о признании действий противоправными и возврате денежных средств



Дело № 2-766/11

МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    12 сентября 2011 года Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующей судьи – Жулановой Г.И.

при секретаре – Васькиной М.Д.

с участием:

представителя УФС в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю – Беляева С.С., действующего на основании доверенности

представителя ответчика – Пономаревой Ю.В., действующей на основании доверенности

представителя третьего лица – Бортвина О.Б.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в защиту неопределенного круга потребителей к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищный производственно-эксплуатационный трест № 2» о признании действий противоправными и о возврате денежных средств

у с т а н о в и л:

    Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее УФС) обратилось в суд в защиту интересов неопределенного круга потребителей с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищный производственно-эксплуатационный трест № 2» (далее МУП «ЖПЭТ № 2») о признании действий МУП «ЖПЭТ № 2» по факту удержания стоимости не оказанных услуг (работ) или выполнения работ для нужд многоквартирного дома по <...> противоправными в отношении группы потребителей и о возврате денежных сумм, как неосновательного обогащения.

    В обоснование заявленных требований истец указывает, что к ним обратились жители указанного дома с заявлением о том, что ответчик не выполнил полностью объем услуг при управлении многоквартирным домом в период до <дата>. Денежные средства в размере стоимости не оказанных услуг на счет собственников перечислять отказались. Потребители обратились в УФС с просьбой обратиться в их интересах в суд с целью возврата незаконно удерживаемых денежных средств ответчиком.

    В судебном заседании представитель УФС на исковых требованиях настаивает.

    Представитель третьего лица, ТСЖ <данные изъяты> исковые требования поддерживает.

    Представитель ответчика исковые требования признала в сумме <данные изъяты>.

    Выслушав стороны, рассмотрев представленные суду письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

    Пунктом 8.4.6. Положения об Управлении Роспотребнадзора по Пермскому краю, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека № 157 от 15.06.2006 года предусмотрено право Управления Роспотребнадзора на обращения в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

    В силу ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей ( его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) осуществляющие функции по контролю и надзору защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей ( их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий исполнителя

(изготовителя, продавца…) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ 1. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

2. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.

3. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.

    Статьей 39 ЖК РФ установлено, 1. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

2. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Статья 156 ЖК указывает, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

    Требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме установлены пунктами 10-27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491.

    Статьей 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей

Часть 11 статьи 162 ЖК РФ указывает, что если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.

    В соответствии с частью 10 статьи 162 ЖК РФ Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Согласно п.42 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или ) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.

    В судебном заседании установлено, что между МУП ЖПЭТ № 2 и собственниками жилых помещений в жилом многоквартирном доме <...> был заключен договор управления. В соответствии с договором управления был определен перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и их стоимость. Согласно отчету МУП ЖПЭТ № 2 о выполнении работ за <дата>, стоимость выполненных работ оказалась менее сумм, оплаченных потребителями (собственниками жилых помещений) на <данные изъяты> МУП ЖПЭТ № 2, не оказав услуг (работ) в объеме средств, полученных от собственников жилых помещений, нарушило права потребителей на оплату услуг за фактически выполненные объемы работ.

    В <дата> жильцы дома приняли решение об изменении способа управления многоквартирным домом и создали товарищество собственников жилья <данные изъяты>, в результате чего договор управления многоквартирным домом с МУП ЖПЭТ № 2 был расторгнут с <дата>, а ТСЖ <данные изъяты> заключило договор на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества с ООО <данные изъяты>.

    При изменении способа управления многоквартирным домом и создании ТСЖ <данные изъяты> МУП ЖПЭТ № 2 не оформило и не передало ТСЖ документы о переходе права требования и о перечислении остатка средств на счет многоквартирного дома.

    Среди жильцов многоквартирного дома по <...> имеются лица, задолженность по оплате услуг за содержание жилого дома и коммунальным услугам которых отнесена к задолженности перед МУП ЖПЭТ № 2, что не позволяет ТСЖ суммировать сроки задолженности указанных лиц для применения ограничения предоставления услуг.

    Таким образом, суд считает, что действиями МУП ЖПЭТ № 2 нарушены права потребителей на оплату за фактически выполненные объемы работ, и права собственников жилых помещений в многоквартирном доме на свободу выбора формы управления многоквартирным домом и свободу выбора управляющей организации

    Указанные обстоятельства подтверждаются как показаниями третьего лица, не отрицаются представителем ответчика, а также подтверждаются письменными доказательствами, исследованными в судебном заседании..

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

    Признать действия Муниципального унитарного предприятия «Жилищный производственно-эксплуатационный трест № 2», выразившиеся в удержании стоимости не оказанных услуг на сумму <данные изъяты>. для нужд многоквартирного дома по <...> незаконными и обязать перечислить указанную сумму на счет собственников жилого дома <...>.

    Решение может быть обжаловано в 10 дней в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд.

    Председательствующая                                       Г.И.Жуланова