Дело № 2-1361/11
Именем Российской Федерации
ЗАОЧНОЕ
Р Е Ш Е Н И Е
04 августа 2011г. город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В.,
при секретаре судебного заседания Кромм Е. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <...> к некоммерческой организации «Соликамский городской фонд поддержки малого предпринимательства» о ликвидации некоммерческой организации,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <...> обратилось в суд с иском к некоммерческой организации «Соликамский городской фонд поддержки малого предпринимательства» о ликвидации некоммерческой организации.
Исходя из положений п. 1.1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон) заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», уполномоченным органом или его территориальным органом.
Приказом Минюста России от 21.05.2009 № 147 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» установлено, что Управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации является территориальным органом Минюста России, действующим на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации и определены основные задачи и полномочия Управления.
Так в частности Управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации осуществляет следующие полномочия: осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям; за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации; обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю (далее – Управление) просит о ликвидации некоммерческой организации «Соликамский городской фонд поддержки малого предпринимательства» за нижеследующие нарушения федерального законодательства.
16.11.2004 г. Межрайонной инспекцией Министерства по налогам и сборам № 11 по Пермскому краю некоммерческая организация «Соликамский городской фонд поддержки малого предпринимательства» (далее организация) зарегистрирована в качестве юридического лица.
В соответствии с Уставом Фонда и сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц местом нахождения данной некоммерческой организации является адрес: Россия, 618540, <...>.
В соответствии с п. 3 ст. 23 Закона некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В обоснование заявленного требования Управление указывает, что Фонд с 2007 года и по настоящее время не исполняет вышеприведённые требования законодательства, в связи, с чем в его адрес было вынесено предупреждение за нарушение данных норм, с установленным сроком устранения нарушений 15.11.2010г. Указанное предупреждение Фондом не получено в связи с его отсутствием по месту нахождения, указанному в учредительных документах. 15.12.2010 г. организации повторно было вынесено предупреждение, с установлением срока до 01.03.2011 г. Предупреждение организацией не было получено и вернулось с отметкой почтового отделения «по указанному адресу фонда нет». Копия предупреждения была направлена директору ФИО4 по адресу указанному в п. 6.1 Заявления о внесении в ЕГРЮЛ. Копия предупреждения вернулась ввиду истечения срока хранения.
В соответствии с п. 7 ст. 32 Закона некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как указывает в иске Управление, данную обязанность Фонд не выполнил и не сообщил в Управление в трехдневный срок о смене своего адреса (места нахождения).
По мнению истца, Фонд допустил неоднократные нарушения действующего законодательства, выразившиеся в неоднократном непредставлении сведений, предусмотренных ст. 32 Закона, что дает право Управлению обратиться в суд с заявлением о ликвидации допустившей такие нарушения некоммерческой организации. Кроме того, отсутствие организации по указанному адресу, а также отсутствие сведений об ее деятельности указывают на то, что организация является фактически недействующим юридическим лицом, что в свою очередь может привести к невозможности прохождения ею процедуры ликвидации в порядке ст. 63 ГК РФ.
Истец извещен о времени и месте судебного заседания, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, представил заявление с просьбой рассмотреть настоящее гражданское дело без участия своего представителя, одновременно указал, что исковые требования поддерживает, против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражает.
Третье лицо – Управление Федеральной налоговой службы по <...> о времени, месте судебного заседания и заявленных требованиях извещено, представителя в судебное заседание не направило, представило письменные пояснения по существу дела, в которых требования истца поддержало и просило рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие своего представителя.
Ответчик извещен судом по последнему известному адресу его нахождения, указанному в его Уставе и регистрационных документах.
При неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статей 167 и 233 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителей сторон и третьего лица в порядке заочного производства.
О рассмотрении дела в порядке заочного производства вынесено определение, занесённое в протокол судебного заседания.
При рассмотрении дела в порядке заочного производства суд проводит судебное заседание в общем порядке, исследует доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, учитывает их доводы и принимает решение, которое именуется заочным.
Изучив доводы иска, ознакомившись с представленными лицами, участвующими в деле письменными доказательствами, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов,
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением частных учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации.
Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Как следует из материалов дела ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица 16.11.2004 г. Межрайонной инспекцией Министерства по налогам и сборам № по <...>.
Юридическое лицо, приобретая статус некоммерческой организации, обязано соблюдать нормы Закона.
Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрена статьей 18 Закона, статьями 61 и 119 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу части 2 той же статьи решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены, в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом, в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно абзацу 2 пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года № 14-П по делу о проверке конституционности положений статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с п. 10 ст. 32 Закона неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных названной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Нарушение п. 3 ст. 32 Закона выявлено 16.11.2009г. в ходе изучения материалов учетного дела Фонда и проведения контрольных мероприятий, в результате которых выявлено, что Фонд не предоставил отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за 2006-2010 годы, что подтверждается предупреждениями, вынесенными Управлением в адрес Фонда 24.09.2010г. за № 03-4377, 15.12.2010г. № 03-6007, и ответчиком не опровергнуто.
Названные документы не представлены ответчиком регистрирующему органу до настоящего времени.
Также в судебном заседании нашло своё подтверждение и нарушение ответчиком требований п. 7 ст. 32 Закона, в частности неисполнение обязанности по информированию уполномоченного органа об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» к которым отнесены сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом, что подтверждается возвратом организацией почтовой связи предупреждений, направленных Управлением в адрес Фонда с отметкой «отсутствие адресата по указанному адресу».
Отсутствие ответчика по адресу, указанному им самим в уставе и регистрационных документах, свидетельствует об изменении организацией места своего нахождения.
Иного ответчиком не доказано.
Таким образом, суд считает установленным факт неоднократного непредставления ответчиком в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 32 Закона, что следует расценить как неоднократные грубые нарушения федерального законодательства, носящие неустранимый характер.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, о наличии оснований, предусмотренных законом для ликвидации названной выше некоммерческой организации, что нашло своё подтверждение при разбирательстве дела.
По своему характеру нарушения, на которые ссылается истец в обоснование заявленных требований, являются неустранимыми и столь существенными, что позволяют суду принять решение об удовлетворении заявленных требований.
Заочное решение суда вступает в законную силу по истечении сроков его обжалования, предусмотренных статьей 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <...> к некоммерческой организации «Соликамский городской фонд поддержки малого предпринимательства» о ликвидации некоммерческой организации, удовлетворить.
Ликвидировать некоммерческую организацию «Соликамский городской фонд поддержки малого предпринимательства» в <...> и исключить из единого реестра юридических лиц.
Некоммерческая организация «Соликамский городской фонд поддержки малого предпринимательства» вправе подать в Соликамский городской суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в <...>вой суд через Соликамский городской суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий П.В. Степанов