Дело № 2-1263/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июля 2011 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шатуленко И.В.,
с участием истицы Осиповой <данные изъяты>.,
при секретаре Мехоношиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осиповой <данные изъяты> к Межрайонной ИФНС № 11 по Пермскому краю, Управлению имущественных отношений администрации города Соликамска о признании права собственности на гаражи,
у с т а н о в и л :
Осипова <данные изъяты> обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС № 11 по Пермскому краю, Управлению имущественных отношений администрации города Соликамска о признании права собственности на гаражи. Иск обоснован тем, что её супругу – ФИО1 в соответствии с решением исполкома городского Совета народных депутатов № от <дата> «Об отведении целлюлозно-бумажному комбинату земельного участка под строительство блока кирпичных гаражей» и согласно списку застройщиков – работников <данные изъяты> был выделен земельный участок, расположенный в гаражном кооперативе Б-51.
В течение 1990-1992 годов на указанном участке собственными силами был построен гараж, которым пользовалась вся их семья.
На основании постановления администрации г. Соликамска № от <дата> и списка застройщиков ФИО1 был выделен земельный участок, расположенный в гаражном кооперативе Б-32.
<дата> между ФИО1 и администрацией г. Соликамска был заключен договор № краткосрочной аренды земельного участка для индивидуального гаража, расположенного по адресу: <...>, с оформлением паспорта земельного участка.
Согласно постановлению главы местного самоуправления № от <дата> ФИО1 был предоставлен земельный 3часток общей площадью <данные изъяты> кв.м. в аренду сроком на <данные изъяты> лет для эксплуатации индивидуального капитального гаража, расположенного по адресу: <...>.
Взамен расторгнутого договора № был заключен договор № от <дата>, где был установлен срок действия договора до <дата>
Однако указанные гаражи не были включены нотариусом в наследственную массу в связи с отсутствием у супруга правоустанавливающих документов на них.
С момента постройки гаражей и до сегодняшнего дня она и её семья добросовестно, открыто и непрерывно пользовалась указанными гаражами как своими собственными.
Просит признать за ней право собственности на указанное имущество в силу приобретательной давности.
В судебном заседании истица уточнила исковые требования: просит признать за ней право собственности на гараж, расположенный по адресу: <...>, в силу приобретательной давности, а также признать за ней право собственности на гараж, расположенный по адресу: <...>, на основании ч.2 ст. 218 ГК РФ. На иске настаивает по доводам, изложенным в исковом заявлении. Её дочери - Осипова <данные изъяты> и Осипова <данные изъяты> отказались от принятия наследства, оставшегося после смерти отца, в её пользу. Иных лиц, претендующих на данные объекты недвижимости, не имеется.
Представитель ответчика – Управления имущественных отношений Администрации города Соликамска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Против удовлетворения исковых требований возражений не имеют.
Ответчик - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Возражений по иску не заявил.
3-и лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Осипова <данные изъяты>, Осипова <данные изъяты>, в судебное заседание не явились, заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования считают обоснованными, против их удовлетворения не возражают. Также пояснили, что от принятия наследства, оставшегося после смерти отца, отказались в пользу матери – Осиповой <данные изъяты> на указанные гаражи не претендуют.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков в порядке части 5 статьи 167 ГПК РФ.
Выслушав доводы истицы в обоснование иска, исследовав письменные доказательства по делу, изучив материалы гражданского дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истица состояла в браке с ФИО2 с <дата>.
В соответствии с решением Исполкома городского Совета народных депутатов № от <дата> «Об отведении целлюлозно-бумажному комбинату земельного участка под строительство блока кирпичных гаражей» и согласно списку застройщиков – работников <данные изъяты> ФИО2 по месту работы был выделен земельный участок, расположенный в гаражном кооперативе Б-51, для строительства индивидуального гаража (л.д. 14, 15-21).
В 1992 году на выделенном земельном участке собственными силами истицы и её супруга за счет их собственных денежных средств был построен капитальный кирпичный гараж (с овощной ямой) общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <...>. Однако правоустанавливающих документов на гараж ими оформлено не было.
Земельный участок под гаражом был поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка ( л.д. 23).
<дата> <данные изъяты> истице были выданы технический и кадастровый паспорта на данный объект недвижимости.
На основании постановления администрации г. Соликамска № от <дата> «О предоставлении земельного участка под строительство капитальных гаражей по <...> города» и согласно списка застройщиков ФИО1 по месту работы <данные изъяты> был выделен земельный участок, расположенный в гаражном кооперативе Б-32 (л.д. 31, 32).
<дата> между ФИО1 и администрацией г. Соликамска был заключен договор № краткосрочной аренды земельного участка для индивидуального гаража, расположенного по адресу: <...> на <...>, с оформлением паспорта земельного участка (л.д. 33).
Согласно постановлению главы местного самоуправления № от <дата> ФИО1 был предоставлен земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. в аренду сроком на <данные изъяты> лет для эксплуатации индивидуального капитального гаража, расположенного по адресу: <...> (л.д. 40).
Взамен расторгнутого договора № был заключен договор № от <дата>, которым был установлен срок действия договора до <дата> (л.д. 41-42).
Земельный участок под гаражом был поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 45 ).
<дата> ФИО1, <дата> года рождения, умер. Право собственности в установленном законом порядке на вышеуказанные объекты недвижимости ФИО1 при жизни не оформил. Наследство, открывшееся с его смертью, приняла его супруга – Осипова <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону. Вышеуказанные гаражи в состав наследства не вошли ввиду отсутствия на них правоустанавливающих документов.
С момента постройки гаража, расположенного по адресу: <данные изъяты>, и до настоящего времени истица Осипова <данные изъяты> постоянно, добросовестно, открыто и непрерывно более 15 лет пользуется указанным гаражом, несет бремя содержания указанного имущества, следит за его техническим состоянием, использует гараж для хранения овощей и автотранспорта. Данные обстоятельства подтвердили в судебном заседании свидетели ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, не доверять показаниям которых у суда оснований не имеется.
Строительство гаражей завершено и они имеются в наличии как объекты недвижимого имущества, что подтверждается справками <данные изъяты> техническими и кадастровыми паспортами.
Сведений о наличии иного спора о праве, иных лицах, помимо истицы, претендующих на данные гаражи, в материалах дела не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В судебном заседании установлено, что спорные постройки - гаражи отвечает признакам недвижимости, изготовлены истицей и её супругом для себя, а не для других лиц, данные постройки не являются самовольной (ст. 222 ГК РФ).
Сведений о том, что указанные постройки не соответствуют градостроительным и строительным нормам и правилам либо нарушает права и законные интересы других лиц и создает угрозу жизни и здоровью граждан, в материалах дела нет.
Регистрация права собственности на данное недвижимое имущество истицей и её правопредшественником не производилась. Каких-либо правоустанавливающих документов на данные гаражи ФИО1 выдано не было.
Возможности легализовать спорные постройки и стать её титульным владельцем, у истицы без судебной защиты возможности нет.
Признание права как способ защиты гражданских прав прямо предусмотрено абз. 2 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Граждане являются собственниками имущества, приобретённого от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству.
В силу п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации право на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента регистрации соответствующего права на него.
Иной момент установлен для приобретения прав собственности на недвижимое имущество в порядке наследования.
Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется государством.
Так, согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ч. 4 ст. 1152 того же Кодекса принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Отсутствие предусмотренной статьей 131 ГК РФ обязательной регистрации прав на недвижимое имущество, перешедшее по наследству, ограничивает возможности распоряжаться этим имуществом (продавать, дарить и т.п.), но никак не влияет, согласно названным выше требованиям закона, на факт принадлежности этого имущества на праве собственности лицу, получившему его в порядке наследования.
В этой связи, если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, то это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации прав на недвижимость.
В соответствии со ст. 28 Федеральном закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации.
То обстоятельство, что регистрация права собственности наследодателя на спорное имущество произведена не была, не является, с учетом указанных выше требований закона, основанием для отказа в удовлетворении иска, и не может рассматриваться как основание для исключения спорных гаражей из состава наследственного имущества.
В наследственную массу включаются объекты гражданских прав, предусмотренные статьей 128 ГК РФ, право на которые возникло у наследодателя ранее на основании определенных отношений, регулируемых гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущества умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
Наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина (статьи 1113, 1114 ГК РФ).
Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 данного Кодекса.
Истица в силу ст. 1142 ГК РФ как наследница первой очереди приняла наследство, открывшееся <дата> в связи со смертью своего супруга – ФИО1, в пределах срока, установленного законом. Продолжает пользоваться указанными гаражами, несет расходы по их содержанию.
3-и лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Осипова <данные изъяты>, Осипова <данные изъяты>, являющиеся детьми ФИО1 и истицы, от принятия наследства, оставшегося после смерти отца, отказались в пользу матери – Осиповой <данные изъяты> На указанные гаражи не претендуют. Иных лиц, претендующих на данные гаражи, не имеется.
Учитывая, что капитальный гараж, расположенный в <...>, отвечает признакам недвижимости, был построен истицей и её супругом для себя с целью приобретения права собственности, а не для других лиц,, что подтвердили в судебном заседании свидетели ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, соблюдено его целевое назначение, данная постройка не является самовольной и не нарушает прав и законных интересов других лиц и не создает угрозу жизни и здоровья граждан, суд считает необходимым исковые требования Осиповой <данные изъяты> о признании права собственности на указанный объект недвижимости удовлетворить.
С учетом вышеизложенного исковые требования о признании за истицей права собственности на гараж, расположенный по адресу: <...>, <...> в силу приобретательной давности также подлежат удовлетворению, поскольку совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, установлен факт добросовестного, открытого и непрерывного владения истицей указанным гаражом более пятнадцати лет.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Осиповой <данные изъяты> удовлетворить.
Признать право собственности Осиповой <данные изъяты> на недвижимое имущество – гаражный бокс (общей площадью <данные изъяты> кв.м., с овощной ямой), расположенный по адресу: <...>.
Признать право собственности Осиповой <данные изъяты> на недвижимое имущество – гаражный бокс (общей площадью <данные изъяты> кв.м., с овощной ямой), расположенный по адресу: <...>.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности Осиповой <данные изъяты> на вышеназванное недвижимое имущество в <данные изъяты>.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с 27 июля 2011 года.
Судья И.В.Шатуленко