Дело № 2-462/11
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
24 марта 2011 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Степанова П. В.,
при секретаре судебного заседания Кромм Е. В.,
с участием истца Кучева И. В.,
представителя ответчика Демидовой И. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кучева И.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <...> и <...> о включении определённых периодов работы в специальный трудовой стаж работы и обязании ответчика назначить трудовую пенсию по старости досрочно, с момента обращения в пенсионный орган,
установил:
Кучев И. В. обратился в суд с названным иском, мотивируя свои требования тем, что он работал водителем автобуса Соликамского АТП, Соликамского ГАТП, осуществлял свою деятельность на регулярных городских пассажирских маршрутах и в соответствии со п.п. 10 п. 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от <дата> «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имеет право на досрочную пенсию по старости.
29.01.2010г. он обратился с письменным заявлением в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <...> и <...> о назначении ему досрочной пенсии по старости.
Ответчик отказал в назначении пенсии, указав, что он не имеет необходимого стажа работы для назначения пенсии, его стаж составляет 11 лет 01 месяц 10 дней.
Не включены в специальный стаж периоды работы: с 11.06.1988г. по 03.11.2000г. (12 лет 04 месяца 23 дня) в качестве водителя автобуса в Соликамском АТП, с 24.11.2000г. по 27.08.2002г. (1 год 09 месяцев 03 дня) в качестве водителя автобуса в Соликамском ГАТП со ссылкой на то, что по представленным документам не подтверждается работа на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Также не включен период прохождения спец. подготовки с 27.05.1976г. по 10.06.1976г. (15 дней) по мотивам того, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, не предусмотрено включение указанного периода в специальный стаж.
Истец полагал, что имеет необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с чем просил включить данные периоды в специальный стаж и назначить пенсию со дня ее обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение – с 29.01.2010г.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дал пояснения, по существу аналогичные доводам иска.
Представитель ответчика иск не признала, против удовлетворения исковых требований возразила по доводам, приведённым в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 28.04.2010г. № 17/1-1 и письменным возражениям, приобщенным к делу.
Суд, выслушав участников процесса, изучив доводы иска и возражения относительно него, ознакомившись с материалами пенсионного дела Кучева И. В., наблюдательного дела в отношении ФГУП «Соликамское АТП», исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что 29 января 2010 г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 10 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <...> и <...> от 28.04.2010г. № 17/1-1 в назначении пенсии с 29.01.2010г. по п.п. 10 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было отказано со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа работы – 20 лет, при этом в специальный стаж не включены спорные периоды работы.
В силу п.п. 10 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Для обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, а также особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием на организм различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности.
Основания назначения и выплаты трудовых пенсий предусмотрены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п.п. 10 п. 1 ст. 27 которого закрепляет льготу по снижению пенсионного возраста для лиц, занятых на определенных видах работ, а именно для лиц, проработавших в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Таким образом, право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени.
Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц.
Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов: приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов, при отсутствии приказов и путевых листов - справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).
Статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
После 1 января 2010 г. при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и определении круга допустимых средств доказывания для определения характера работ суду руководствуется положениями, содержащимися в п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) из которых следует, что характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Поэтому при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии суд не вправе принять показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы.
Фактическое участие истца в выполнении рейсов на регулярных городских пассажирских маршрутах должно быть доказано им в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 56), в соответствии с которыми каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Письменных доказательств, подтверждающих наличие специального трудового стажа истцом не представлено.
Напротив, в материалах дела имеются документы, свидетельствующие об обратном.
Соликамское АТП в 1990г. переименовано в СПОАТ, затем СПОАТ в 1994г. переименовано в СГАТП, в 2001г. СГАТП переименовано во ФГУП «Соликамское АТП».
15.02.2008г. в ЕГРЮЛ внесены сведения о прекращении деятельности данного юридического лица, в связи с его ликвидацией по решению суда.
Согласно справке ФГУП «Соликамское АТП» в состав предприятия входят, в том числе автоколонна № 1, осуществлявшая перевозки на регулярных пассажирских городских маршрутах и автоколонна № 4, осуществлявшая перевозки на пассажирских пригородных и междугородних маршрутах.
Специалистами пенсионного органа была проведена проверка по факту работы Кучева И. В. и изучены книги приказов по личному составу его работодателей, лицевые счета за период с 1976г. по 2002г. и карточки ф. Т-2, хранящиеся в архивном отделе администрации г. Соликамска, по результатам проверки составлен акт от 30.03.2010г. из содержания которого следует, что истец принят на работу в Соликамское АТП приказом от 27.05.1976г. № 73 водителем автобуса 2 класса, с прохождением спец. подготовки с 27.06.1976г.; затем приказом № 91-ок от 16.08.1978г. ему присвоена квалификация водитель 1 класса, автоколонны № 1; затем истец приказом № 67-к от 20.07.1987г. водитель автоколонны № 1 переведён в АРМ токарем 3 разряда с 21.07.1987г.; после чего истец переведен водителем автобуса 1 класса в автоколонну № 4 с 11.06.1988г.; затем приказом № 78 от 01.11.2000г. Кучев И. В. – водитель автоколонны № 4 уволен с 03.11.2000г.
После увольнения вновь принят водителем 1 класса в автоколонну № 4 с 24.11.2000г., где проработал до 27.08.2002г.
Данные сведения соответствуют содержанию записей в трудовой книжке истца и архивным справкам.
Кроме того органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, 22.07.2004г. проведена проверка перечня рабочих мест, профессий и должностей на право досрочного назначения трудовой пенсии по старости, представленного ФГУП «Соликамское АТП», в ходе которой проверены все профессии и должности на право досрочного пенсионного обеспечения, по результатам данной проверки составлен акт № 32, истец в списке работников, занятых на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не значится, и среди водителей автобусов, занятых на регулярных городских пассажирских маршрутах, не указан.
Таким образом, довод истца о том, что он в спорные периоды осуществлял свою деятельность на регулярных городских пассажирских маршрутах и в соответствии со п.п. 10 п. 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имеет право на досрочную пенсию по старости, не нашёл своего подтверждения в судебном заседании.
Сведений о том, что Кучев И. В. проработал в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах 20 лет в материалах дела нет.
Иного истцом не доказано.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска Кучева И.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <...> и <...> о включении определённых периодов работы в специальный трудовой стаж работы и обязании ответчика назначить трудовую пенсию по старости досрочно, с момента обращения в пенсионный орган, отказать.
На настоящее решение суда может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий П.В.Степанов