Дело № 2-789/12
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
18 апреля 2012 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи – Степанова П.В.,
при секретаре судебного заседания – Кромм Е.В.,
с участием помощника Березниковского межрайонного природоохранного прокурора – Курбатова С.О.,
ответчика – представителя администрации Соликамского муниципального района Пермского края Майер Н.Н., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей Родниковского сельского поселения Соликамского района Пермского края к администрации Соликамского муниципального района Пермского края о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации Соликамского муниципального района Пермского края о возложении обязанности, указывая в заявлении, что в ходе плановой проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления при эксплуатации полигонов и свалок твердых бытовых отходов в поселениях Соликамского муниципального района, проведенной Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой в <дата>, установлено, что <...>, на площади <данные изъяты>, расположена свалка твердых бытовых отходов (объект размещения отходов). Указанная свалка организована в нарушение действующего природоохранного законодательства и не приведена в соответствие с СанПиН 2.1.7.1038-01. «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». В связи с этим создается угроза благоприятной окружающей среде и экологической безопасности на территории Родниковского сельского поселения, создается угроза жизни и здоровью человека, а также угроза возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний. Просит признать незаконным бездействие ответчика - администрации Соликамского муниципального района Пермского края, выраженного в неорганизации утилизации твердых бытовых отходов, собираемых и вывозимых с территории Родниковского сельского поселения. Возложить на ответчика - администрацию Соликамского муниципального района Пермского края обязанность разработать и реализовать проект ликвидации свалки ТБО, расположенной в <...>, на площади <данные изъяты>, и рекультивации земельного участка, на котором расположен данный объект размещения отходов. Установить срок исполнения указанной обязанности в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Курбатов С.О. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации Соликамского муниципального района Пермского края – Майер Н.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что указанная свалка является несанкционированной свалкой, поэтому у администрации района нет оснований для приведения ее в соответствие с санитарными требованиями и правилами. Полномочия по организации утилизации и переработки бытовых отходов администрация района выполняет в объеме средств, предусмотренных бюджетом района, путем реализации мероприятий Программы охраны окружающей среды, утвержденной Постановлением администрации Соликамского муниципального района от <дата> №, в том числе путем заключения договоров на утилизацию и переработку бытовых отходов. Администрация района не является хозяйствующим субъектом, не может иметь в собственности свалку бытовых отходов и не может самостоятельно осуществлять действия по приведению свалки в нормативное состояние.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 года № 136-ФЗ, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункту 2 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В силу пункта 14 части 1 статьи 15 данного Федерального закона, к вопросу местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В силу части 1 статьи 4 данного Федерального закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросу местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», размещение отходов – хранение и захоронение отходов; хранение отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов – специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.
В соответствии с частями 1-4, 6 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пунктам 3.1.-3.3. Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача СССР от 05.08.1988 года № 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
На земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки), должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
В соответствии с пунктом 2.1. СанПиН 2.1.7.1038-01. «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 года № 16, полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов.
В силу пункта 2.2. СанПиН 2.1.7.1038-01., выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
Согласно пункту 2.3. СанПиН 2.1.7.1038-01., организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.
В соответствии с пунктом 2.4. СанПиН 2.1.7.1038-01., на полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3-4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с центром госсанэпиднадзора в территории (далее территориальным ЦГСЭН).
В силу пункта 3.4. СанПиН 2.1.7.1038-01., санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов ТБО выдает территориальный ЦГСЭН.
Согласно пункту 3.5. СанПиН 2.1.7.1038-01., полигон состоит из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов.
В соответствии с пунктом 3.7. СанПиН 2.1.7.1038-01., по всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона.
В силу пункта 4.1. СанПиН 2.1.7.1038-01. хозяйственная зона устраивается для размещения производственно-бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов. Для персонала предусматривается обеспечение питьевой и хозяйственно-бытовой водой в необходимом количестве, комната для приема пищи, туалет.
Согласно пункту 4.2. СанПиН 2.1.7.1038-01., территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение.
В соответствии с пунктом 4.3. СанПиН 2.1.7.1038.-01., по требованию территориального ЦГСЭН на выезде из полигона предусматривается контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России. Размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов.
В силу пункта 4.4. СанПиН 2.1.7.1038.-01., по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно-бытового здания.
В соответствии с пунктом 4.6. СанПиН 2.1.7.1038.-01., по согласованию с гидрогеологической службой и территориальным ЦГСЭН в зеленой зоне полигона устраиваются контрольные скважины. Одна контрольная скважина закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод (контроль), 1-2 скважины ниже полигона для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды.
Согласно пункту 4.7. СанПиН 2.1.7.1038.-01., к сооружениям по контролю качества грунтовых и поверхностных вод устраиваются подъезды для автотранспорта и емкости для водоотлива или откачки воды перед взятием проб.
В соответствии с пунктом 5.8. СанПиН 2.1.7.1038.-01., закрытие полигона осуществляется после отсыпки его на предусмотренную высоту. На полигонах, срок эксплуатации которых менее пяти лет, допускается отсыпка в процессе на 10%, превышающая предусмотренную вертикальную отметку с учетом последующей усадки.
В соответствии с пунктом 5.9. СанПиН 2.1.7.1038.-01., последний слой отходов перед закрытием полигона перекрывается окончательно наружным изолирующим слоем грунта.
В силу пункта 5.10. СанПиН 2.1.7.1038.-01., устройство верхнего изолирующего слоя полигона определяется предусмотренными условиями его последующего использования при закрытии полигона.
В соответствии с пунктом 6.4. СанПиН 2.1.7.1038.-01., для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающая: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.
Программа (план) производственного контроля полигона ТБО разрабатывается владельцем полигона в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.
Как установлено в судебном заседании, Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой в <дата> проведена плановая проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления при эксплуатации полигонов и свалок твердых бытовых отходов в поселениях Соликамского муниципального района.
В ходе проверки установлено, что в <...>, на площади <данные изъяты>, расположена свалка твердых бытовых отходов (объект размещения отходов).
Постановлением администрации Соликамского муниципального района от <дата> № «О предоставлении земельного участка под свалку твердых бытовых отходов Родниковскому СМС» из земель <данные изъяты> изъят земельный участок общей площадью <данные изъяты>, из них прочие угодия – <данные изъяты> и предоставлен Родниковскому сельскому местному самоуправлению под валку твердых бытовых отходов (объект размещения отходов).
Согласно письму <данные изъяты> от <дата> №, местом размещения твердых бытовых отходов является свалка ТБО, площадью <данные изъяты>, расположенная по адресу: <...>.
Свалка твердых бытовых отходов, расположенная на земельном участке в <...>, на площади <данные изъяты>, в настоящее время не отвечает предъявляемым действующим федеральным законодательством, санитарными нормами и правилами, требованиям к объектам размещения отходов.
В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код 9110010001004) имеют 4 класс опасности и, согласно статье 4.1. Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, относятся к малоопасным отходам.
В нарушение части 1 статьи 9, статьи 42, статьи 58 Конституции Российской Федерации, пункта 1 подпунктов 1 и 2 пункта 2 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 3, части 2 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 11, части 2 статьи 8, частей 1-4, 6 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пунктов 3.3. Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 2.2., 2.3., 3.4. Гигиенических требований к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов 2.2., 2.3., 3.5., 3.7., 4.1., 4.2., 4.4., 4.7., 6.4. (СанПиН 2.1.7.1038-01), администрация Соликамского муниципального района действий по организации утилизации бытовых отходов, собираемых и вывозимых с территории Родниковского сельского поселения не осуществляет. Бездействие ответчика выражается в том, что объект размещения отходов – свалка ТБО, расположенная на земельном участке в <...>, на площади <данные изъяты>, организована в нарушение действующего природоохранного законодательства и не приведена в соответствие с СанПиН 2.1.7.1038-01. «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»: создание данного объекта размещения отходов осуществлялось без разрешений, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, определение места строительства объектов размещения отходов осуществлялось не на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований, на земельный участок, отведенный для организации данной свалки ТБО, согласования местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы не выдавались, выбранный участок для устройства полигона санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам не имеет, организация, эксплуатирующая полигон, отсутствует, регламент и документы, устанавливающие режим работы полигона ТБО не разработаны, инструкция по приему бытовых отходов на данный полигон ТБО с отметкой о согласовании с органом санэпидемнадзора не разработана и не согласована; на данном полигоне ТБО работающего персонала нет; контроль за составом поступающих отходов и контроль за распределением отходов на полигоне не осуществляется; круглосуточный учет поступающих отходов не ведется; технологический цикл по изоляции отходов не регулируется; полигон ТБО на две взаимосвязанные территориальные части: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов, не разграничен; обваловка на данном полигоне ТБО не произведена; на полигоне ТБО обеспечение питьевой и хозяйственно-бытовой водой работающего персонала, комнаты для приема пищи, туалет отсутствуют; ограждение по периметру полигона ТБО или осушительные траншеи глубиной более 2 м или валы высотой не более 2 м не устроены; на полигоне шлагбаумы отсутствуют; территория полигона ТБО не забетонирована и не асфальтирована; освещение и какое-либо ограждение отсутствует; на данном полигоне ТБО контрольные скважины (одна выше полигона по потоку грунтовых вод (контроль), 1-2 скважины ниже полигона для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды не устроены; подъезды для автотранспорта не оборудованы; программа (план) производственного контроля для данного полигона ТБО не разработана; земельный участок, занятый данным полигоном ТБО, в аренду никому не предоставлялся; мониторинг состояния окружающей среды не проводится.
Факт данных нарушений подтверждается письмом <данные изъяты> от <дата> № «О предоставлении информации».
В соответствии с информацией Государственной инспекции по экологии и природопользованию <...> от <дата> №, объект размещения отходов, расположенный в границах Родниковского сельского поселения, в <...>, на площади <данные изъяты>, имеет инвентаризационный №, зарегистрирован в реестре <дата> номер регистрации <данные изъяты>, внесен в желтый список, назначение – захоронение, состояние – действующий.
Согласно информации Управления Росприроднадзора по <...> от <дата> №, на территории Соликамского муниципального района деятельность по размещению твердых бытовых отходов осуществляет <данные изъяты> на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов № от <дата>. Место лицензируемого вида деятельности – <...>.
Таким образом, специализированная организация, осуществляющая захоронение отходов ТБО на территории Родниковского сельского поселения, отсутствует.
Суд считает, что несоблюдение вышеперечисленного природоохранного законодательства, ненадлежащее решение вопросов местного значения – утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, создает угрозу благоприятной окружающей среде и экологической безопасности на территории Родниковского сельского поселения, создает угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, чем нарушается конституционное право жителей Родниковского сельского поселения Соликамского муниципального района на благоприятную окружающую среду, право граждан на охрану здоровья, предусмотренные статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации.
Согласно частям 3 и 4 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.
При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора законны и обоснованны, и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать бездействие ответчика - администрации Соликамского муниципального района Пермского края, выраженного в неорганизации утилизации твердых бытовых отходов, собираемых и вывозимых с территории Родниковского сельского поселения, незаконным.
Возложить на ответчика - администрацию Соликамского муниципального района Пермского края, обязанность разработать и реализовать проект ликвидации свалки ТБО, расположенной в <...>, на площади <данные изъяты>, и рекультивации земельного участка, на котором расположен данный объект размещения отходов. Установить срок исполнения указанной обязанности в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий П.В.Степанов