Дело № 2-778/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Соликамск 23 мая 2011 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шатуленко И.В.,
с участием истца Н.,
представителя истца - С., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика ФБУ ОИК-№ ГУФСИН России по Пермскому краю – Л., действующей на основании доверенности,
представителя 3-его лица – ГУФСИН России по Пермскому краю – И., действующей на основании доверенности,
при секретаре Мехоношиной Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по заявлению Н., предъявленному от имени и в интересах С., о признании недействительным и отмене решения Федерального бюджетного учреждения ОИК-№ ГУФСИН России по Пермскому краю об отказе в участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,
у с т а н о в и л :
Н., действующий на основании доверенности, обратился в Соликамский городской суд с заявлением, предъявленным от имени и в интересах С., о признании недействительным и отмене решения Федерального бюджетного учреждения ОИК-№ ГУФСИН России по Пермскому краю об отказе в участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», возложении обязанности по устранению допущенных нарушений. Заявление обосновано тем, что Н. родился в п. <...> Соликамского района Пермского края и проживал там до совершеннолетия совместно с родителями как ребенок, и зарегистрирован там по месту жительства в настоящее время.
Распоряжением Правительства РФ № 1291-Р от 07.10.2004 г. поселок <...> включен в перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, проживающие в которых лица, не имеющие правовой связи с уголовно-исполнительной системой, а также иного жилья для постоянного проживания, подлежит переселению.
В целях выполнения данных социальных обязательств, Правительством РФ принято Постановление № 153 от 21 марта 2006 г. «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года. В рамках реализации данной Подпрограммы, Постановлением № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов отдельным категориям граждан, установленные федеральным законодательством.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил, Н. относится к категории граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, имеющих право на участие в Подпрограмме.
Согласно п. 19 Правил, п.3-4 Приказа Федеральной службы исполнения наказаний № 287 от 04.06.2007 г. «Об утверждении инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам – участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года» в уголовно-исполнительной системе, С. от имени Н. <дата> в адрес ФБУ ОИК-№ было направлено заявление о включении в состав участников Подпрограммы с приложением необходимых документов, сформированных в жилищное учетное дело.
Решением жилищно-бытовой комиссии ФБУ ОИК-№ ГУФСИН России по Пермскому краю № от <дата> Н. было отказано в участии в Подпрограмме «Жилище» на 2010 год, так как включение граждан – участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается. Сводный список участников подпрограммы на 2010 год утвержден <дата>
Данное решение является необоснованным и нарушающим права и интересы Н. на получение государственных социальных гарантий в виде обеспечения жильем, поскольку ни Постановление Правительства № 153, ни Приказ ФСИН России № 287 о 04.07.2007 г. не содержат положений, запрещающих категориям граждан, установленных федеральным законодательством, подавать заявления о включении в состав участников Подпрограммы после 15.07.2009 г.
Кроме того, Правительством РФ 17.12.2010 г. было принято Постановление № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2011 годы». Согласно пункту 2 данного Постановления, выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
Более того, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов» № 357-ФЗ от 13.12.2010 г. предусмотрено финансирование реализации в указанные периоды как федеральной программы «Жилище» в целом, так и реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
<дата> представитель Н. – С. уточнил заявленные требования: просит признать недействительным и отменить решение ФБУ ОИК-№ ГУФСИН России по Пермскому краю от <дата> об отказе Н. в участии в Подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы»; обязать государственный орган устранить в полном объеме допущенные нарушения законных прав и интересов Н., в том числе совершить следующие действия: выдать Н. справку о проживании на территории поселка согласно Приложению № 1 к Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в уголовно-исполнительной системе, утвержденной Приказом ФСИН России № 287 от 04.06.2007 г.; принять решение о включении истца в состав участников Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в соответствии с п. 19- п. 22 Постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г., п. 3- п.12 Приказа ФСИН России № 287 от 04.06.2007 г.
В судебном заседании истец Н. на удовлетворении заявления настаивает по доводам, изложенным в заявлении. Пояснил, что оформлением и сбором всех документов, необходимых для участия в подпрограмме «Жилище», занимался С. Решение об отказе в участии в подпрограмме получил в феврале 2011 года. В п. <...> по <...> проживал до 2002 года, затем выехал из поселка и вновь вернулся лишь в 2007 году. С сентября 2008 года проживает в п. <...> по <...>, где с <дата> имеет регистрацию. На момент оформления и подачи заявления о включении в число участников подпрограммы в жилом помещении, расположенном по адресу: <...> по <...>, не проживал. С заявлением о включении в число участников подпрограммы «Жилище» в 2011 году не обращался.
Представитель истца – С., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика ФБУ ОИК-№ ГУФСИН России по Пермскому краю – Л., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 65-67).
Представителя 3-его лица – ГУФСИН России по Пермскому краю – И., действующая на основании доверенности, заявленные требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворения по доводам, изложенным представителем ФБУ ОИК-№ ГУФСИН России по Пермскому краю.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к <данные изъяты><данные изъяты> действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 утверждены Правила, устанавливающие порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Данным Постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», предусматривающие определенный порядок реализации и выпуска жилищных сертификатов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года в целях организации работы по формированию списков и выдаче государственных жилищных сертификатов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам – участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года» в уголовно-исполнительной системе, утвержденная Приказом ФСИН РФ от 04.06.2007 г. № 287, и зарегистрированная в Минюсте РФ 25.06.2007 г. № 9697 (далее – Инструкция).
В соответствии с п.3, 7 вышеназванной Инструкции, для участия в подпрограмме граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, подают заявление на участие в подпрограмме согласно приложению N 1 к Правилам в учреждение (орган) УИС по месту расположения поселка. Организация работы по формированию списков граждан- участников подпрограммы осуществляется также учреждениями (органами) УИС по месту расположения поселка.
В судебном заседании установлено, что С., действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, от имени и в интересах Н. <дата> в адрес ФБУ ОИК-№ ГУФСИН России по Пермскому краю было направлено заявление о включении Н. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года» как гражданина, подлежащего переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, с приложением необходимых документов.
Решением жилищно-бытовой комиссии ФБУ ОИК-№ ГУФСИН России по Пермскому краю от <дата> Н. было отказано в участии в подпрограмме «Жилище» на 2010 год, так как включение граждан – участников подпрограммы в сводный список после его утверждения (15 июля 2009 г.) не допускается, что подтверждается протоколом заседания комиссии № от <дата> (л.д. 8).
Сводный список участников подпрограммы на 2010 год был утвержден <дата>, что истцом и его представителем в судебном заседании не оспаривается.
Также установлено, что работа по признанию граждан участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 20011-2015 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 организована в ФБУ ОИК-№ ГУФСИН России по Пермскому краю согласно телеграмме ГУФСИН России по Пермскому краю № от <дата>.
Таким образом, на момент рассмотрения заявления С. от <дата> и принятии оспариваемого решения у Федерального бюджетного учреждения ОИК-№ ГУФСИН России по Пермскому краю отсутствовали основания для включения Н. как в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года», так и в число участников Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года».
Кроме того, судом установлено, что в нарушение требований Инструкции (Правил), распространяемых на граждан, подлежащих переселению из поселков, на момент подачи заявления о включении в число участников подпрограммы и принятия оспариваемого решения Н. фактически не проживал по адресу: <...>, о чем свидетельствуют справки Администрации <данные изъяты> сельского поселения от <дата> №, №, имеющиеся в материалах дела (л.д. 56, 57), и данный факт истцом и его представителем в судебном заседании не оспаривается.
Согласно пункту 6 Правил «… участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил …». В соответствии с п.6 Инструкции «… граждане, проживающие на территории поселка, помимо документов, перечисленных в пункте 4 настоящее Инструкции, представляют справку о проживании на территории поселка согласно приложению № 1 к настоящей Инструкции». Из содержания данного приложения следует, что гражданин и члены его семьи должны действительно проживать в поселке учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы.
При направлении <дата> в адрес ответчика заявления о включении Н. в число участников подпрограммы «Жилище» на 2010 год, справка о действительном проживании Н. в п. <...> Соликамского района по адресу: <...>, оформленная в установленном законом порядке, в нарушение п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов… им представлена не была (л.д. 19). Сведений о проживании в поселке <...> по иному адресу, Н. также представлено не было. То есть, на момент обращения к ответчику с заявлением о включении в число участников подпрограммы Н. документально не подтвердил факт своего проживания на территории поселка <...> Соликамского района, включенного в перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, проживающие в которых лица, не имеющие правовой связи с уголовно-исполнительной системой, а также иного жилья для постоянного проживания, подлежат переселению.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что оспариваемое решение было принято в соответствии с требованиями закона, правовых оснований для удовлетворения заявления Н. предъявленного от имени и в интересах С., о признании недействительным и отмене решения ФБУ ОИК-№ ГУФСИН России по Пермскому краю об отказе в участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, суд не находит.
Вместе с тем, в настоящее время заявитель не лишен возможности реализовать свое право на участие в Подпрограмме «Жилище» на 2011-2015 год» и получение государственных социальных гарантий в виде обеспечения жильем.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления Н., предъявленного от имени и в интересах С., о признании недействительным и отмене решения Федерального бюджетного учреждения ОИК-№ ГУФСИН России по Пермскому краю об отказе в участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме - 30 мая 2011 года.
Судья И.В. Шатуленко