о возложении обязанности по оборудованию автоматической пожарной безопасности



Дело № 2-679/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2011 года город Соликамск

Соликамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шатуленко И.В.,

с участием старшего помощника Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ташкенова Л.А.,

представителя ответчика ФБУ ОИК-2 ГУФСИН России по Пермскому краю – Пыхтеевой И.Ю., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика ГУФСИН России по Пермскому краю – Грачевой О.В., действующей на основании доверенности,

при секретаре Мехоношиной Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному бюджетному учреждению Объединения исправительных колоний № 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (далее - ФБУ ОИК-2 ГУФСИН России по Пермскому краю), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (далее - ГУФСИН России по Пермскому краю) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по оборудованию автоматической пожарной сигнализации,

у с т а н о в и л:

Березниковский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в Соликамский городской суд с иском к ФБУ ОИК-2 ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по оборудованию автоматической пожарной сигнализации. Иск обоснован тем, что <дата> Березниковской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях была проведена комплексная проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства администрацией КП-8 ФБУ ОИК-2 ГУФСИН России по Пермскому краю с дислокацией г. Соликамск ул. <...>, являющегося структурным подразделением ФБУ ОИК-2. В ходе данной проверки были выявлены нарушения законодательства в области пожарной безопасности, а именно в помещениях КП-8, где проживают осужденные, а также в производственных помещениях учреждения отсутствовала автоматическая пожарная сигнализация. По результатам проверки Березниковским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес начальника ФБУ ОИК-2 было вынесено представление об устранении указанных нарушений (исх. № <данные изъяты> от <дата>). Из ответа на представление следует, что ФБУ ОИК-2 направило заявку в ГУФСИН России по Пермскому краю на выделение денежных средств, для установки пожарной сигнализации, однако со стороны ГУФСИН России по Пермскому краю указанный вопрос не был решен.

<дата> Березниковской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях была проведена комплексная проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства администрацией КП-8 ФБУ ОИК-2, в ходе которой было установлено, что выявленные ранее нарушения пожарной безопасности не устранены, а именно на третьем этаже общежития, где проживают осужденные, в помещении медицинской части и в здании столовой отсутствует автоматическая пожарная сигнализация.

Таким образом, администрацией ГУФСИН России по Пермскому краю и ФБУ ОИК-2 не выполняются возложенные законом обязанность соблюдать требования правил пожарной безопасности, допускается бездействие, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности – состояние защищенности личности от пожара, гарантированное ст. 37 Федерального закона от <дата> «О пожарной безопасности».

Неисполнение ГУФСИН России по Пермскому краю и ФБУ ОИК-2 ГУФСИН России по Пермскому краю требований федерального законодательства по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией третьего этажа общежития КП-8, где проживают осужденные, помещений медицинской части здания столовой, ставит под угрозу безопасность людей в случае возникновения пожара, чем нарушаются права и законные интересы осужденных.

Просит признать незаконным бездействие ГУФСИН России по Пермскому краю и ФБУ ОИК-2 ГУФСИН России по Пермскому краю по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией третьего этажа общежития КП-8, где проживают осужденные, а также помещение медицинской части и столовой на территории КП-8. Обязать ГУФСИН России по Пермскому краю и ФБУ ОИК-2 ГУФСИН России по Пермскому краю в 2-х месячный срок оборудовать автоматической пожарной сигнализацией третий этаж общежития КП-8, где проживают осужденные, а также помещение медицинской части и столовой на территории КП-8.

В судебном заседании прокурор от поддержания исковых требований, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия ГУФСИН России по Пермскому краю и ФБУ ОИК-2 ГУФСИН России по Пермскому краю по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией помещения медицинской столовой на территории КП-8, и возложении на ответчиков обязанности оборудовать помещение медицинской части на территории КП-8 автоматической пожарной сигнализацией отказался в связи с удовлетворением указанных требований в добровольном порядке. На удовлетворении исковых требований в остальной части настаивает по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Определением суда от <дата> производство по настоящему делу в части отказа прокурора от вышеуказанных исковых требований прекращено.

Представитель ФБУ ОИК-2 ГУФСИН России по Пермскому краю - Пыхтеева И.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования в части возложения обязанности оборудования автоматической пожарной сигнализацией третьего этажа общежития КП-8, где проживают осужденные, а также помещения столовой на территории КП-8 признала. Иск в части признания незаконным бездействия ФБУ ОИК-2 по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией третьего этажа общежития КП-8, где проживают осужденные, а также помещения столовой на территории КП-8 не признала по тем основаниям, что заявки на выделение денежных средств, необходимых для приобретения оборудования, направлялись в ГУФСИН, начиная с <дата> г. Оборудование, необходимое для установки автоматической пожарной сигнализации на территории КП-8, приобретено в <дата> года, лишь после выделения денежных средств. До настоящего времени монтаж автоматической пожарной сигнализации не произведен. Лицензия на осуществление данного вида работ имеется у ГУФСИНа России по Пермскому краю. Проведение работ по установке сигнализации своими силами затруднительно.

Представитель ГУФСИН России по Пермскому краю - Грачева О.В., действующая на основании доверенности, полагает, что ГУФСИН России по Пермскому краю является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Подтвердила, что распределение федеральных бюджетных средств осуществляется через ГУФСИН России по Пермскому краю.

Суд, выслушав доводы Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в обоснование иска, возражения ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу, изучив материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 2, 18, частями 1,2 ст. 46 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от <дата> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В соответствии с ст. 37 Федерального закона от <дата> N 69-ФЗ (ред. от <дата>) "О пожарной безопасности" Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно части 1 статьи 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.

Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01 - 03), утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от <дата> N 313 "Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно п.4 указанных Правил руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Судом установлено, что <дата> Березниковской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях была проведена комплексная проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства администрацией КП-8 ФБУ ОИК-2 ГУФСИН России по Пермскому краю с дислокацией <...>, являющегося структурным подразделением ФБУ ОИК-2, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области пожарной безопасности, а именно: в помещениях КП-8, где проживают осужденные, а также в производственных помещениях учреждения отсутствовала автоматическая пожарная сигнализация. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности отражены в докладной записке от <дата>. По результатам проверки Березниковским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес начальника ФБУ ОИК-2 ГУФСИН России по Пермскому краю было вынесено представление об устранении указанных нарушений (исх. № <данные изъяты> от <дата>).

<дата>, ФБУ ОИК-2 направило заявку в ГУФСИН России по Пермскому краю на выделение денежных средств, для установки пожарной сигнализации, однако со стороны ГУФСИН России по Пермскому краю указанный вопрос не был решен.

<дата> Березниковской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ходе проведения комплексной проверки соблюдения уголовно-исполнительного законодательства администрацией КП-8 ФБУ ОИК-2, установлено, что выявленные ранее нарушения пожарной безопасности не устранены, а именно на третьем этаже общежития КП-8, где проживают осужденные, в здании столовой отсутствует автоматическая пожарная сигнализация. Указанные обстоятельства отражены в докладной записке прокурора от <дата>, и ответчиками в судебном заседании не оспариваются.

На момент рассмотрения дела в суде монтаж автоматической пожарной сигнализации на третьем этаже общежития для проживания осужденных КП-8, а также в здании столовой на территории КП-8 не произведен.

Доводы представителя ФБУ ОИК-2 ГУФСИН России по Пермскому краю о том, что нарушение требований законодательства в сфере пожарной безопасности вызвано отсутствием необходимого финансирования, в связи с чем в их действиях отсутствует вина, являются несостоятельными. У юридического лица имелась возможность соблюдения правил пожарной безопасности в эксплуатируемых им помещениях. Кроме того, выявленные нарушения требований пожарной безопасности создают непосредственную угрозу возникновения пожара, жизни и здоровью людей. Отсутствие надлежащего финансирования само по себе не является основанием для освобождения ФБУ ОИК-2 от принятия всех зависящих от них мер, направленных на устранение выявленных нарушений правил пожарной безопасности.

Незаконность бездействия ответчиков суд усматривает в том, что несмотря на вынесенное Березниковским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес начальника ФБУ ОИК-2 <дата> представление об устранении выявленных нарушений закона, монтаж автоматической пожарной сигнализации в зданиях общежития и столовой на территории КП-8 до настоящего времени не произведен. Направление заявок в ГУФСИН <дата>, <дата>, <дата> не может служить доказательством того, что ФБУ ОИК-2 были приняты все исчерпывающие и зависящие от них меры по своевременному приобретению необходимого оборудования и монтажу автоматической пожарной сигнализации в зданиях общежития и столовой на территории КП-8. Иных доказательств материалы дела не содержат и представителем ФБУ ОИК-2 суду не представлено.

Неисполнение ответчиками требований федерального законодательства в части оборудования автоматической пожарной сигнализацией третьего этажа общежития КП-8, где проживают осужденные, а также здания столовой, ставит под угрозу безопасность людей в случае возникновения пожара, чем нарушаются права и законные интересы лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, на защиту жизни и здоровья.

Поскольку финансирование из средств федерального бюджета мероприятий, направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки, проведенной Березниковской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, проводится в недостаточном для их выполнения объеме, суд считает необходимым обязать ГУФСИН России по Пермскому краю устранить допущенные нарушения по финансированию затрат, направленных на проведение мероприятий по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией третьего этажа общежития для проживания осужденных КП-8, а также здания столовой на территории КП-8 ФБУ ОИК-2 ГУФСИН России по Пермскому краю.

С учетом вышеизложенного, исковые требования Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 200 рублей с каждого.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 103 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Федерального бюджетного учреждения Объединения исправительных колоний № 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией третьего этажа общежития для проживания осужденных КП-8, а также здания столовой на территории КП-8.

Обязать Федеральное бюджетное учреждение Объединение исправительных колоний № 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю в двухмесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу оборудовать автоматической пожарной сигнализацией третий этаж общежития для проживания осужденных КП-8, а также здания столовой на территории КП-8 ФБУ ОИК-2 ГУФСИН России по Пермскому краю.

Обязать Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю обеспечить Федеральное бюджетное учреждение Объединение исправительных колоний № 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю денежными средствами в объеме, необходимом для оборудования автоматической пожарной сигнализацией третьего этажа общежития для проживания осужденных КП-8, а также здания столовой на территории КП-8 Федерального бюджетного учреждения Объединения исправительных колоний № 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний.

Взыскать с Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю госпошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Федерального бюджетного учреждения Объединения исправительных колоний № 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю госпошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме – <дата>.

Судья И.В.Шатуленко