Дело № 2-1766/11
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
24 октября 2011 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Степанова П. В.,
при секретаре судебного заседания Саркисян Т. А.,
с участием прокурора Белкина В. В.,
представителя заинтересованного лица – администрации Тюлькинского сельского поселения Зебзеевой Е. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Соликамского городского прокурора об оспаривании постановления администрации Тюлькинского сельского поселения от 09 августа 2011 года № 68 «О добровольной пожарной охране»,
установил:
Соликамский городской прокурор (далее – прокурор) обратился в суд с заявлением о признании противоречащим действующему законодательству полностью со дня его обнародования постановления администрации Тюлькинского сельского поселения от 09 августа 2011 года № 68 «О добровольной пожарной охране».
В обоснование заявления прокурор ссылался на то, что указанным постановлением утверждено Положение о добровольной пожарной охране Тюлькинского сельского поселения, в котором содержатся предписания о том, что руководство деятельностью подразделений добровольной пожарной охраны осуществляет глава Тюлькинского сельского поселения, кроме того данные подразделения создаются его постановлением.
Отбор граждан в указанные подразделения осуществляется администрацией Тюлькинского сельского поселения, решение о зачисления в названные подразделения, или об отказе в зачислении также принимает глава Тюлькинского сельского поселения или уполномоченное им лицо.
Прокурор полагает, что приведённые положения оспариваемого постановления противоречат Федеральному закону от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», нарушают права физических лиц на создание общественных объединений пожарной охраны, так как добровольная пожарная охрана создается по инициативе граждан, а не на основании постановления главы поселения.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле заявленные требования поддержал, просил признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим полностью со дня его принятия.
Представитель органа местного самоуправления принявшего оспариваемый нормативный правовой акт – Зебзеева Е. В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражала, но полагал, что в действующем законодательстве нет прямого запрета на руководство подразделениями добровольной пожарной охраны главой поселения.
Выслушав участников процесса, изучив доводы заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 4 Устава Тюлькинского сельского поселения администрация Тюлькинского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Тюлькинское сельское поселение.
09 августа 2011 года администрацией Тюлькинского сельского поселения было принято постановление № 68 «О добровольной пожарной охране», пунктом 1 которого утверждено Положение о добровольной пожарной охране Тюлькинского сельского поселения.
В соответствии с п. 1.6. указанного Положения создание подразделений добровольной пожарной охраны и руководство их деятельностью осуществляет глава Тюлькинского сельского поселения.
Пунктом 3.1. названного Положения предусмотрено, что подразделения добровольной пожарной охраны создаются постановлением главы сельского поселения.
В силу п. 3.3. Положения отбор граждан в указанные подразделения осуществляется администрацией Тюлькинского сельского поселения, по результатам отбора в течение 30 дней со дня подачи заявления решение о зачисления в названные подразделения, или об отказе в зачислении принимает глава Тюлькинского сельского поселения.
Начальник подразделения добровольной пожарной охране определяется главой сельского поселения (п. 3.7. Положения о добровольной пожарной охране Тюлькинского сельского поселения).
Между тем при принятии данного постановления не были учтены положения Федеральных законов «О пожарной безопасности», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О добровольной пожарной охране».
Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и городского округа являются вопросами местного значения (пп. 9 п. 1 ст. 14 и пп. 10 п. 1 ст. 16).
Согласно ст. 13 Федерального закона «О пожарной безопасности» добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов, в том числе вне границ населенных пунктов.
В соответствии со ст. 10 указанного Федерального закона финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с данным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу в соответствии с названным Федеральным законом осуществляется их учредителями за счет собственных средств.
Статья 18 вышеуказанного Закона относит к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.
Вместе с тем вышеупомянутые законодательные акты, устанавливающие полномочия органов местно самоуправления в области пожарной безопасности не относят к полномочиям органов местного самоуправления регулирование вопросов деятельности и создания добровольной пожарной охраны.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами - общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений пожарной охраны регулирует Федеральный закон от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».
Названный Федеральный закон устанавливает правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства и предусматривает, что добровольная пожарная охрана это социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
Под общественным объединением пожарной охраны понимается созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированное общественное объединение физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений, основной уставной целью которого является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ.
Общественные объединения пожарной охраны создаются в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное учреждение.
Учредителями общественного объединения пожарной охраны могут выступать физические лица и (или) юридические лица - общественные объединения.
Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации общественных объединений пожарной охраны и порядок осуществления ими своей деятельности определяются законодательством Российской Федерации.
Общественной организацией пожарной охраны является основанное на членстве общественное объединение пожарной охраны, созданное физическими лицами и (или) юридическими лицами - общественными объединениями для осуществления совместной деятельности, защиты общих интересов и достижения уставных целей.
Руководящие органы общественных организаций пожарной охраны формируются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующей общественной организации пожарной охраны.
Общественным учреждением пожарной охраны является не имеющее членства общественное объединение пожарной охраны, созданное в целях участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях и в организациях.
В форме общественных учреждений пожарной охраны создаются добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, ставящие своей целью участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях (территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины) или в организациях (объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины).
Участниками территориальной добровольной пожарной команды или территориальной добровольной пожарной дружины могут быть добровольные пожарные, проживающие на территориях городских и сельских поселений в районе обслуживания данной добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины.
На должности руководителя территориальной добровольной пожарной команды, бухгалтера и водителей мобильных средств пожаротушения (машинистов, мотористов и иных работников, в обязанности которых входит управление мобильными средствами пожаротушения) назначаются работники на условиях трудового договора в порядке, установленном трудовым законодательством.
Учредителями объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины могут выступать физические лица из числа работников организации с согласия собственника имущества организации.
Управление деятельностью и имуществом территориальной добровольной пожарной команды или территориальной добровольной пожарной дружины осуществляется ее руководителем, который назначается на должность и освобождается от должности решением ее учредителя (учредителей).
Управление объектовой добровольной пожарной командой или объектовой добровольной пожарной дружиной и ее имуществом осуществляется руководителем объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины, который назначается на должность и освобождается от должности решением ее учредителя (учредителей).
Таким образом, органы местного самоуправления не вправе принимать решения о создании общественных объединений пожарной охраны, выступать их учредителями, проводить отбор граждан в указанные объединения.
Глава сельского поселения не вправе осуществлять руководство деятельностью общественных объединений пожарной охраны, принимать решение о зачислении либо отказе в зачислении граждан в личный состав добровольной пожарной охраны.
Формирование руководящих органов общественных организаций пожарной охраны, назначение и освобождение от должности руководителей общественных учреждений пожарной охраны также не находится в компетенции главы сельского поселения.
Участие органов местного самоуправления в обеспечении деятельности добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны заключается лишь в обеспечении соблюдения прав и законных интересов добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, создании системы мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных и оказании поддержки при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Из изложенного выше следует, что решение вопросов, обозначенных в вышеприведённых пунктах Положения о добровольной пожарной охране Тюлькинского сельского поселения выходят за рамки полномочий главы Тюлькинского сельского поселения, и он не вправе принимать постановления о создании подразделений добровольной пожарной охраны и осуществлять руководство ими.
Оспариваемые нормы приняты с превышением полномочий органов местного самоуправления в сфере нормативного регулирования по обеспечению пожарной безопасности, что является основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта противоречащим вышеназванным федеральным законам.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены судом.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом изложенного, имеются правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194 – 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Соликамского городского прокурора об оспаривании постановления администрации Тюлькинского сельского поселения от 09 августа 2011 года № 68 «О добровольной пожарной охране» удовлетворить.
Признать постановление администрации Тюлькинского сельского поселения от 09 августа 2011 года № 68 «О добровольной пожарной охране» недействующим полностью со дня его принятия.
Возложить обязанность на администрацию Тюлькинского сельского поселения обнародовать сообщение о настоящем решении суда в порядке, установленном для обнародования нормативных правовых актов Тюлькинского сельского поселения, немедленно после вступления его в законную силу.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий П.В.Степанов