о возложении обязанности по устранению нарушений



Дело № 2- 1322/2011                         

                     Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 ноября 2011 года                      город Соликамск

Соликамский городской суд Пермского края в составе председательствующей судьи Старчак Т.А.,

при секретаре Неклюдовой К.В.,

с участием помошника Соликамского городского прокурора Солтаханова А.Х.

представителя МО МВД РФ « Соликамский» Шушаковой О.Д., действующей на основании доверенности,

представителя 10 отдела надзорной деятельности по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району ГУ МЧС России по Пермскому краю- Главного государственного инспектора Соликамского городского округа и Соликамского муниципального района по пожарному надзору Чудинова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела, возбужденного по иску Соликамского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Межмуниципальному отделу МВД РФ « Соликамский», Главному управлению МВД РФ по <...> о возложении обязанности по устранению нарушений,

                     у с т а н о в и л :

Соликамский городской прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с вышеназванным иском, указывая в обоснование заявленных требований, что по результатам проведенной проверки по содержанию подозреваемых, обвиняемых в изоляторе временного содержания Межмуниципального отдела МВД РФ « Соликамский» нарушаются требования Федерального закона « О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а именно, в во всех камерах изолятора отсутствуют скамейки, светильники ночного освещения, естественное освещение, радиоприемники не функционируют, не организованы ежедневные прогулки подозреваемых, поскольку отсутствует прогулочный дворик, нарушаются требования противопожарной безопасности, поскольку отделка пола общего коридора помещений изолятора выполнена из горючих материалов, не произведены замеры сопротивления изоляции всех силовых и осветительных сетей помещений изолятора, план эвакуации из помещений не соответствует установленным требованиям, в комнате отдыха дежурной части проложены незащищенные провода, в помещении дежурной части и в общем коридоре изолятора при выходе в камеры накопители, в комнате для допросов допускается соединение электропроводов методом скрутки, в помещении дежурной части, комнате отдыха дежурной части, в камерах накопителях, общем коридоре изолятора, в помещении кухни, на лестнице, ведущей к запасному выходу крепление электропроводов осуществляется с нарушением требований действующих нормативных документов по электроэнергетике ( не закреплены провода ), в общем коридоре изолятора, комнате для допросов допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками

( рассеивателями), в комнате для допросов допускается использование перегородок, выполненных из горючих материалов, части зданий помещений различных классов функциональной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами ( двери, отделяющие помещения архивов, электрощитовой от общего коридора изолятора не являются противопожарными), в помещении бойлерной допускается хранение горючих материалов, двери выхода из общего коридора изолятора к запасному эвакуационному выходу открываются не по направлению выхода из здания, коридор изолятора не оборудован системой вытяжной противодымовой вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре. В течение <дата> года администрацией ИВС УВД по Соликамскому городскому округу неоднократно в ГУВД по <...> направлялись заявки на проведение капитального ремонта ИВС, строительство прогулочного дворика, установку окон в камерах, закупку предметов материально-бытового обеспечения, однако, до сегодняшнего дня указанные нарушения законодательства не устранены. В связи с чем прокурор просил обязать Межмуниципальный отдел МВД РФ « Соликамский» в срок до <дата> оборудовать изолятор временного содержания Межмуниципального отдела « Соликамский» прогулочным двориком, радиоточками, обеспечить надлежащее освещение в камерах, устранить имеющиеся нарушения требований противопожарной безопасности. Главное управление МВД по <...> обязать выделить денежные средства для устранения имеющихся нарушений.

В ходе рассмотрения дела помошник Соликамского городского прокурора уточнил заявленные требования : в срок до <дата> просил обязать Межмуниципальный отдел МВД РФ « Соликамский» оборудовать изолятор временного содержания прогулочным двориком, камеры изолятора оборудовать светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, устранить требования противопожарной безопасности. Обязать Главное управление МВД РФ по <...> выделить денежные средства для устранения указанных нарушений.

В ходе рассмотрения дела представитель Межмуниципального отдела МВД РФ « Соликамский» возражала относительно заявленных требований, указывая что здание ИВС находится в подвальном помещении, Управлением <данные изъяты> передано отделу во временное безвозмездное пользование, его перепланировка, переоборудование и капитальный ремонт без согласия Управления не возможно, отсутствует техническая возможность оборудования ИВС прогулочным двориком, нарушения требований противопожарной безопасности устранены частично, в частности с ООО « <данные изъяты>» заключен договор на измерение сопротивления заземляющих устройств. Устранение всех указанных нарушений к концу <дата> года невозможно, поскольку смета расходов для отдела на <дата> год уже сформирована и направлена в Главное управление, смета расходов на <дата> год будет рассматриваться в Главном управлении МВД в <дата> года, денежные средства по ней будут выделены лишь к концу <дата> года.

Ответчик Главное управление МВД РФ по <...> извещено о дне рассмотрения дела, его представитель в суд не явился, в ходе рассмотрения дела данным ответчиком в суд представлены возражения, согласно которых ИВС Межмуниципального отдела МВД РФ « Соликамский» включен в заявку от <дата> на проведение работ по капитальному строительству объектов ИВС ГУВД по <...>, денежные средства выделены в размере <данные изъяты> тысяч рублей, расходование денежных средств осуществляется согласно плана освоения денежных средств, выделенных из федерального бюджета. Учитывая, что в подчинении ГУВ<...> изолятора временного содержания и большинство не отвечают требованиям действующего законодательства определяются приоритеты проведения первоочередных ремонтных работ в пределах выделенных ассигнований, в <дата> году целевое бюджетное финансирование из <данные изъяты> России на проведение ремонта ИВС ГРУОВД <...> отсутствует, а потому возложение на ответчика обязанности по выделению денежных средств будет невыполнимо по объективным причинам.

Представитель третьего лица, Управления <данные изъяты> <...>, дне рассмотрения дела извещен, в суд не явился, возражений по иску не представил.

Представитель третьего лица 10 отдела надзорной деятельности по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району ГУ МЧС России по <...>, Главный государственный инспектор Соликамского городского округа и <...> по пожарному надзору Ч.М.В. заявленные исковые требования поддержал, указав что в ИВС нарушения требований противопожарной безопасности, выявленные в ходе проверки не устранены, наряду с этим, представляют собой особую опасность и не требуют значительных финансовых вложений следующие нарушения : отделка пола общего коридора помещений изолятора горючими материалами, прокладка проводов в помещениях ИВС методом скрутки, прокладка не закрепленных проводов, эксплуатация светильников со снятыми колпаками, хранение старой мебели в помещении бойлерной, установка дверей выхода из общего коридора к запасному эвакуационному выходу не по направлению движения из здания, последние нарушения возможно выполнить до <дата>.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона « О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» от <дата> № 103 ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ.

Согласно ст. 17 п. 11 Федерального закона « О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» от <дата> подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее часа. В соответствии с п. 419 Приказа МВД РФ от <дата> № 140 « Об утверждении наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования» прогулочные дворики устраиваются на территории, прилегающей к ИВС, располагаются со стороны камерных помещений и должны иметь из них отдельный выход.

В соответствии с п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от <дата> камеры ИВС оборудуются светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, в соответствии с п. 413 Приказа МВД РФ от <дата> освещенность помещений ИВС должна соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона « О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что в изоляторе временного содержания Межмуниципального отдела МВД РФ « Соликамский» установлены нарушения Федерального закона « О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», устранить которые просит Соликамский городской прокурор в исковом заявлении, при этом, имеющиеся нарушения существенно нарушают права и законные интересы подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, нарушения правил противопожарной безопасности создают угрозу охраняемым законом интересам лиц, содержащихся в ИВС. Судом также установлено, что обеспечить надлежащие условия содержания в ИВС не представляется возможным в связи с недостаточностью финансирования.

В соответствии со ст. 48 Федерального закона от <дата> № 3-ФЗ « О полиции» материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.

В соответствии с Федеральным законом от <дата> № 103-ФЗ « О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.»

В соответствии с п. 19 Положения о Межмуниципальном отделе МВД РФ

« Соликамский » отдел обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и ( или ) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания, подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста.

В соответствии с п. 20 Положения о Главном управлении МВД РФ по <...> управление обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и ( или ) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания, подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, в соответствии с пунктами 38 и 39 положения осуществляет материально-техническое обеспечение Главного управления, подчиненных органов и организаций, обеспечивает рациональное и эффективное использование бюджетных ассигнований, является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, администратором доходов федерального бюджета, осуществляет иные полномочия в связи с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно письма Управления имущественных отношений Администрации <...> обустройство прогулочного дворика в здании, где расположено ИВС, возможно.

Доводы ответчиков об отсутствии финансирования не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку вопросы финансирования, принимаемые ответчиками меры в обеспечению надлежащего содержания ИВС не исключают наличия выявленных нарушений условий содержания, которые установлены в ходе проверки, и необходимости устранения данных нарушений, годичный срок для устранения выявленных нарушений является разумным, сумма расходов, необходимая для устранения нарушений и отраженная в предварительном сметном расчете на л.д.60 не превышает суммы предусмотренной заявкой, сформированной по состоянию на март 2011 года ГУ ООКС ГУВД по <...> на л.д.16.

Наряду с этим, суд с учетом мнения Главного государственного инспектора Соликамского городского округа и Соликамского муниципального района по ряду нарушений, создающих особую противопожарную опасность и угрозу охраняемым законом интересам и не требующих значительных финансовых вложений, считает необходимым установить более сокращенный срок для их устранения - <дата>. К таковым относятся : отделка пола общего коридора горючим материалам, демонтировать который имеется возможность; произвести замеры сопротивления изоляции, поскольку Межмуниципальным отделом « Соликамский» представлен договор на измерение сопротивления заземляющих устройств, смета расходов, представитель ответчика пояснил, что работы выполнены, но не представил акта измерений; является реальным к выполнению без значительных затрат освобождение бойлерной от хранения вещей из горючего материала, переустройство дверей выхода из общего коридора к запасному эвакуационному выходу по направлению движения, снабжение светильников в комнате для допросов и в коридоре ИВС колпаками, устранение скруток и надлежащее закрепление проводов в отдельных помещениях ИВС.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ

                     Р Е Ш И Л :

Обязать Межмуниципальный отдел МВД РФ « Соликамский» в срок до <дата> оборудовать изолятор временного содержания Межмуниципального отдела МВД РФ

« Соликамский» прогулочным двориком с предварительным согласованием проектной документации в <данные изъяты> Администрации <...>, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа.

Обязать Межмуниципальный отдел МВД РФ « Соликамский» устранить в изоляторе временного содержания требования противопожарной безопасности:

в срок до <дата>:

-отделку пола общего коридора помещений изолятора привести в соответствие с требованиями п. 6.25 СНиП 21-01-97*;

-произвести замеры сопротивления изоляции всех силовых и осветительных сетей помещения изолятора;

- в комнате отдыха дежурной части, помещении дежурной части, в общем коридоре изолятора при выходе в камеры накопители, в комнате для допросов состояние электропроводки привести в соответствие с требованиями п.п 3,57 Правил пожарной безопасности 01-03, п.п <дата>, <дата> Правил устройства электроустановок ;

- в помещении дежурной части, комнате отдыха дежурной части, в камерах накопителях, в общем коридоре изолятора, помещении кухни, на лестнице, ведущей к запасному выходу крепление электропроводов выполнить в соответствии с требованиями п. 57 ППБ 01-03, п. <дата>, таблицы 2.1.2 ПУЭ;

-в комнате для допросов наладить эксплуатацию светильников в соответствии с п.60 ППБ 01-03;

- помещение бойлерной привести в соответствии с требованиями п. 40 ППБ 01-03;

- двери выхода из общего коридора изолятора к запасному эвакуационному выходу выполнить в соответствии с требованиями п.п 3, 52 ППБ 01-03, п. 6.17 СНиП 21-01-97*.

В срок до <дата>

- привести план эвакуации помещений изолятора в соответствие с требованиями ГОСТ Р <дата>-2002, ГОСТ Р <дата>-2002приложением В;

- в комнате для допросов состояние перегородок привести в соответствии с требованиями п. 3 ППБ 01-03, п. 5.14 таблицы № 1 СНиП 21.01-97*;

-двери, отделяющие помещение архивов электрощитовой от общего коридора изолятора привести в соответствие с п. 3 ППБ 01-03, п. 7.4 СНиП 21-01-97*;

-коридор изолятора оборудовать системой вытяжной противодымной вентиляции в соответствии с п.п «б» п. 8.2 СНиП 41-01-2003.

Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по <...> выделить денежные средства, необходимые для устранения указанных нарушений.

Решение может быть обжаловано в <...>вой суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме, то есть с <дата>, с принесением кассационной жалобы или представления в Соликамский городской суд.

             Судья                 Т.А.Старчак