об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности



Дело № 2-1396/11

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

11 августа 2011 года                               город Соликамск

Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи                                      Степанова П. В.,

при секретаре судебного заседания                               Кромм Е. В.,

с участием    прокурора                        Нехорошевой Ж. В.,

представителей ответчиков:

от муниципального дошкольного образовательного учреждения «Черновской детский сад» - Петровых А. В.,

от управления образования Соликамского муниципального района – Шипулина Т. Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соликамского городского прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Черновской детский сад», управлению образования Соликамского муниципального района, администрации Соликамского муниципального района об обязании ответчиков совершить определенные действия,

установил:

Соликамский городской прокурор (далее – прокурор) обратился в суд с вышеназванным иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Черновской детский сад», управлению образования Соликамского муниципального района, администрации Соликамского муниципального района просит обязать учреждение устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований, указанных в предписании от <дата>, нарушения правил пожарной безопасности, указанных в предписании от <дата>, а на управление возложить обязанность по предоставлению учреждению денежных средств в объеме, необходимом для выполнения работ по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований, правил пожарной безопасности указанных в предписаниях.

В обоснование иска указал, что Соликамской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних.

В ходе проверки установлено, что вопреки требованиям ч. 1 ст. 51 Федерального закона от <дата> «Об образовании» и в нарушение ст. 11 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-гигиеническом благополучии населения», ст. 37 Федерального закона от <дата> «О пожарной безопасности» в образовательном учреждении безопасные условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на образование не созданы.

Так, в апреле-мае 2011г. при проведении обследования Северным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <...> было выявлено 18 нарушений санитарного законодательства, выдано предписание с требованием устранить отмеченные нарушения.

В апреле-мае 2011г. при проведении проверки 10 Отделом ГПН по СГО и СМР в учреждении было выявлено 9 нарушений правил пожарной безопасность, выдано предписание по устранению данных нарушений.

Однако, на момент проверки прокурором, предписания Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <...>, органа пожарного надзора в полном объеме не выполнены.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в суд с рассматриваемым иском в защиту прав и интересов неопределенного круга в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В связи с тем, что причиной невыполнения предписаний является отсутствие финансирования, прокурор обратился с требованиями устранить нарушения санитарных норм и правил пожарной безопасности и к Управлению образования, и к <...>.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении и дал пояснения по существу аналогичные доводам иска.

Представитель учреждения против удовлетворения заявленных требований не возражал, наличие вменяемых нарушений не оспаривал.

Пояснил, что наличие выявленных недостатков в основном обусловлено введением новых СанПиН 2.<дата>-10 и СНиП 21-01-97*, и недостаточным финансированием со стороны учредителя.

Сослался на то, что недостатки, отмеченные в исковом заявлении прокурора и предписаниях в настоящее время устраняются. В части нарушений, устранение которых требует значительных временных и финансовых затрат направлены заявки учредителям и они будут устранены после включения в смету расходов и проведения закупок в установленном законом порядке, в период календарного года в срок до <дата> Прокурор против установления данного срока не возражал.

Представитель Управления образования с иском согласна, пояснила, что согласно предписаний денежные средства запланированы и нарушения будут устранены.

Администрация Соликамского муниципального района, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без участия своего представителя, с требования прокурора согласна.

Суд, выслушав участников процесса, изучив доводы иска и возражения относительно него, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <дата> утверждены СанПиН 2.<дата>-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к - условиям размещения дошкольных организаций, оборудованию и содержанию территории, помещениям, их оборудованию и содержанию, естественному и искусственному освещению помещений, отоплению и вентиляции, водоснабжению и канализации, дошкольным организациям и группам для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, группам кратковременного пребывания, семейным дошкольным группам и иным подобным им видам дошкольных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, организации питания, медицинскому обеспечению, приему детей в дошкольные организации, организации режима дня, организации физического воспитания, личной гигиене персонала, соблюдению санитарных правил.

Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденные данным документом, введены в действие с <дата>.

С момента вступления в силу санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.<дата>-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утратил силу ряд ранее действующих нормативных правовых актов, регулирующих данные отношения.

Указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности.

    Постановлением Госстроя РФ от <дата> введены в действие СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», Приказом МЧС России от <дата> «Об утверждении правил пожарной безопасности» утверждены правила ППБ 01-03.

Надзор за выполнением вышеназванных правил и норм проводится органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический и пожарный надзор.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте (Постановление Правительства Российской Федерации от <дата> «О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации»).

В целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют деятельность по проверке соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также должностными лицами требований пожарной безопасности (Постановление Правительства РФ от <дата> «О государственном пожарном надзоре»).

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что <дата> Северным филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <...>» проведено санитарно-эпидемиологическое обследование учреждения, а в период с <дата> по <дата> старшим инспектором 10 ОНД по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району <...> проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности.

В результате обследования было выявлено несоблюдение учреждением обязательных требований СанПиН 2.<дата>-10, а также иных санитарно-эпидемиологических норм и выдано предписание от <дата>, в котором описаны выявленные нарушения, об устранении которых просит прокурор.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ от <дата> «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 названного Федерального закона).

Статья 28 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает необходимость осуществления мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны, в том числе мер по организации их питания, и выполнению требований санитарного законодательства; программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.

В результате проверки было выявлено несоблюдение учреждением обязательных требований СНиП 21-01-97*, а также иных Правил пожарной безопасности ППБ 01-03 и выдано предписание от <дата>, в котором описаны выявленные нарушения, об устранении которых просит прокурор.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от <дата> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (Приказ МЧС РФ от <дата> «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации»).

В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15, п. 3 ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от <дата> «Об общих принципах организации местного самоуправления», п. 11 ч. 1 ст. 6, ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 14 Устава Соликамского муниципального района к полномочиям администрации отнесены: организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего образования на территории муниципального района и финансирование муниципальных учреждений.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от <дата> «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесены: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Управление образования является учредителем образовательного учреждения, согласно п. 7.2, 7.3 Устава МДОУ «Черновской детский сад», п. 3.4 Договора о разграничении полномочий между управлением образования администрации <...> и МДОУ «Черновской детский сад» Управление образования должно осуществлять контроль за сохранностью имущества, закрепленного за образовательным учреждением, и финансировать детский сад. Однако управление не обладает правом законодательной инициативы по формированию бюджета муниципального района.

В соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса РФ данным правом обладает только орган местного самоуправления – администрация района.

Материалами дела подтверждены факты нарушения учреждением санитарных норм и правил, а также требований пожарной безопасности, как они описаны в предписаниях и , самим учреждением, его учредителем, данные обстоятельства не оспаривается, поэтому исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

С учетом изложенного, принимая во внимание мнение сторон, суд считает необходимым установить срок для исполнения настоящего решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия – учреждение обязано устранить отмеченные в предписаниях Северного филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <...>» от <дата> и 10 ОНД по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району от <дата> нарушения в срок до <дата>.

Обозначенный срок является разумным и реальным для устранения выявленных недостатков.

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск Соликамского городского прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Черновской детский сад», управлению образования Соликамского муниципального района, администрации Соликамского муниципального района об обязании ответчиков совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Черновской детский сад» устранить нарушения санитарных требований, отмеченных Северным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <...> в предписании от <дата> и нарушения правил пожарной безопасности, указанных в предписании 10 отдела надзорной деятельности по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району УНД ГУ МЧС Росси по <...> от <дата> в срок до <дата>.

Возложить обязанность на управление образования Соликамского муниципального района и администрацию Соликамского муниципального района обеспечить муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Черновской детский сад» денежными средствами, в размере, необходимом для выполнения работ по устранению нарушений правил пожарной безопасности и санитарных правил и норм, изложенных в вышеназванных предписаниях надзорных органов.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в <...>вой суд через Соликамский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                    П.В. Степанов