 г., статьи 3 Закона Пермской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края» № 1957-424 от 27.12.2004 г., Дворец культуры «П.» относится к объектам социальной инфраструктуры, поэтому вышеуказанные требования закона должны соблюдаться и при её функционировании.

В соответствии со статьей 5 Закона Пермской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края» № 1957-424 от 27.12.2004 г. органы местного самоуправления, предприятия и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в соответствии с федеральным законодательством создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и передвижения на территории Пермского края.

В нарушение требований закона, несмотря на то, что при входе в здание МУК Дворца культуры «П.» имеется крыльцо со множеством ступеней, фактически доступ детей-инвалидов в данное учреждение не обеспечен.

В нарушение статьи 4 Закона Пермской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края» № 1957-424 от 27.12.2004 г., вход в здание Дворца культуры «П.» хоть и оснащен пандусом, однако он не соответствует требованиям действующего законодательства а именно: не соответствует угол уклона, отсутствуют поручни, что противоречит нормативным требованиям.

Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики государства и является публичной обязанностью всех вышеназванных лиц.

Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утвержден Постановлением Госстроя Российской Федерации ОТ 16.07.2001 N 73), который Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил.

Согласно СНиП 35-101-2001 (приложение 5) пандус представляет собой сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность, предназначенную для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями указаны в строительных нормах и правилах, в частности с СНиП 35-01-2001.

Согласно пункту 3.14 СНиПа 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги; вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.

         В соответствии с п.п.17 ч.1 ст. 16,п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131 от 06.10.2003 г., статьи 5 Закона Пермской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края» № 1957-424 от 27.12.2004 г., пункта 15 части 1 статьи 31 Устава Соликамского городского округа Пермского края к полномочиям администрации города отнесены: создание условий для организации досуга и обеспечения жителей Соликамского городского округа услугами организаций культуры.

Согласно пункту 5.1.Устава МУК ДК «П.», утвержденного приказом по Управлению культуры администрации города Соликамска № 164 от 09.12.2002 г., деятельность Дворца культуры финансируется учредителем в соответствии с договором между ними.

В соответствии с п.1.2 Устава МУК ДК «П.», учредителем Дворца культуры является управление культуры Администрации города Соликамска.

       Управление культуры администрации города, как учредитель юридического лица, обязано профинансировать МУК ДК «П.» денежными средствами в объеме, необходимом для выполнения работ по установке пандуса. Данные денежные средства являются средствами бюджета Соликамского городского округа, главным их распорядителем является Управление культуры администрации города. Однако данное учреждение не обладает правом законодательной инициативы по формированию бюджета городского округа. В силу ст.9 Бюджетного кодекса РФ данным правом обладает только орган местного самоуправления – администрация города, правомочная выносить на обсуждение депутатов Соликамской городской Думы предложения по формированию бюджета.

        В силу вышеприведенных положений обязанность по обеспечению МУК ДК «П.» денежными средствами в объеме, необходимом для выполнения работ по установке пандуса соответствующего требованиям законодательства, необходимо возложить не только на Управление культуры администрации города Соликамска как учредителя, но и на администрацию города Соликамска.

       Требования прокурора об установлении пандуса направлены на обеспечение возможности людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата для входа (выхода) в здание МУК ДК «П,».

С учетом вышеизложенного исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

          Исковые требования Соликамского городского прокурора, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

          Обязать Муниципальное учреждение культуры Дворец культуры «П.» в срок до 01 декабря 2011 года установить соответствующий требованиям законодательства пандус у входа во Дворец культуры «П.», расположенный по адресу: <...>.

           Обязать Управление культуры администрации города Соликамска Пермского края, администрацию города Соликамска Пермского края обеспечить Муниципальное учреждение культуры Дворец культуры «П.» денежными средствами в объеме, необходимом для выполнения работ по установлению пандуса у входа во Дворец культуры «П.», расположенный по адресу: <...>.

         Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме, с 11 июля 2011 года.

Судья            подпись              И.В. Шатуленко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200