О возмещении вреда, причиненного смертью кормильца



Дело № 2-405/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Соликамск                                                                      16 мая 2011 года

Соликамский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Шатуленко И.В.,

с участием помощника Соликамского городского прокурора Нехорошевой Ж.В.,

истца Чуклиновой <данные изъяты>,

при секретаре Мехоношиной Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по иску Чуклиновой <данные изъяты> к Кокшарову <данные изъяты> о возмещении вреда, причиненного в связи со смертью кормильца,

у с т а н о в и л :

Чуклинова <данные изъяты>., действующая в своих интересах, а также от имени и в интересах несовершеннолетних детей Чуклинова <данные изъяты>., Чуклиновой <данные изъяты>., обратилась в Соликамский городской суд с иском к Кокшарову <данные изъяты> о возмещении вреда в связи со смертью кормильца. Иск обоснован тем, что <дата> в период времени с <данные изъяты> Кокшаров <данные изъяты>, управляя автомобилем марки <данные изъяты> транзитный знак , в районе нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог по <...> и <...> совершил наезд на её супруга – ФИО1. В результате чего муж получил смертельные травмы и погиб на месте совершения дорожно-транспортного происшествия.

На момент трагедии их семья состояла из четырех человек. В настоящее время она не работает, занимается уходом за несовершеннолетними детьми: сыном Чуклиновым <данные изъяты>, <дата> года рождения, и дочерью Чуклиновой <данные изъяты>, <дата> года рождения. На день смерти супруга находились на его иждивении. ФИО1 работал в <данные изъяты> и его среднемесячная заработная плата составляла <данные изъяты>.

Просит взыскивать ежемесячно с Кокшарова <данные изъяты> денежные суммы в возмещение вреда в связи со смертью кормильца на несовершеннолетних детей: Чуклинова <данные изъяты>, <дата> года рождения, Чуклиновой <данные изъяты>, <дата> года рождения, по <данные изъяты> на каждого, начиная с <дата> и до достижения ими совершеннолетия.

В ходе рассмотрения дела <дата> истица дополнила исковые требования: просит взыскать с ответчика в счет возмещения вреда в связи со смертью кормильца денежную сумму в размере среднемесячного заработка погибшего супруга <данные изъяты>., из расчета по <данные изъяты> на содержание двоих несовершеннолетних детей, а также на её содержание.

В судебном заседании истица на удовлетворении исковых требований настаивает по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнила исковые требования: просит взыскать с ответчика в счет возмещения вреда в связи со смертью кормильца денежную сумму в размере среднемесячного заработка погибшего супруга <данные изъяты>., из расчета по <данные изъяты> на содержание каждого из несовершеннолетних детей, а также на её содержание. Пояснила, что с момента гибели супруга и по настоящее время не работает, поскольку осуществляет уход за малолетней дочерью Чуклиновой <данные изъяты>, <дата> года рождения, находится в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет.

Ответчик Кокшаров <данные изъяты> в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом по месту отбытия уголовного наказания по приговору суда, что подтверждается распиской, имеющейся в материалах дела. Заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем представил письменное заявление, в котором исковые требования не признал по тем основаниям, что у него на иждивении находится жена и несовершеннолетний ребенок. Он не сможет выплачивать ежемесячные денежные суммы, так как с него уже взыскано <данные изъяты>.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав доводы истицы в обоснование иска, исследовав письменные доказательства по делу, изучив материалы гражданского дела, исследовав материалы уголовного дела в отношении Кокшарова <данные изъяты> заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1088 Гражданского кодекса РФ в случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют:

нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;

один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;

        Вред возмещается:

несовершеннолетним - до достижения восемнадцати лет;

одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, - до достижения ими четырнадцати лет либо изменения состояния здоровья.

       В силу ст. 1089 Гражданского кодекса РФ лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, вред возмещается в размере той доли заработка (дохода) умершего, определенного по правилам статьи 1086 настоящего Кодекса, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни. При определении возмещения вреда этим лицам в состав доходов умершего наряду с заработком (доходом) включаются получаемые им при жизни пенсия, пожизненное содержание и другие подобные выплаты.

При определении размера возмещения вреда пенсии, назначенные лицам в связи со смертью кормильца, а равно другие виды пенсий, назначенные как до, так и после смерти кормильца, а также заработок (доход) и стипендия, получаемые этими лицами, в счет возмещения им вреда не засчитываются.

Согласно ст. 1091 ГК РФ суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке (статья 318).

В соответствии со ст.1086 ГК РФ размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности.

В состав утраченного заработка (дохода) потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом. Не учитываются выплаты единовременного характера, в частности компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие при увольнении. За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитывается выплаченное пособие. Доходы от предпринимательской деятельности, а также авторский гонорар включаются в состав утраченного заработка, при этом доходы от предпринимательской деятельности включаются на основании данных налоговой инспекции.

Все виды заработка (дохода) учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов.

Среднемесячный заработок (доход) потерпевшего подсчитывается путем деления общей суммы его заработка (дохода) за двенадцать месяцев работы, предшествовавших повреждению здоровья, на двенадцать. В случае, когда потерпевший ко времени причинения вреда работал менее двенадцати месяцев, среднемесячный заработок (доход) подсчитывается путем деления общей суммы заработка (дохода) за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших повреждению здоровья, на число этих месяцев.

Не полностью проработанные потерпевшим месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются из подсчета при невозможности их замены.

          Основной принцип определения размера возмещения вреда, причиненного смертью кормильца (ст. 1086, 1089 ГК РФ) заключается в том, что заработок умершего делится на число лиц (включая самого умершего), которые состояли на его иждивении.

          В судебном заседании установлено, что <дата> в период времени с <данные изъяты> ответчик Кокшаров <данные изъяты>., управляя автомобилем марки <данные изъяты> транзитный знак , в районе нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог – <...>, нарушил <данные изъяты> Правил дорожного движения РФ, в связи с чем совершил наезд на пешехода ФИО1. В результате дорожно-транспортного происшествия ФИО1 получил травмы, не совместимые с жизнью, и погиб на месте ДТП.

Вина ответчика в совершении дорожно-транспортного происшествия, имевшего место <дата>, и повлекшего смерть ФИО1 установлена вступившим в законную силу <дата> приговором Соликамского городского суда Пермского края от <дата>, которым Кокшаров <данные изъяты> признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты> УК РФ и ему назначено наказание с применением <данные изъяты> УК РФ в виде 3 <данные изъяты> с отбыванием наказания в колонии<данные изъяты>. Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Пермского краевого суда от <дата> данный приговор в части осуждения Кокшарова <данные изъяты> по ст. <данные изъяты> УК РФ отменен, производство по делу в данной части прекращено, срок наказания снижен до <данные изъяты> с отбыванием наказания в <данные изъяты>. В остальной части приговор оставлен без изменения.

           В соответствии с ч.4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

          Судом установлено, что истица Чуклинова <данные изъяты> состояла в зарегистрированном браке с ФИО1 с <дата> От совместной жизни в браке имеют двоих несовершеннолетних детей: сына Чуклинова <данные изъяты>, <дата> года рождения, и дочь Чуклинову <данные изъяты>, <дата> года рождения.

          На момент смерти ФИО1 его семья состояла из четырех человек: его, супруги – Чуклиновой <данные изъяты>, и их несовершеннолетних детей: сына Чуклинова <данные изъяты>, <дата> года рождения, Чуклиновой <данные изъяты>, <дата> года рождения и проживала по адресу: <...>.

          Несовершеннолетние дети ФИО1 в силу возраста являлись нетрудоспособными, в связи с чем находились на иждивении умершего. Иждивенство несовершеннолетних детей потерпевшего презюмируется и не требует доказательств.

          Супруга ФИО1 – истица Чуклинова <данные изъяты> на момент его гибели также находилась на иждивении супруга, поскольку проживала совместно с ФИО1 одной семьей, самостоятельного заработка не имела в силу того, что осуществляла уход за их малолетней дочерью - Чуклиновой <данные изъяты>, <дата> года рождения. По настоящее время истица не работает, находится в отпуске по уходе за ребенком, что подтверждается справкой <данные изъяты> от <дата> (л.д. 23).

          На момент гибели ФИО1 имел постоянное место работы, работал на предприятии <данные изъяты> Согласно сведениям, содержащимся в справках о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ за 2009, 2010 годы, среднемесячная зарплата ФИО1 за период с <дата> включительно (за двенадцать месяцев, предшествующих смерти кормильца) составляла <данные изъяты>

          Размер сумм, подлежащих взысканию с ответчика в счет возмещения вреда здоровью в связи со смертью кормильца, подлежит исчислению по формуле: среднемесячный доход умершего делится на число лиц (включая самого умершего), находящихся на его иждивении (супруга и двое несовершеннолетних детей), согласно следующему расчету:

          <данные изъяты> : 4 человека = <данные изъяты> (доля, приходящаяся на каждого члена семьи умершего, имеющего право на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца).

          По смыслу ст.ст. 1089, 1091 ГК РФ доля лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, определяется в твердой денежной сумме.

           С учетом требований ч.2 ст. 1088, ч.1 ст. 1092 ГК РФ вред, причиненный смертью кормильца, подлежит возмещению с ответчика в пользу истицы, в твердой денежной сумме в размере по <данные изъяты> как на ее содержание, так и на содержание каждого из несовершеннолетних детей, при этом денежные суммы в счет возмещения вреда, причиненного со смертью кормильца, подлежат ежемесячному взысканию в пользу Чуклиновой <данные изъяты> на содержание несовершеннолетней дочери - Чуклиновой <данные изъяты>, <дата> года рождения, начиная с <дата> и до <дата> (достижения 18-летнего возраста); на содержание несовершеннолетнего сына - Чуклинова <данные изъяты>, <дата> года рождения, начиная с <дата> и до <дата> (достижения 18-летнего возраста).

         В пользу истицы Чуклиновой <данные изъяты> подлежит возмещению вред, причиненного со смертью кормильца, как родителю, занятому уходом за находившимся на иждивении умершего детьми. Денежная сумма в размере <данные изъяты> подлежит ежемесячному взысканию с ответчика на её содержание, начиная с <дата> и до <дата> (достижения несовершеннолетней дочерью – Чуклиновой <данные изъяты>, <дата> года рождения, 14 летнего возраста).

       В соответствии с правилами ст. 1091 ГК РФ вышеуказанные суммы при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке в соответствии со ст. 318 ГК РФ.

           Доводы ответчика о наличии у него на иждивении супруги и несовершеннолетнего ребенка, а также о том, что он не имеет возможности выплачивать суммы в возмещение вреда здоровью, так как с него приговором суда взыскан моральный и материальный ущерб, в данном случае правового значения при разрешении данного дела не имеют, поскольку данные обстоятельства не являются основанием для освобождения ответчика от возложенной на него в силу закона обязанности по возмещению вреда в связи со смертью кормильца. Кроме того, данные обстоятельства не являются основанием для снижения размера возмещения вреда, причиненного смертью кормильца, величина которого определяется в соответствии с требованиями закона, по правилам ст. 1086, ст. 1089 ГК РФ.

           С учетом вышеизложенного, исковые требования Чуклиновой <данные изъяты> о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, подлежат удовлетворению в полном объеме.

           В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>.

           Руководствуясь ст.ст. 194-198, 98 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

          Исковые требования Чуклиновой <данные изъяты>, предъявленные в своих интересах, а также от имени и в интересах несовершеннолетних детей Чуклинова <данные изъяты>, Чуклиновой <данные изъяты>, удовлетворить.

          Взыскать с Кокшарова <данные изъяты> в пользу Чуклиновой <данные изъяты> в счет возмещения вреда, причиненного со смертью кормильца, ежемесячно на содержание несовершеннолетнего сына - Чуклинова <данные изъяты>, <дата> года рождения, денежную сумму в размере <данные изъяты> начиная с <дата> и до <дата>.

          Взыскать с Кокшарова <данные изъяты> в пользу Чуклиновой <данные изъяты> в счет возмещения вреда, причиненного со смертью кормильца, ежемесячно на содержание несовершеннолетней дочери - Чуклиновой <данные изъяты>, <дата> года рождения, денежную сумму в размере <данные изъяты>., начиная с <дата> и до <дата>.

          Взыскать с Кокшарова <данные изъяты> в пользу Чуклиновой <данные изъяты> в счет возмещения вреда, причиненного со смертью кормильца, ежемесячно на её содержание, денежную сумму в размере <данные изъяты>., начиная с <дата> и до <дата>.

          При повышении стоимости жизни указанные суммы подлежат индексации в установленном законом порядке.

          Взыскать с Кокшарова <данные изъяты> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

          На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с 23 мая 2011 года.

Председательствующий                                  И.В.Шатуленко