Дело № 2-1065/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июня 2011 года Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующей судьи – Жулановой Г.И.,
при секретаре судебного заседания – Васькиной М.Д.,
с участием помощника Березниковского межрайонного природоохранного прокурора – Курбатова С.О.,
представителя ответчика – главы администрации Басимского сельского поселения Пермского края – Калининой М.О., действующей на основании Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей Басимского сельского поселения Пермского края к администрации Басимского сельского поселения Пермского края о возложении обязанности организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп,
у с т а н о в и л:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации Басимского сельского поселения Пермского края о возложении обязанности организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, указывая в заявлении, что в ходе проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления в деятельности администрации Басимского сельского поселения, проведенной Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой в период с <дата> по <дата>, установлено, что администрацией Басимского сельского поселения не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор просит признать бездействия администрации Басимского сельского поселения Соликамского района Пермского края по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Басимского сельского поселения и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора незаконными.
Возложить на ответчика обязанность по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Басимского сельского поселения и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Установить срок исполнения указанной обязанности – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Во исполнение обязанности по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Басимского сельского поселения обязать администрацию Басимского сельского поселения Соликамского района Пермского края разработать, принять и обнародовать муниципальный правовой акт, регламентирующий организацию сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Басимского сельского поселения либо разработать проект данного нормативного правового акта и направить его в Совет депутатов Басимского сельского поселения для принятия. Установить срок исполнения указанной обязанности – 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Во исполнение обязанности по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Басимского сельского поселения обязать администрацию Басимского сельского поселения Соликамского района Пермского края заключить договор со специализированной организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами 1-4 класс опасности, на оказание услуг по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Басимского сельского поселения, либо создать муниципальное предприятие, оказывающее услуги по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Басимского сельского поселения. Установить срок исполнения указанной обязанности – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Курбатов С.О. исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика – глава администрации Басимского сельского поселения Пермского края – Калинина М.О., действующая на основании Устава, исковые требования признала.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 и подпунктами 1, 2, 4 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Среди основных принципов государственной политики в области обращения с отходами статья 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ выделяет принцип охраны здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681, органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
Как установлено в судебном заседании, Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой в период с <дата> по <дата> проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления в деятельности администрации Басимского сельского поселения.
В ходе проверки установлено, что <дата> муниципальное учреждение – администрация Басимского сельского поселения – постановлено на учет в качестве юридического лица в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу и ему был присвоен ОГРН №. Администрацией Басимского сельского поселения не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
В соответствии с п.1.18 статьи 6 Устава Басимского сельского поселения, принятого решением Совета депутатов Басимского сельского поселения от <дата> №, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросу местного значения Басимского сельского поселения.
В соответствии с Федеральным классификатором каталогов отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, изделия, устройства, приборы, потерявшие потребительские свойства, содержащие ртуть (код 35330000 13 00 1) и ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (код 35330100 13 01 1) имеют 1 класс опасности и, согласно статье 4.1. Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, относятся к чрезвычайно опасным отходам.
В нарушение статьи 58 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 12 и подпунктов 1,2,4 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 3, частей 1 и 2 статьи 8, части 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пункта 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, администрация Басимского сельского поселения не организовала сбор чрезвычайно опасных отходов – отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
Факт данного нарушения был установлен <дата> при анализе представленных администрацией Басимского сельского поселения документов и подтверждается объяснениями Главы администрации Басимского сельского поселения Калининой М.О., в соответствии с которыми на территории Басимского сельского поселения сбор отработанных люминесцентных ламп не организован, соответствующих нормативных актов не издавалось.
Суд считает, что несоблюдение вышеперечисленных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к обращению с чрезвычайно опасными отходами производства, ведет к причинению вреда окружающей среде, чем нарушаются конституционные права человека на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора законны и обоснованны, и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать бездействия администрации Басимского сельского поселения Соликамского района Пермского края по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Басимского сельского поселения и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора незаконными.
Обязать администрацию Басимского сельского поселения Соликамского района Пермского края организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Басимского сельского поселения и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Установить срок исполнения указанной обязанности – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Во исполнение обязанности по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Басимского сельского поселения обязать администрацию Басимского сельского поселения Соликамского района Пермского края разработать, принять и обнародовать муниципальный правовой акт, регламентирующий организацию сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Басимского сельского поселения либо разработать проект данного нормативного правового акта и направить его в Совет депутатов Басимского сельского поселения для принятия. Установить срок исполнения указанной обязанности – 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Во исполнение обязанности по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Басимского сельского поселения обязать администрацию Басимского сельского поселения Соликамского района Пермского края заключить договор со специализированной организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами 1-4 класс опасности, на оказание услуг по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Басимского сельского поселения, либо создать муниципальное предприятие, оказывающее услуги по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Басимского сельского поселения. Установить срок исполнения указанной обязанности – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в 10 дней в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд.
Председательствующая Г.И. Жуланова