Об оспаривании действий.



Дело № 2-807/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Соликамск                                                                    30 мая 2011 года

Соликамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шатуленко И.В.,

с участием заявителя В.,

представителя заявителя - адвоката Адвокатской конторы № 1 г. Соликамска С., действующего на основании ордера,

представителя ГУФСИН России по Пермскому краю – К., действующей на основании доверенности,

при секретаре Мехоношиной Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по заявлению В. об оспаривании действий Федеральной службы исполнения наказаний России (далее – ФСИН России), Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (далее – ГУФСИН России по Пермскому краю), запрещении истребования документов, не предусмотренных Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», возложении обязанности не препятствовать в получении жилищного сертификата,

у с т а н о в и л :

В. обратился в Соликамский городской суд с заявлением об оспаривании действий ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, запрещении истребования документов, не предусмотренных Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», возложении обязанности не препятствовать в получении жилищного сертификата. Заявление обосновано тем, что с 1978 года он проходил службу в системе исполнения наказаний. С 2003 года проживает с женой и младшим сыном в <...>. С <дата> уволен в запас по достижении предельного возраста службы. С <дата> он зарегистрирован по указанному адресу, а <дата> между ним и <данные изъяты> сельским поселением заключен договор социального найма указанного жилого помещения.

В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» он имеет право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой жилищным сертификатом, поэтому <дата> им подано соответствующее заявление, и он стал являться участником указанной подпрограммы, заведено учетное дело, им были представлены все требуемые документы. В 2009 г. он был включен в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФБУ ОИК- ГУФСИН России по Пермскому краю на 2010 год, утвержденный и.о. начальника ФБУ ОИК-.

В 2010 году жилищный сертификат ему выдан не был. На его неоднократные просьбы в адрес заинтересованных лиц получены ответы о якобы недостающих документах, необходимых для получения жилищного сертификата, в частности, об отсутствии сведений о наличии у него и членов его семьи жилья в <...>, хотя он такие сведения подавал. Повторно требовались документы, на основании которых была предоставлена квартира в <...>, а также справки о сдаче жилья в г. Соликамске. Также ему указывалось на то, что нет его малого заявления в 2010 году о включении его в число получателей жилищных сертификатов. Последний ответ на его запросы направлен ему из ГУФСИН РФ по Пермскому краю <дата> с указанием на отсутствие в его учетном деле «некоторых необходимых документов».

Считает действия заинтересованных лиц по истребованию от него указанных документов незаконными и нарушающими его права по улучшению жилищных условий, так как указанные действия препятствуют ему в получении жилищного сертификата, весь необходимый пакет документов он сдавал, причем неоднократно.

Требование о предоставлении справки о сдаче жилья в г. Соликамске также незаконно, так как его постоянное место жительства в <...>. Жилья в г. Соликамске он не имеет. Квартира по адресу: <...> принадлежит на праве собственности его сыну Ф., о чем он неоднократно сообщал заинтересованным лицам и направлял подтверждающие данный факт документы. Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов … не предусматривают его обязанности предоставлять справки о сдаче не принадлежащего ему жилья. Его сын - Ф. не включен в состав членов его семьи, заявленный на получение жилищного сертификата.

Просит признать незаконным истребование ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю от него документов, не предусмотренных Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы»; запретить ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю истребование от него документов, не предусмотренных Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» и обязать их не препятствовать ему в получении жилищного сертификата.

В судебном заседании В. на удовлетворении заявления настаивает по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель заявителя – адвокат С. поддержал заявление по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ГУФСИН России по Пермскому краю – К., действующая на основании доверенности заявление считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению по доводам, изложенным в письменном отзыве, находящимся в материалах дела (л.д. 101).

Представитель ФСИН России в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен судом надлежащим образом. Заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В ранее направленном отзыве в удовлетворении заявленных требований просит отказать по тем основаниям, что В. предоставлялось жилое помещение по адресу: <...> на его семью из четырех человек. В 2005 году данная квартира была приватизирована сыном заявителя – Ф. В настоящее время В. и члены его семьи проживают в <...>. Обязательство о сдаче жилого помещения либо справка о сдаче жилья, выданного в период прохождения службы, В. не представлены. В связи с тем, что в учетном деле отсутствуют необходимые документы, учетное дело В. было возвращено для устранения выявленных недостатков в ГУФСИН России по Пермскому краю. ( л.д. 98-99).

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ФСИН России в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, изучив материалы гражданского дела, материалы учетного дела В., суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 утверждены Правила, устанавливающие порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.

Данным Постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», предусматривающие определенный порядок реализации и выпуска жилищных сертификатов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года в целях организации работы по формированию списков и выдаче государственных жилищных сертификатов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам – участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года» в уголовно-исполнительной системе, утвержденная Приказом ФСИН РФ от 04.06.2007 г. № 287, и зарегистрированная в Минюсте РФ 25.06.2007 г. № 9697 (далее – Инструкция).

Правительством РФ 17.12.2010 г. было принято Постановление № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы». Согласно пункту 2 данного Постановления, выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов» № 357-ФЗ от 13.12.2010 г. предусмотрено финансирование реализации в указанные периоды как федеральной программы «Жилище» в целом, так и реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

В судебном заседании установлено, что с 1978 года В. проходил службу в системе исполнения наказаний. С <дата> он уволен в запас по достижении предельного возраста службы (по пункту «Б» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ).

<дата> заявитель В. обратился в ФБУ ОИК- ГУФСИН России по Пермскому краю с заявлением на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», к которому приложил необходимые документы, указанные в п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, перечень которых является исчерпывающим.

По результатам рассмотрения представленных заявителем документов решением жилищно-бытовой комиссии ФБУ ОИК- ГУФСИН России по Пермскому краю от <дата> В. был включен в состав граждан-участников подпрограммы со следующим составом семьи: супруга – Л., <дата> года рождения, сын – Ф., <дата> года рождения, в связи с чем на заявителя было заведено учетное дело.

В 2009 году В. был включен в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФБУ ОИК- ГУФСИН России по Пермскому краю на 2010 год, утвержденный исполняющим обязанности начальника ФБУ ОИК- ГУФСИН России по Пермскому краю (л.д. 7).

При проверке Усольской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях учетного дела В. нарушений при формировании списков граждан-получателей государственных жилищных сертификатов участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» не выявлено.

В августе 2010 года учетное дело В. было направлено в ФСИН России для получения государственного жилищного сертификата. Однако в 2010 году жилищный сертификат заявителю выдан не был.

Перечень документов, которые должны быть представлены гражданином-участником подпрограммы для получения жилищного сертификата, является исчерпывающим и содержится в пункте 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, согласно которому для получения сертификата гражданин-участник подпрограммы представляет следующие документы:

а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 5;

б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи;

в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи;

д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;

е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);

ж) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания;

з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 5 настоящих Правил;

и) технический паспорт жилого помещения или справка органов (организаций) технической инвентаризации, подтверждающие размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и (или) членов его семьи или находящихся в пользовании на основании договора социального найма, - в случаях, указанных в пункте 16.2 настоящих Правил.

В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.

Из материалов учетного дела В. следует, что ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю неоднократно, а именно: <дата>, <дата>, <дата> от заявителя были запрошены следующие документы: справка из УФРС <...>; документы, на основании которых была предоставлена квартира в <...>; документы, на основании которых была предоставлена квартира на 4 человек в <...> в 2000 году; справка о сдаче жилья в <...>; малое заявление на участие в подпрограмме на 2010 год (л.д. 8, 9-10, 11). В связи с чем, учетное дело заявителя неоднократно возвращалось из ФСИН России в ГУФСИН России по Пермскому краю для устранения недостатков.

Вместе с тем судом установлено, что справка из УФРС <...>; документы, на основании которых была предоставлена квартира в <...>; документы, на основании которых была предоставлена квартира на семью из 4-х человек в <...> в 2000 году; малое заявление на участие в подпрограмме на 2010 год были также неоднократно представлены заявителем по запросам заинтересованных лиц и имеются в материалах его учетного дела.

<дата> ГУФСИН России по <...> на обращение заявителя был направлен ответ о том, что сертификат ему не был выдан в связи с тем, что в учетном деле отсутствовали «некоторые необходимые документы», а также вновь было запрошено обязательство о сдаче жилого помещения (жилых помещений), либо справка о сдаче жилья, выданного в период прохождения службы (л.д. 12-13).

В период с <дата> по <дата> и с <дата> и по настоящее время заявитель зарегистрирован по адресу: <...>. С 2003 года и по настоящее время он проживает с женой Л. и младшим сыном – Ф., 1991 года рождения, по указанному адресу. <дата> между заявителем и Краснобережским сельским поселением заключен договор социального найма данного жилого помещения.

В материалах учетного дела имеются обязательства В. от <дата>, а также от <дата> о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, занимаемого им и членами его семьи по договору социального найма и находящегося в муниципальной собственности.

Судом установлено, что жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <...>, принадлежит на праве собственности сыну заявителя - Ф. на основании договора приватизации от <дата>, о чем заявитель неоднократно сообщал заинтересованным лицам и направлял подтверждающие данный факт документы, имеющиеся в материалах его учетного дела (л.д. 22, 24, 25).

<дата> заявителем в адрес начальника ГУФСИН России по Пермскому краю были повторно направлены подтверждающие документы об отсутствии у него и членов его семьи в собственности жилья, а также была предоставлена информация о невозможности предоставления справки о сдаче жилья в г. Соликамске в связи с принадлежностью данного жилого помещения Ф., не являющемуся членом семьи заявителя.

Судом также не установлено, что в материалах учетного дела заявителя отсутствуют либо имеются не в полном объеме документы, непредставление либо неполное представление которых является основанием для отказа в выдаче государственного жилищного сертификата.

Доводы заявителя о том, что требование заинтересованных лиц о предоставлении справки о сдаче жилья в г. Соликамске в данном случае является незаконным заслуживают внимания, поскольку с 2003 года и по настоящее время местом постоянного жительства заявителя и членов его семьи является жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, находящееся в муниципальной собственности и занимаемое ими по договору социального найма от <дата> (л.д. 29-30). Обязательства о сдаче данного жилого помещения были составлены по форме согласно Приложению № 6 к Правилам реализации и выпуска государственных жилищных сертификатов 18.07.2008 г. и 14.07.2010 г. и имеются в материалах учетного дела (л.д. 43, 47). Ф., являющийся собственником жилого помещения по <...>, не является членом семьи заявителя. Жилья в г. Соликамске заявитель и члены его семьи не имеют. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и заинтересованными лицами в судебном заседании не опровергнуты.

Кроме того, Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов не предусмотрена обязанность лица, включенного в состав граждан-участников подпрограммы, предоставлять справку о сдаче не принадлежащего ему жилого помещения, тем более, что сын В. - Ф. не включен в список членов семьи заявителя на получение жилищного сертификата, и в материалах учетного дела В. имеется заявление Ф. от <дата> об отказе от участия в подпрограмме (л.д. 26).

Включив заявителя в состав граждан-участников подпрограммы, а также в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2010 год заинтересованные лица фактически признали за В. право на улучшение его жилищных условий с использованием социальной выплаты. Более того, на момент рассмотрения дела в суде В. в установленном законом порядке в выдаче государственного жилищного сертификата заинтересованными лицами отказано не было.

С учетом вышеизложенного, суд находит заявление В. о признании незаконным истребование ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю от него документов, не предусмотренных Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы»; запрещении ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю истребование от него документов, не предусмотренных Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» и возложении на них обязанности не препятствовать ему в получении жилищного сертификата, обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемые действия заинтересованных лиц препятствуют заявителю в реализации его права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России в пользу заявителя подлежат возмещению расходы по оплате государственной пошлины по <данные изъяты> руб. с каждого.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 98 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать незаконным истребование Федеральной службой исполнения наказаний России, Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю от В. документов, не предусмотренных Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».

Запретить Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю истребование от В. документов, не предусмотренных Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» и обязать их не препятствовать В. в получении жилищного сертификата.

Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний России в пользу В. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю в пользу В. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

          На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме – 06 июня 2011 года.

Судья                    И.В. Шатуленко