Об обжаловании действия прокурора



Дело № 2-1038/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июля 2011 года                                                   город Соликамск

          Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Шатуленко И.В.,

с участием помощника прокурора Усольской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – Гуриненко Н.Б.,

при секретаре Мехоношиной Н.М.,

          рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Киселёва <данные изъяты> на действия (бездействие) прокурора Усольской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях,

у с т а н о в и л :

          Киселёв <данные изъяты> обратился в Соликамский городской суд с жалобой на действия (бездействие) прокурора Усольской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. В обоснование жалобы указал, что он является осужденным к лишению свободы сроком на <данные изъяты> лет за совершение преступлений, предусмотренных <данные изъяты> УК РФ. С <дата> по <дата> отбывал наказание в <...>. В <дата> через руководство отряда он подал жалобу в <данные изъяты>. Через несколько дней жалоба была ему возвращена руководством отряда, так как сотрудники спецотдела отказались принимать жалобу. По указанному факту он обратился с жалобой в Усольскую прокуратуру, в которой также указал данных свидетелей. По его жалобе Усольской прокуратурой была проведена проверка, но оснований для принятия мер прокурорского реагирования установлено не было. Считает, что прокурором Усольской прокуратуры никаких действий по устранению нарушений, изложенных в его жалобе, принято не было, свидетели опрошены не были. Просит суд рассмотреть его жалобу в судебном заседании, вынести соответствующее решение, на основании которого прокурор Усольской прокуратуры будет обязан провести надлежащую проверку и устранить допущенные нарушения закона.

           В судебное заседание заявитель Киселёв <данные изъяты> не явился. О времени и месте судебного заседания был заблаговременно извещён судом надлежащим образом по месту отбытия назначенного по приговору суда наказания в виде лишения свободы. Процессуальные права и обязанности, предусмотренные ст.ст. 35,39,48,56,57,102 ГПК РФ, заявителю Киселёву <данные изъяты> разъяснены и понятны, о чем свидетельствует расписка, находящаяся в материалах дела.

              Действующим гражданским процессуальным законодательством не предусмотрена возможность этапирования лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, из исправительных колоний для их непосредственного участия в судебном заседании по гражданскому делу.

           С учетом изложенного, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Киселёва <данные изъяты> в порядке ст. 167 ГПК РФ.

       Помощник прокурора Усольской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – Гуриненко <данные изъяты> считает жалобу Киселёва <данные изъяты> не обоснованной и не подлежащей удовлетворению, поскольку в ходе проверки доводы, изложенные в жалобе осужденного Киселёва <данные изъяты> подтверждения не нашли. В ходе проверки были опрошены ФИО1 и начальник спецчасти ФИО2 Иные лица в ходе проверки опрошены не были, поскольку Киселёв <данные изъяты> конкретно их фамилий не называл.

          Выслушав возражения прокурора относительно доводов жалобы, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, изучив материалы дела, обозрев в судебном заседании материалы надзорного производства по жалобам осужденного Кисилева <данные изъяты> , суд приходит к следующему.

В соответствии ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

     нарушены права и свободы гражданина;

     созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

     на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

      В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

     Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

     В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.02.2011) "О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

     Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

     В судебном заседании установлено, что <дата> осужденный к лишению свободы Киселёв <данные изъяты> обратился с жалобой в Прокуратуру Пермского края о нарушении сотрудниками <данные изъяты> его прав при отправлении почтовой корреспонденции, выразившемся в не отправлении спецчастью <данные изъяты> его жалобы, адресованной в <...>, в которой указал, что в <дата> он обратился к начальнику отряда ФИО1 с просьбой об отправке через <данные изъяты> жалобы, адресованной в <...>, однако <данные изъяты> в регистрации и отправке жалобы было отказано.

    <дата> данная жалоба была направлена в адрес Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

     В ходе проведённой Усольской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверки были отобраны объяснения у сотрудников <данные изъяты> ФИО1 и ФИО2, однако доводы, изложенные в жалобе осужденного Киселёва <данные изъяты> подтверждения не нашли, поскольку было установлено, что жалоба осужденного Кисилева <данные изъяты> адресованная в <...>, в <данные изъяты> не поступала и не регистрировалась. Иного в ходе проверки установлено не было.

По результатам проведенной Усольской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверки <дата> осужденному Киселеву <данные изъяты> прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях был направлен ответ о том, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется. Аналогичный ответ был направлен в <...> (исх. от <дата>)

    <дата> осужденный Кисилев <данные изъяты> вновь обратился с жалобой в <...> о нарушении сотрудниками <данные изъяты> его прав при отправлении почтовой корреспонденции, выразившемся в не отправлении спецчастью <данные изъяты> его жалобы, адресованной в <...>, ссылаясь на доводы, изложенные в жалобе от <дата> При этом в обоснование жалобы никаких иных доводов не привел, в связи с чем оснований для проведения дополнительной проверки у должностных лиц Усольской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях не имелось.

    <дата> Кисилеву <данные изъяты> был направлен ответ о том, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.

    Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО1 суду пояснил, что в исправительном учреждении <данные изъяты> существует следующий порядок направления корреспонденции: на территории исправительной колонии установлен почтовый ящик для приёма писем, а также ящик для жалоб и заявлений, к которым с 06.00 час. до 22.00 час. все осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы в данном учреждении, имеют свободный доступ во время проверок, а также во время посещения столовой. Выемка корреспонденции из ящиков производится ежедневно. Такой же порядок направления корреспонденции существовал и в <дата>. Также корреспонденция принимается ежедневно работниками спецотдела при проведении приёма по личным вопросам. В <дата> осужденный Киселёв <данные изъяты> с просьбой о передачи его жалобы, адресованной в <...>, к нему не обращался. Он, как начальник отряда, личный приём жалоб от осужденных, не ведёт.

        Свидетель ФИО2 суду пояснила, что работает начальником спецотдела <данные изъяты>. В <дата> осужденный Киселёв <данные изъяты> с жалобой, адресованной в <...>, в спецотдел учреждения, не обращался. Согласно журналу учёта исходящей корреспонденции, данная жалоба от осужденного Киселёва <данные изъяты> не поступала и не регистрировалась.

            Доводы заявителя о том, что в ходе проведенной проверки сотрудниками Усольской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по его ходатайству не были опрошены в качестве свидетелей осужденные ФИО3, ФИО4, являются несостоятельными и не основанными на материалах дела. Из совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, а также доводов прокурора судом установлено, что жалоба Кисилева <данные изъяты> направленная в адрес <...> <дата>, не содержала ходатайства об опросе каких-либо свидетелей, что подтверждается текстом жалобы (л.д. 19-20). В жалобе, направленной Кисилёвым <данные изъяты> в адрес <...> <дата>, также не указано, какие именно осужденные могут подтвердить изложенные в жалобе обстоятельства, не указаны фамилии, имена, отчества указанных лиц, в связи с чем сотрудники Усольской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях при проведении проверки по жалобам Кисилёва <данные изъяты> были фактически лишены возможности дополнительно проверить доводы жалобы на предмет её обоснованности.

            В адресованном суду ходатайстве об опросе свидетелей заявитель также не указал полные данные осужденных, их фамилии, имена, отчества, в связи с чем суд лишен возможности идентифицировать указанных лиц с целью их непосредственно опроса в судебном заседании.

            С учетом вышеизложенного, суд полагает, что проверка по жалобам Кисилёва <данные изъяты> была проведена Усольской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в соответствии с требованиями закона, в рамках предоставленных полномочий прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Усольской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Кисилёву <данные изъяты> был дан обоснованный ответ о том, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется, а потому правовых оснований для удовлетворения жалобы Киселёва <данные изъяты> суд не усматривает.

            Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

            В удовлетворении жалобы Киселёва <данные изъяты> на действия (бездействие) прокурора Усольской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, отказать.

            Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение десяти дней, со дня принятия решения в окончательной форме, с 25 июля 2011 года.

                           Судья                                         И.В.Шатуленко