Дело № 2-1477/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 сентября 2011 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Пироговой Н.Б.,
с участием представителя истца Овчинниковой М.В., действующей по доверенности от 28.09.2009 г.,
представителя ответчика – Администрации города Соликамска Шешукова А.В., действующего по доверенности от 12.01.2011 г.,
при секретаре Ероговой М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинниковой Надежды Николаевны к Администрации города Соликамска, Управлению имущественных отношений Администрации города Соликамска о предоставлении земельного участка в собственность,
у с т а н о в и л:
Овчинникова Н.Н. обратилась в Соликамский городской суд Пермского края с исковым заявлением к Администрации города Соликамска, Управлению имущественных отношений Администрации города Соликамска о предоставлении земельного участка в собственность. Иск обоснован тем, что является собственником <данные изъяты> жилого дома с надворными постройками, общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося по адресу: <...>. Земельный участок под указанным жилым домом принадлежит ей на праве аренды, в передаче участка в собственность Управление имущественных отношений администрации города Соликамска ей отказывает по причине расположения земельного участка в границах зоны охраны памятников истории и культуры. Данный отказ считает незаконным и необоснованным, поскольку земельный участок из хозяйственного использования не изъят, законодательство не содержит запрета на оборот либо ограничения в обороте данного земельного участка.
В судебное заседание истец Овчинникова Н.Н. не явилась.
Представитель истца – Овчинникова М.В. доводы искового заявления поддержала.
Представитель ответчика – Администрации г.Соликамска Шешуков А.В. не возражал против удовлетворения требований, подтвердил, что земельный участок из хозяйственного использования не изъят, в обороте не ограничен.
Представитель ответчика – Управления Имущественных отношений Администрации г.Соликамска, представитель третьего лица на стороне ответчика без самостоятельных исковых требований - Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края в судебное заседание не явились, направили письменные возражения против удовлетворения исковых требований.
Выслушав лиц, участвовавших в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статья 36 Земельного кодекса РФ устанавливает исключительное право на приватизацию земельных участков граждан и юридических лиц - собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на указанных земельных участках, если иное не установлено федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что Овчинникова Н.Н. является собственником 1-этажного жилого дома с надворными постройками, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <...>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 12.03.2007 г. (л.д.6).
Указанный жилой дом расположен на земельной участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящемся в пользовании истца на основании договора аренды № от 01.09.2010 г. (л.д.7-11).
Данный земельный участок расположен в границах зоны охраны памятников истории и культуры, что подтверждается ответом Управления имущественных отношений Администрации г.Соликамска (л.д.15).
В соответствии со ст.5 Федерального закона РФ от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации») земельные участки в границах территории объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и данным Федеральным законом.
Согласно п. 4 ч. 5 ст.27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами - абз. 2 ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ.
В силу ч.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с ч.2 ст.49 ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.
Земельный кодекс РФ и ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» разрешают предоставление в собственность земельных участков, находящихся в границах территорий объектов археологического наследия.
Право граждан на приобретение в собственность находящихся у них в пользовании земельных участков с расположенными на них жилыми домами предусмотрено ст. 15, 36 Земельного кодекса РФ, а также Федеральным Законом РФ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В Земельном кодексе РФ и иных федеральных законах не содержится запрета на предоставление в собственность земельных участков, занятых объектами археологического наследия.
Из положений ст.ст. 94, 99 Земельного кодекса РФ следует, что земли, занятые объектами археологического наследия, как земли историко-культурного назначения, относятся к особо охраняемым природным территориям. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.
ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не запрещает нахождение земельных участков, занятых объектами археологического наследия, в собственности граждан, поскольку сами объекты археологического наследия могут находиться только в федеральной собственности, а объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.
Данное нормативное положение действует вне зависимости от вида и индивидуальных особенностей памятника археологии.
Из смысла и содержания ст. 5, 48, 49 ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятна истории и культуры) народов Российской Федерации» следует, что земельные участки, занятые объектами культурного наследия, в том числе и объектами археологического наследия, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности.
Использование таких земельных участков имеет свои особенности, связанные с необходимостью сохранения и использования памятника, которые установлены в ст. 52 ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и могут быть установлены Правительством РФ. Данные ограничения касаются как пользователей, так и собственников таких земельных участков. Изложенное исключает безнадзорное и безограничительное использование охраняемых земель.
Доказательств того, что спорный земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <...>, изъят из хозяйственного использования, либо ограничен в обороте, либо оборот этого участка запрещен, ответчиками в судебное заседание не представлено.
Кроме того, отсутствие регистрации ограничений прав на спорный земельный участок подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.12.2010 года №.
Оснований для отчуждения спорного земельного участка в собственность истца суд не усматривает.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Овчинниковой Надежды Николаевны удовлетворить.
Обязать Администрацию города Соликамска, Управление имущественных отношений Администрации города Соликамска предоставить в собственность Овчинниковой Надежде Николаевне земельный участок, расположенный по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме – 30.09.2011 г.
Судья: Н.Б.Пирогова