Дело № 2-1335/11 12.10.2011 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Соликамский городской суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Рублевой Н.В.
с участием истца Шумкова С.В., представителя администрации <...> ФИО7, действующего на основании доверенности от <дата>,
в отсутствии представителя ответчика Правительство Пермского края,
при секретаре Малтабар И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Соликамск гражданское дело по иску Шумкова Сергея Витальевича к Администрации <...>, Правительству Пермского края о восстановлении в льготном списке детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по внеочередному предоставлению жилого помещения
установил:
Шумков С.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Соликамска о возложении обязанности восстановить в льготном списке детей-сирот, обеспечивающихся жильем за счет средств бюджета ФИО2 края, предоставлении жилого помещения, <данные изъяты>
В судебном заседании истец на иске настаивает, <данные изъяты>
Представитель ответчика – Администрации г. Соликамска с иском не согласен, пояснил, что истец в 2000 году был поставлен в список очередности, но права на внеочередное предоставление жилья как сирота или лицо, оставшееся без попечения родителей он не имеет, так как подал заявление о постановке на жилищный учет после достижении 23 летнего возраста, в связи с отсутствием жилья он имеет право на улучшение жилищных условий, но не по заявленному основанию.
Представитель ответчика – Правительство Пермского края ФИО9, с иском не согласна, <данные изъяты>
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 22 августа 2004 года) (далее - Закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом Губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденными Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Согласно ч.6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении с заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться:
1) законные представители детей-сирот:
от имени детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, а также учреждениях всех видов профессионального образования, - администрации этих учреждений;
от имени детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством), - опекуны (попечители);
2) лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).
Это значит, что для предоставления гарантируемой данным лицам социальной поддержки, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, обращение для постановки на жилищный учет должно быть произведено детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста, т.е до достижения 23 лет.
В этом случае, достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить этим лицам жилое помещение по договору социального найма.
Такой обязанности ответчиков перед истцом судом не установлено.
В судебном заседании установлено, что <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Суд считает, что на 29.12.2000 года у администрации г.Соликамска отсутствовали основания для постановки Шумкова С.В. на жилищный учет в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении в соответствии с абз.3 ст.1, п.1 ст.8 Закон N 159-ФЗ, поэтому требование о восстановлении истца в указанном списке удовлетворению не подлежит.
Довод истца о снятии его с регистрационного учета без согласия органов опеки и попечительства правового значения для спора не имеет, поскольку постановка Шумкова С.В. в 2000 году на жилищный учет не соответствует положениям Федеральный закон от 21.12.1996 (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Включение Шумкова С.В. в указанный список самостоятельно не влечет удовлетворения его требований о внеочередном предоставлении жилого помещения, основанных на реализации мер по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, законные основания для внеочередного предоставления истцу жилого помещения по заявленному основанию отсутствуют, снятие произведено в пределах предоставленных органу местного самоуправления полномочий.
Вместе с тем, истец не лишен возможности обратиться в суд за защитой своих прав в ином порядке и по иным основаниям.
Руководствуясь ст. ст.194-198ГПК РФ, суд
Решил:
Шумкову Сергею Витальевичу в удовлетворении исковых требований к Администрации г. Соликамска, Правительству Пермского края о восстановлении в льготном списке детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилых помещений, возложении обязанности по внеочередному предоставлению жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме 18.10.2011 г.
Судья Рублева Н.В.