об обязании ответчика совершить определенные действия



Дело № 2-1051/11

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

28 июня 2011 года                               город Соликамск

Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи                                                 Степанова П. В.,

при секретаре судебного заседания                                          Кромм Е. В.,

с участием    прокурора                                   Ереминой Ю. С.,

представителя ответчика                                                           Мальцевой Л. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей Краснобережского сельского поселения <...> к администрации Краснобережского сельского поселения <...> о признании бездействия незаконным и об обязании ответчика совершить определенные действия,

установил:

Березниковский межрайонный природоохранный прокурор (далее – прокурор) обратился в суд с вышеназванным иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей Краснобережского сельского поселения (далее – поселение) <...> к администрации Краснобережского сельского поселения <...> (далее – администрация) просит признать (с учетом уточнения исковых требований) бездействие администрации по организации на территории поселения сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информировании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора незаконным и обязать администрацию организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Одновременно просит обязать администрацию во исполнение вышеназванной обязанности в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать, принять и обнародовать муниципальный правовой акт, регламентирующий организацию сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории поселения и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, также просит возложить обязанность на ответчика в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор со специализированной организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами 1-4 класса опасности, на оказание услуг по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп на территории поселения, либо создать муниципальное предприятие, оказывающее услуги по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп на территории данного поселения.

В обоснование иска указал, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой в период с 01.03.2011г. по 31.03.2011г. проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления в деятельности администрации, в ходе которой установлено, что последней не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование о порядке осуществления такого сбора.

Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах возложена на муниципальные образования и относится к вопросам местного значения поселения (п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Проведенной проверкой установлено, что на территории поселения процесс сбора и вывоза бытовых отходов в вышеуказанной части не организован надлежащим образом.

Прокурор полагал, что указанное бездействие данного органа местного самоуправления нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Также в качестве правового обоснования исковых требований положены нормы земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды и законодательства, регулирующего оборот отходов производства и потребления.

Прокурор, участвующий в деле уточнённые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Полагала, что неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации указанного процесса может нарушать права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

Представитель ответчика против удовлетворения исковых требований не возражал.

Наличие отмеченных прокурором недостатков в процессе организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп не отрицала.

Выслушав участников процесса, изучив доводы иска, исследовав материал дела, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации. В целях создания организационных, материально-технических, финансовых и иных условий, обеспечивающих реализацию требований к обращению с указанными отходами, Правительством Российской Федерации утверждается государственная программа, которая подлежит реализации с 1 января 2011 года.

Исходя из содержания Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения наделены рядом полномочий, так администрация является исполнительным органом местного самоуправления поселения, осуществляет исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения, принимает меры по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности населения, указанные полномочия закреплены Уставом Краснобережского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Краснобережского сельского поселения от 29.11.2005г. № 26.

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации указанным органом местного самоуправления полномочий, возложенных на него федеральным законодательством, муниципальными правовыми актами, и на защиту прав жителей поселения на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании установлено, что указанные вопросы местного значения администрацией не решаются, вследствие чего нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.

Поскольку о данной ситуации ответчику известно по результатам прокурорской проверки от марта 2011 года, но до настоящего администрация не приняла надлежащих мер для организации указанного процесса, то её бездействие является незаконным.

При этом отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.

При таких обстоятельствах, в целях восстановления и защиты нарушенных прав неограниченного круга лиц (жителей поселения), следует принять решение об удовлетворении требований прокурора в данной части и обязать ответчика организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Поскольку указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, обозначенный прокурором срок – 6 месяцев является разумным и реальным, возражений от ответчика по вопросу его установления не поступило.

Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем требование прокурора возложить на администрацию обязанность разработать, принять и обнародовать соответствующий муниципальный правовой акт фактически сводится к требованию о возложении обязанности на ответчика осуществить в установленный судом срок нормативно-правовое регулирования по рассматриваемому вопросу.

Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения трех самостоятельных ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной).

В силу ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Исходя из данного конституционного принципа разделения властей суды не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность органов местного самоуправления, подменять их компетенцию, возлагать на них обязанность по принятию нормативных правовых актов в той или иной редакции.

Заявляя требование о возложении на администрацию обязанность принять соответствующее решение, путем издания принятия муниципального правового акта по вопросу местного значения, прокурором не были учтены приведённые положения Конституции Российской Федерации, поскольку из конституционного принципа разделения государственной власти на самостоятельные ветви вытекает необходимость гарантий нормального функционирования каждой из них, в том числе от несанкционированного вмешательства в их деятельность.

В связи с тем, что решение вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также принятия муниципальных правовых актов местного значения отнесено к исключительной компетенции соответствующих органов местного самоуправления, вмешательство в их деятельность исключается, суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять какой-либо нормативный акт.

Кроме того, помимо исполнительного органа местного самоуправления – администрации, в структуру органов местного самоуправления поселения входит представительный орган муниципального образования – Совет депутатов поселения; данные органы местного самоуправления предусмотрены уставом муниципального образования и обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, поэтому, исходя из компетенции каждого из этих органов, они сами вправе решить вопрос о том, каким органом будет осуществлено правовое регулирование в данной сфере.

На данное обстоятельство обоснованно обращает внимание представитель ответчика, не оспаривая по существу необходимость принятия данного муниципального правого акта, он ссылается на то, что принятие названного акта находится не в компетенции администрации, а в компетенции иного органа местного самоуправления, а именно - Совет депутатов поселения.

Требование прокурора об обязании администрации заключить договор со специализированной организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами 1-4 класса опасности, на оказание услуг по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения, либо создать муниципальное предприятие, оказывающее услуги по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп на территории поселения заявлено преждевременно, поскольку муниципальный правовой акт, регулирующий спорные отношения в настоящее время не вступил в силу.

Как уже было изложено выше, из содержания Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 следует, что органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, поэтому администрация в данном случае выступает органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования, а не непосредственным их участником, осуществляющим сбор.

    В силу ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

    Закона, напрямую возлагающего обязанность на администрацию по заключению вышеназванного договора, не существует.

    Также отсутствует какой-либо законодательный акт, предписывающий администрации в рассматриваемой ситуации действовать именно таким образом, каким предлагает прокурор (заключить договор либо создать муниципальное предприятие).

     В рамках исполнения обязанности по организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора администрация, в пределах своей компетенции вправе сама определить конкретные мероприятия, которые следует осуществить в целях реализации данного полномочия.

Создание муниципального предприятия также носит заявительный характер и требует волеизъявления учредителя, причем решение вопроса об определении порядка принятия решений о создании муниципальных предприятий относится к исключительным полномочиям Совета депутатов поселения, а не администрации, которая выступает ответчиком по делу.

При таких обстоятельствах, данные требования прокурора влекут за собой вмешательство в компетенцию органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, что является недопустимым.

    С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части, не имеется.

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей Краснобережского сельского поселения <...> к администрации Краснобережского сельского поселения <...> о признании бездействия незаконным и об обязании ответчика совершить определенные действия удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации Краснобережского сельского поселения <...>, выражающееся в непринятии мер по организации на территории Краснобережского сельского поселения сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информировании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии с Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, незаконным.

Обязать администрацию Краснобережского сельского поселения <...> организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в течении шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                      П.В.Степанов