о возложении обязанности по свалке ТБО



Дело № 2-795/12

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

18 апреля 2012 года                                 город Соликамск

Соликамский городской суд Пермского края в составе:         

председательствующей судьи – Степанова П.В.,

при секретаре судебного заседания – Кромм Е.В.,

с участием помощника Березниковского межрайонного природоохранного прокурора – Курбатова С.О.,

ответчиков – представителя администрации Соликамского муниципального района Пермского края Майер Н.Н., действующей на основании доверенности, представителя администрации Тюлькинского сельского поселения Чуклиновой В.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей Тюлькинского сельского поселения Соликамского района Пермского края к администрации Соликамского муниципального района Пермского края, администрации Тюлькинского сельского поселения Соликамского муниципального района Пермского края о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации Соликамского муниципального района Пермского края, администрации Тюлькинского сельского поселения Соликамского муниципального района Пермского края о возложении обязанности, указывая в заявлении, что в ходе плановой проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления при эксплуатации полигонов и свалок твердых бытовых отходов в поселениях Соликамского муниципального района, проведенной Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой в <дата>, установлено, что в <...>, на площади <данные изъяты>, а также в <...>, на площади <данные изъяты> расположены свалки твердых бытовых отходов. Указанные свалки организованы в нарушение действующего природоохранного законодательства и не приведены в соответствие с СанПиН 2.1.7.1038-01. «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Данными объектами владеет администрация Тюлькинского сельского поселения, которая осуществляет организацию утилизации бытовых отходов. Администрация Соликамского муниципального района действий по организации утилизации бытовых отходов, собираемых и вывозимых с территории Тюлькинского сельского поселения не осуществляет. В связи с этим создается угроза благоприятной окружающей среде и экологической безопасности на территории Тюлькинского сельского поселения, создается угроза жизни и здоровью человека, а также угроза возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Просит признать незаконными действия ответчика – администрации Тюлькинского сельского поселения Соликамского муниципального района Пермского края по утилизации твердых бытовых отходов.

Признать незаконным бездействие ответчика – администрации Соликамского муниципального района Пермского края, выраженного в неорганизации утилизации твердых бытовых отходов, собираемых и вывозимых с территории Тюлькинского сельского поселения.

Возложить на ответчика – администрацию Тюлькинского сельского поселения Соликамского муниципального района Пермского края обязанность передать свалку твердых бытовых отходов, расположенную на земельном участке в <...>, на площади <данные изъяты>, и свалку ТБО, расположенную в <...>, на площади <данные изъяты>, в собственность администрации Соликамского муниципального района Пермского края. Установить срок исполнения указанной обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на ответчика – администрацию Соликамского муниципального района Пермского края обязанность принять в собственность свалку твердых бытовых отходов, расположенную на земельном участке в <...>, на площади <данные изъяты>, и свалку ТБО, расположенную в <...>, на площади <данные изъяты>. Установить срок исполнения указанной обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на ответчика – администрацию Соликамского муниципального района Пермского края обязанность привести свалку твердых бытовых отходов, расположенную на земельном участке в <...>, на площади <данные изъяты>, и свалку ТБО, расположенную в <...>, на площади <данные изъяты>, в соответствие с СанПиН 2.1.7.1038-01. «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 года № 16, либо разработать и реализовать ликвидации данных свалок ТБО и рекультивации отработанных карьеров, расположенных на данных земельных участках. Установить срок исполнения указанной обязанности в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Курбатов С.О. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации Соликамского муниципального района Пермского края – Майер Н.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что указанные свалки являются несанкционированными свалками, поэтому у администрации района нет оснований для приведения их в соответствие с санитарными требованиями и правилами. Полномочия по организации утилизации и переработки бытовых отходов администрация района выполняет в объеме средств, предусмотренных бюджетом района, путем реализации мероприятий Программы охраны окружающей среды, утвержденной Постановлением администрации Соликамского муниципального района от <дата> , в том числе путем заключения договоров на утилизацию и переработку бытовых отходов. Администрация района не является хозяйствующим субъектом, не может иметь в собственности свалку бытовых отходов и не может самостоятельно осуществлять действия по приведению свалки в нормативное состояние.

Представитель ответчика – администрации Тюлькинского сельского поселения Чуклинова В.А., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что указанные свалки поселением не эксплуатируются, поселение вообще не занимается утилизацией ТБО, правом собственности на указанные свалки они не обладают, поскольку фактически право собственности и право пользования свалками от сельских советов к поселениям не передавалось. Между администрацией поселения и ООО <данные изъяты> заключены договоры на оказание услуг, и все отходы вывозятся в <...>.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с часть 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 года № 136-ФЗ, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункту 2 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

На основании пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В судебном заседании установлено, что в <...>, на площади <данные изъяты>, а также в <...>, на площади <данные изъяты>, расположены свалки твердых бытовых отходов.

Указанные земельные участки были предоставлены под свалки ТБО постановлениями администрации Соликамского муниципального района от <дата> и от <дата> соответственно.

Паспорта указанных объектов для размещения ТБО утверждены <данные изъяты> горрайкомитетом по охране природы и согласованы центром ГСЭН в <...> и <...>.

В соответствии с информацией Государственной инспекции по экологии и природопользованию <...> от <дата> , объект размещения отходов, расположенный в <...>, на площади <данные изъяты>, имеет инвентаризационный , зарегистрирован в реестре <дата>, № регистрации , внесен в желтый список, назначение – захоронение, состояние – действующий; объект размещения отходов, расположенный в <...>, на площади <данные изъяты>, зарегистрирован в реестре <дата>, № регистрации , внесен в желтый список, назначение – захоронение, состояние – действующий.

Свалки ТБО эксплуатируются в нарушение требований СанПин 2.1.7.1038-01. «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»: регламент и документы, устанавливающие режим работы полигона ТБО не разработаны; инструкций по приему бытовых отходов на данные полигоны ТБО, с отметкой о согласовании с органом санэпидемнадзора не разработаны и не согласованы; на данных полигонах ТБО работающего персонала нет; контроль за составом поступающих отходов и контроль за распределением отходов на полигонах не осуществляется; круглосуточный уход поступающих отходов не ведется; технологический цикл по изоляции отходов не регулируется; полигоны ТБО на две взаимосвязанные территориальные части: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов, не разграничены; обваловка на данных полигонах ТБО не произведена; на выезде из полигонов контрольно-дезинфицирующие установки с устройством бетонных ванн для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России, отсутствуют; на полигонах ТБО обеспечение питьевой и хозяйственно-бытовой водой работающего персонала, комнаты для приема пищи, туалет отсутствуют; ограждение по периметрам полигонов ТБО или осушительные траншеи глубиной более 2 м или валы высотой не более 2 м не устроены; на полигонах шлагбаумы отсутствуют; территория полигонов ТБО не забетонирована и не асфальтирована; освещение и какое-либо ограждение отсутствует; на данных полигонах ТБО контрольные скважины (одна выше полигона по потоку грунтовых вод (контроль), 1-2 скважины ниже полигона для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды) не устроены; подъезды для автотранспорта не оборудованы; программа (план) производственного контроля для данных полигонов ТБО не разработаны; инженерно-геологические изыскания при размещении полигонов ТБО не проводились; земельные участки, занятые данными полигонами ТБО, в аренду никому не предоставлялись; организаций, оказывающих услуги по эксплуатации данных полигонов ТБО, нет; эксплуатацию данных объектов размещения ТБО осуществляет администрация Тюлькинского сельского поселения, лицензии на право обращения с отходами 4 класса опасности (каковыми являются твердые бытовые отходы) она не имеет, мониторинг состояния окружающей среды не проводится.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

В силу пункта 14 части 1 статьи 15 данного Федерального закона, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросу местного значения муниципального района. В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Выполнение администрацией Соликамского муниципального района полномочий по организации утилизации и переработки бытовых отходов в объеме средств, предусмотренных бюджетом района, решение вопросов об организации санкционированного полигона ТБО на территории района, реализация мероприятий Программы охраны окружающей среды, утвержденной Постановлением администрации Соликамского муниципального района от <дата> , предусматривающей проведение работ по утилизации отходов, не освобождает администрацию муниципального района от исполнения обязанностей по текущей и своевременной переработке и утилизации бытовых отходов, вывозимых с территории Тюлькинского сельского поселения.

Наличие факта существования на указанных земельных участках свалок ТБО, не соответствующих требованиям санитарных норм и правил, предъявляемым к объектам размещения отходов, создание этим непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, а также угрозы окружающей среде, подтверждает вину администрации муниципального района в форме бездействия по решению вопросов по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, отнесенных к компетенции органов муниципального района в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ.

Между администрацией Тюлькинского сельского поселения и ООО <данные изъяты> <дата> заключен договор на оказание услуг по вывозу и утилизации бытовых отходов.

Оснований для признания действий администрации Тюлькинского сельского поселения по утилизации твердых бытовых отходов незаконными суд не находит. Доказательств того, что выполнением администрацией Тюлькинского сельского поселения действий по утилизации твердых бытовых отходов нарушаются права и интересы жителей поселения на благоприятную окружающую среду, создаются угрозы благоприятной окружающей среде и экологической безопасности на территории поселения, жизни и здоровью человека, возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, истцом также не представлено.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2-4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Таким образом, свалки ТБО и земельные участки, на которых они расположены, не могут являться собственностью Тюлькинского сельского поселения.

В связи с чем суд не находит оснований для возложения на администрацию Тюлькинского сельского поселения обязанности передать указанные свалки в собственность администрации Соликамского муниципального района, а на администрацию Соликамского муниципального района – обязанности принять в собственность указанные свалки.

В соответствии с частью 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, все действия в отношении муниципального имущества, не соответствующего требованиям статьи 50 настоящего Федерального закона и не переданного в соответствии с пунктом 3 настоящей части в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, а также в собственность иных муниципальных образований, осуществляются органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.

Также у суда нет оснований для возложения на администрацию Соликамского муниципального района обязанности по приведению свалок ТБО в соответствие с СанПин 2.1.7.1038-01. «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», поскольку администрация Соликамского муниципального района не намерена сохранять и эксплуатировать данные свалки, а намерена их утилизировать, что подтверждается Программой охраны окружающей среды, утвержденной Постановлением администрации Соликамского муниципального района от <дата> .

Поскольку намерений по эксплуатации свалок ТБО у администрации муниципального района нет, а исковые требования заявлены в альтернативном порядке, суд считает необходимым удовлетворить их только в части возложения на администрацию Соликамского муниципального района обязанности разработать и реализовать проект ликвидации свалок ТБО.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно п.п. 4, 6 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: … ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;…

В соответствии с п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

Данные правовые нормы обязывают собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов осуществлять рекультивацию нарушенных земель, восстанавливать их плодородие.

Порядок проведения работ по рекультивации земель определен в Постановлении Правительства Российской Федерации «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» от 23.02.1994 года № 140, в котором установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при… складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. При необходимости в установленном порядке на эти цели могут направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.

Действуют также Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» от 22.12.1995 года № 525/67.

Учитывая, что собственники земельных участков обязаны выполнять приведенные выше мероприятия по охране окружающей среды, свалка ТБО, расположенная на земельном участке в <...>, на площади <данные изъяты>, и свалка ТБО, расположенная в <...>, на площади <данные изъяты>, в течение длительного времени продолжают существовать фактически в результате бездействия органов муниципального района по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, на праве собственности свалки ТБО никому не принадлежат, на балансе нигде не учтены, расположены на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности района и выделенных для этих целей администрацией района, суд считает необходимым обязанность по рекультивации отработанного карьера в границах этого участка также возложить на администрацию Соликамского муниципального района.

Выполнение администрацией Соликамского муниципального района возложенных судом обязанностей согласуется с полномочиями администрации, отраженными в Положении, утвержденном Решением <данные изъяты> Соликамского муниципального района <дата> , согласно которым: администрация района вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права как для обеспечения своей текущей деятельности, так и в интересах района по вопросам своей компетенции, нести обязанности (п.1.6.); разрабатывает проекты планов и программ развития района, участвует в разработке проекта бюджета района, обеспечивает их исполнение (п.2.2.); выступает в качестве муниципального заказчика при заключении муниципальных контрактов на выполнение услуг или работ, связанных с решением вопросов местного значения (п.2.4.); организует выполнение работ, связанных с реализацией задач оперативного и эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами муниципального района (п.2.15.); организует утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов (п.2.17.).

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным установить срок для исполнения возложенных судом обязанностей в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу ст. 333.36 п. 1 п.п. 19 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Признать бездействие ответчика - администрации Соликамского муниципального района Пермского края, выраженного в неорганизации утилизации твердых бытовых отходов, собираемых и вывозимых с территории Тюлькинского сельского поселения, незаконным.

Возложить на ответчика - администрацию Соликамского муниципального района Пермского края, обязанность разработать и реализовать проект ликвидации свалки твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке в <...>, на площади <данные изъяты> и свалки ТБО, расположенной в <...>, на площади <данные изъяты>, и рекультивации отработанных карьеров, расположенных на данных земельных участках. Установить срок исполнения указанной обязанности в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части требований к администрации Тюлькинского сельского поселения Соликамского муниципального района Пермского края, администрации Соликамского муниципального района Пермского края Березниковскому межрайонному природоохранному прокурору отказать.

На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                 П.В.Степанов