Дело № 2-791/12
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
18 апреля 2012 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующей судьи – Степанова П.В.,
при секретаре судебного заседания – Кромм Е.В.,
с участием помощника Березниковского межрайонного природоохранного прокурора – Курбатова С.О.,
ответчиков – представителя администрации Соликамского муниципального района Пермского края Майер Н.Н., действующей на основании доверенности, главы администрации Половодовского сельского поселения Аверина Б.В., действующего на основании Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей Половодовского сельского поселения Соликамского района Пермского края к администрации Соликамского муниципального района Пермского края, администрации Половодовского сельского поселения Соликамского муниципального района Пермского края о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации Соликамского муниципального района Пермского края, администрации Половодовского сельского поселения Соликамского муниципального района Пермского края о возложении обязанности, указывая в заявлении, что в ходе плановой проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления при эксплуатации полигонов и свалок твердых бытовых отходов в поселениях Соликамского муниципального района, проведенной Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой в <дата>, установлено, что в <...>, на площади <данные изъяты>, а также вблизи <...>, на площади <данные изъяты>, расположены свалки твердых бытовых отходов. Указанные свалки организованы в нарушение действующего природоохранного законодательства и не приведены в соответствие с СанПиН 2.1.7.1038-01. «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Данными объектами владеет администрация Половодовского сельского поселения, которая осуществляет организацию утилизации бытовых отходов. Администрация Соликамского муниципального района действий по организации утилизации бытовых отходов, собираемых и вывозимых с территории Половодовского сельского поселения не осуществляет. В связи с этим создается угроза благоприятной окружающей среде и экологической безопасности на территории Половодовского сельского поселения, создается угроза жизни и здоровью человека, а также угроза возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Просит признать незаконными действия ответчика – администрации Половодовского сельского поселения Соликамского муниципального района Пермского края по утилизации твердых бытовых отходов.
Признать незаконным бездействие ответчика – администрации Соликамского муниципального района Пермского края, выраженного в неорганизации утилизации твердых бытовых отходов, собираемых и вывозимых с территории Половодовского сельского поселения.
Возложить на ответчика – администрацию Половодовского сельского поселения Соликамского муниципального района Пермского края обязанность передать свалку твердых бытовых отходов, расположенную на земельном участке в <...>, на площади <данные изъяты>, и свалку ТБО, расположенную в <...>, на площади <данные изъяты>, в собственность администрации Соликамского муниципального района Пермского края. Установить срок исполнения указанной обязанности в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на ответчика – администрацию Соликамского муниципального района Пермского края обязанность принять в собственность свалку твердых бытовых отходов, расположенную на земельном участке в <...>, на площади <данные изъяты>, и свалку ТБО, расположенную в границах <...>, на площади <данные изъяты>. Установить срок исполнения указанной обязанности в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на ответчика – администрацию Соликамского муниципального района Пермского края обязанность привести свалку твердых бытовых отходов, расположенную на земельном участке в <...>, на площади <данные изъяты>, в соответствие с СанПиН 2.1.7.1038-01. «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 года № 16, либо разработать и реализовать ликвидации данной свалки ТБО и рекультивации отработанного карьера, расположенного на данном земельном участке. Установить срок исполнения указанной обязанности в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на ответчика – администрацию Соликамского муниципального района Пермского края обязанность разработать и реализовать мероприятия по восстановлению природной среды на земельном участке в <...>, на площади <данные изъяты>, на месте выведенной из эксплуатации свалки ТБО.
В судебном заседании помощник Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Курбатов С.О. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации Соликамского муниципального района Пермского края – Майер Н.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что указанные свалки являются несанкционированными свалками, поэтому у администрации района нет оснований для приведения их в соответствие с санитарными требованиями и правилами. Полномочия по организации утилизации и переработки бытовых отходов администрация района выполняет в объеме средств, предусмотренных бюджетом района, путем реализации мероприятий Программы охраны окружающей среды, утвержденной Постановлением администрации Соликамского муниципального района от <дата> №, в том числе путем заключения договоров на утилизацию и переработку бытовых отходов. Администрация района не является хозяйствующим субъектом, не может иметь в собственности свалку бытовых отходов и не может самостоятельно осуществлять действия по приведению свалки в нормативное состояние.
Представитель ответчика – глава администрации Половодовского сельского поселения Аверин Б.В., действующий на основании Устава, с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что поселение вообще не занимается утилизацией ТБО, ТБО с территории поселения размещаются на полигоне <данные изъяты>, правом собственности на указанную свалку они не обладают, поскольку фактически право собственности и право пользования свалками от сельских советов к поселениям не передавалось, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с часть 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 года № 136-ФЗ, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункту 2 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
На основании пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В судебном заседании установлено, что в <...>, на площади <данные изъяты> а также вблизи <...>, на площади <данные изъяты>, расположены свалки твердых бытовых отходов.
В целях придания свалке легитимного характера, по ходатайству администрации <данные изъяты> сельского самоуправления, администрацией района для этих целей предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты>, что подтверждается постановлением о предоставлении земельного участка (л.д. 31), актом выбора земельного участка под свалку отходов с выкопировкой (л.д. 32).
<дата> <данные изъяты> горрайкомитетом по охране природы утвержден, а центром ГСЭН в <...> и <...> согласован паспорт объекта для размещения отходов ТБО, согласно которому наименование объекта – полигон ТБО, место расположения – <...>, владелец объекта – <данные изъяты> СМС.
<дата> <данные изъяты> горрайкомитетом по охране природы утвержден, а центром ГСЭН в <...> и <...> согласован паспорт объекта для размещения отходов ТБО, согласно которому наименование объекта – свалка бытовых отходов, место расположения – <...>, владелец объекта – Половодовское СМС, площадь <данные изъяты>, год ввода в эксплуатацию – <дата>, расчетный срок эксплуатации – 20 лет.
В соответствии с информацией Государственной инспекции по экологии и природопользованию <...> от <дата> №, объект размещения отходов, расположенный в <...>, имеет инвентаризационный №, зарегистрирован в реестре <дата>, № регистрации <данные изъяты>, внесен в желтый список, назначение – захоронение, состояние – действующий; объект размещения отходов, расположенный в <...>, имеет инвентаризационный №, зарегистрирован в реестре <дата>, № регистрации <данные изъяты>, внесен в желтый список, назначение – захоронение, состояние – действующий.
Свалки ТБО эксплуатируются в нарушение требований СанПин 2.1.7.1038-01. «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»: регламент и документы, устанавливающие режим работы полигона ТБО не разработаны; инструкция по приему бытовых отходов на данный полигон ТБО, с отметкой о согласовании с органом санэпидемнадзора не разработана и не согласована; на данном полигоне ТБО работающего персонала нет; контроль за составом поступающих отходов и контроль за распределением отходов на полигоне не осуществляется; круглосуточный уход поступающих отходов не ведется; технологический цикл по изоляции отходов не регулируется; полигон ТБО на две взаимосвязанные территориальные части: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов, не разграничен; обваловка на данном полигоне ТБО не произведена; на выезде из полигона контрольно-дезинфицирующие установки с устройством бетонных ванн для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России, отсутствуют; на полигоне ТБО обеспечение питьевой и хозяйственно-бытовой водой работающего персонала, комнаты для приема пищи, туалет отсутствуют; ограждение по периметру полигона ТБО или осушительные траншеи глубиной более 2 м или валы высотой не более 2 м не устроены; на полигоне шлагбаумы отсутствуют; территория полигона ТБО не забетонирована и не асфальтирована; освещение и какое-либо ограждение отсутствует; на данном полигоне ТБО контрольные скважины (одна выше полигона по потоку грунтовых вод (контроль), 1-2 скважины ниже полигона для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды) не устроены; подъезды для автотранспорта не оборудованы; программа (план) производственного контроля для данного полигона ТБО не разработана; инженерно-геологические изыскания при размещении полигона ТБО не проводились; земельный участок, занятый данным полигоном ТБО, в аренду никому не предоставлялся; организации, оказывающей услуги по эксплуатации данного полигона ТБО, нет; эксплуатацию данного объекта размещения ТБО осуществляет администрация Половодовского сельского поселения, лицензии на право обращения с отходами 4 класса опасности (каковыми являются твердые бытовые отходы) она не имеет, мониторинг состояния окружающей среды не проводится; при выводе из эксплуатации объекта размещения отходов – свалки ТБО, расположенной на земельном участке в <...>, на площади <данные изъяты>, не разработаны и не реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.
В силу пункта 14 части 1 статьи 15 данного Федерального закона, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросу местного значения муниципального района. В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Выполнение администрацией Соликамского муниципального района полномочий по организации утилизации и переработки бытовых отходов в объеме средств, предусмотренных бюджетом района, решение вопросов об организации санкционированного полигона ТБО на территории района, реализация мероприятий Программы охраны окружающей среды, утвержденной Постановлением администрации Соликамского муниципального района от <дата> №, предусматривающей проведение работ по утилизации отходов, не освобождает администрацию муниципального района от исполнения обязанностей по текущей и своевременной переработке и утилизации бытовых отходов, вывозимых с территории Половодовского сельского поселения.
Наличие факта существования на указанных земельных участках свалок ТБО, не соответствующих требованиям санитарных норм и правил, предъявляемым к объектам размещения отходов, создание этим непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, а также угрозы окружающей среде, подтверждает вину администрации муниципального района в форме бездействия по решению вопросов по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, отнесенных к компетенции органов муниципального района в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ.
Оснований для признания действий администрации Половодовского сельского поселения по утилизации твердых бытовых отходов незаконными суд не находит. Доказательств того, что выполнением администрацией Половодовского сельского поселения действий по утилизации твердых бытовых отходов нарушаются права и интересы жителей поселения на благоприятную окружающую среду, создаются угрозы благоприятной окружающей среде и экологической безопасности на территории поселения, жизни и здоровью человека, возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, истцом также не представлено.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2-4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Таким образом, свалки ТБО и земельные участки, на которых они расположены, не могут являться собственностью Половодовского сельского поселения.
В связи с чем суд не находит оснований для возложения на администрацию Половодовского сельского поселения обязанности передать указанные свалки в собственность администрации Соликамского муниципального района, а на администрацию Соликамского муниципального района – обязанности принять в собственность указанные свалки.
В соответствии с частью 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, все действия в отношении муниципального имущества, не соответствующего требованиям статьи 50 настоящего Федерального закона и не переданного в соответствии с пунктом 3 настоящей части в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, а также в собственность иных муниципальных образований, осуществляются органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.
Также у суда нет оснований для возложения на администрацию Соликамского муниципального района обязанности по приведению свалки ТБО в соответствие с СанПин 2.1.7.1038-01. «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», поскольку администрация Соликамского муниципального района не намерена сохранять и эксплуатировать данную свалку, а намерена ее утилизировать, что подтверждается Программой охраны окружающей среды, утвержденной Постановлением администрации Соликамского муниципального района от <дата> №.
Поскольку намерений по эксплуатации свалки ТБО у администрации муниципального района нет, а исковые требования заявлены в альтернативном порядке, суд считает необходимым удовлетворить их только в части возложения на администрацию Соликамского муниципального района обязанности разработать и реализовать проект ликвидации свалки ТБО.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно п.п. 4, 6 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: … ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;…
В соответствии с п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.
Данные правовые нормы обязывают собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов осуществлять рекультивацию нарушенных земель, восстанавливать их плодородие.
Порядок проведения работ по рекультивации земель определен в Постановлении Правительства Российской Федерации «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» от 23.02.1994 года № 140, в котором установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при… складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. При необходимости в установленном порядке на эти цели могут направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.
Действуют также Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» от 22.12.1995 года № 525/67.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1-4 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.
При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.
Учитывая, что собственники земельных участков обязаны выполнять приведенные выше мероприятия по охране окружающей среды и восстановлению природной среды, свалка ТБО, расположенная на земельном участке в границах Половодовского сельского поселения, вдоль автодороги Черное-Осокино, бывший карьер грунта, на площади 0,82 га, в течение длительного времени продолжает существовать фактически в результате бездействия органов муниципального района по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, на праве собственности свалка ТБО никому не принадлежит, на балансе нигде не учтена, расположена на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности района и выделенном для этих целей администрацией района, суд считает необходимым обязанность по рекультивации отработанного карьера в границах этого участка также возложить на администрацию Соликамского муниципального района.
Выполнение администрацией Соликамского муниципального района возложенных судом обязанностей согласуется с полномочиями администрации, отраженными в Положении, утвержденном Решением <данные изъяты> Соликамского муниципального района <дата> №, согласно которым: администрация района вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права как для обеспечения своей текущей деятельности, так и в интересах района по вопросам своей компетенции, нести обязанности (п.1.6.); разрабатывает проекты планов и программ развития района, участвует в разработке проекта бюджета района, обеспечивает их исполнение (п.2.2.); выступает в качестве муниципального заказчика при заключении муниципальных контрактов на выполнение услуг или работ, связанных с решением вопросов местного значения (п.2.4.); организует выполнение работ, связанных с реализацией задач оперативного и эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами муниципального района (п.2.15.); организует утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов (п.2.17.).
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным установить срок для исполнения возложенных судом обязанностей в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу ст. 333.36 п. 1 п.п. 19 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Признать бездействие ответчика - администрации Соликамского муниципального района Пермского края, выраженного в неорганизации утилизации твердых бытовых отходов, собираемых и вывозимых с территории Половодовского сельского поселения, незаконным.
Возложить на ответчика - администрацию Соликамского муниципального района Пермского края, обязанность разработать и реализовать проект ликвидации свалки твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке в <...>, на площади <данные изъяты>, и рекультивации отработанного карьера, расположенного на данном земельном участке. Установить срок исполнения указанной обязанности в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на ответчика – администрацию Соликамского муниципального района Пермского края обязанность разработать и реализовать мероприятия по восстановлению природной среды на земельном участке в <...>, на площади <данные изъяты>, на месте выведенной из эксплуатации свалки ТБО. Установить срок исполнения указанной обязанности в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований к администрации Половодовского сельского поселения Соликамского муниципального района Пермского края, администрации Соликамского муниципального района Пермского края Березниковскому межрайонному природоохранному прокурору отказать.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий П.В.Степанов