Дело №2-1393/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Соликамск 26 сентября 2011 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Песнякевич Л.Н.
с участием представителя ответчика Папарыга В.В.
при секретаре Штирц Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <...> к Соликамскому городскому *** о ликвидации некоммерческой организации,
у с т а н о в и л :
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <...> обратилось в суд с иском к Соликамскому городскому *** о ликвидации некоммерческой организации.
Исходя из положений п. 1.1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон) заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», уполномоченным органом или его территориальным органом.
Приказом Минюста России от 21.05.2009 № 147 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» установлено, что Управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации является территориальным органом Минюста России, действующим на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации и определены основные задачи и полномочия Управления.
Так в частности Управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации осуществляет следующие полномочия: осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям; за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации; обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <...> (далее – Управление) просит о ликвидации Соликамского городского *** за нижеследующие нарушения федерального законодательства.
Соликамский городской *** зарегистрирован в качестве юридического лица МРИ МНС России по <...> и Коми-Пермяцкому автономному округу <дата>. Организация действует на основании Положения об образовании и деятельности Соликамского городского *** на принципах хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования.
В соответствии с Положением и сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц местом нахождения данной некоммерческой организации является адрес: <...>
В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческие организации в срок до 15 апреля текущего года следующего за отчетным обязаны представлять в уполномоченный орган (Управление) документы, содержащие отчет о деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В обоснование заявленного требования Управление указывает, что организация с <дата> и по настоящее время не выполняет данное требование, что свидетельствует об отсутствии деятельности Организации.
Подтверждением данного факта является: а) отсутствие в учетном деле Организации документов, содержащих отчет о деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам ОН 0001 и ОН 0002, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» за <дата> г.
Б) отсутствие информации о предоставлении отчетов за <дата> в автоматизированной информационной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций» (АИС УНРО), что подтверждается справкой о произведенной выгрузке из базы АИС УНРО от <дата>.
вышеприведённые требования законодательства, в связи, с чем в ее адрес было вынесено предупреждение за нарушение данных норм, с установленным сроком устранения нарушений <дата> Указанное предупреждение Организацией не получено в связи с ее отсутствием по месту нахождения, указанному в учредительных документах.
В соответствии с п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган (Управление) об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
Как указывает в иске Управление, данную обязанность Организация не выполнила и не сообщила в Управление в трехдневный срок о смене своего адреса (места нахождения).
По мнению истца, Организация допустила неоднократные нарушения действующего законодательства, выразившиеся в неоднократном непредставлении сведений, предусмотренных ст. 32 Закона, что дает право Управлению обратиться в суд с заявлением о ликвидации допустившей такие нарушения некоммерческой организации.
В судебное заседание представитель истца не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, одновременно указал, что исковые требования поддерживает.
Представитель третьего лица – Управление Федеральной налоговой службы по <...> в суд не явился, представил письменные пояснения по существу дела, в которых требования истца поддерживает и просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика – Папарыга В.В. в судебном заседании исковые требования признал. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, разъяснены и понятны.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов.
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением частных учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации.
Как следует из материалов дела, ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица МРИ МНС России по <...> и Коми-Пермяцкому автономному округу <дата>, ОГРН – №. Местом нахождения является адрес: <...>
Юридическое лицо, приобретая статус некоммерческой организации, обязано соблюдать нормы Закона.
Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрена ст. 18 Закона, ст. 61 и 119 ГК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года № 14-П по делу о проверке конституционности положений статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с п. 10 ст. 32 Закона неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных названной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Нарушение п. 3 ст. 32 Закона выявлено в <дата> г. в ходе изучения материалов учетного дела Организации и проведения контрольных мероприятий, в результате которых выявлено, что Организация не предоставила отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за <дата> годы, что подтверждается предупреждением, вынесенным Управлением в адрес Организации от <дата> за № (.л.д.10)..
Названные документы не представлены ответчиком регистрирующему органу до настоящего времени.
Также в судебном заседании нашло своё подтверждение и нарушение ответчиком требований п. 7 ст. 32 Закона, в частности неисполнение обязанности по информированию уполномоченного органа об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» к которым отнесены сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом, что подтверждается возвратом организацией почтовой связи предупреждения, направленного Управлением в адрес Организации с отметкой «истек срок хранения». Предупреждение, направленное в адрес бухгалтера Организации ФИО1, адресатом получено. В адрес Управления поступило письмо от ФИО1, где она сообщает, что не работает в Соликамском городском *** с <дата>. На связь организация не вышла. Требуемые документы в Управление не представила.
Отсутствие Организации по адресу регистрации, а также отсутствие сведений о продолжении её деятельности указывает на то, что Организация является фактически недействующим юридическим лицом, что не отрицается представителем ответчика в судебном заседании.
Таким образом, суд считает установленным факт неоднократного непредставления ответчиком в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 32 Закона, что следует расценить как неоднократные грубые нарушения федерального законодательства, носящие неустранимый характер.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, о наличии оснований, предусмотренных законом для ликвидации названной выше некоммерческой организации, что нашло своё подтверждение при разбирательстве дела.
По своему характеру нарушения, на которые ссылается истец в обоснование заявленных требований, являются неустранимыми и столь существенными, что позволяют суду принять решение об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <...> к Соликамскому городскому *** о ликвидации некоммерческой организации - удовлетворить.
Ликвидировать Соликамский городской ***, зарегистрированный в качестве юридического лица МРИ МНС России по <...> и Коми-Пермяцкому автономному округу <дата>, ОГРН – №.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение 10 дней.
Судья Л.Н. Песнякевич