Дело № 2-1600/1017.12.2010 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Соликамский городской суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Рублевой Н.В.,
с участием:
представителей истца Горбуновой М.С., Писарева П.Г., Рычкова И.В.,
представителей ответчика Тонких И.И., Дьяковой Е.А.,
при секретаре Разумовской М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <...> гражданское дело по иску Открытого акционерного общества «Соликамский магниевый завод» (далее ОАО «СМЗ») к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в <...> и <...> o признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <...> и <...> № от 22 июля 2010 года недействительным
Установил:
ОАО «Соликамский магниевый завод» обратилось в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в <...> и <...> о признании недействительным решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <...> и <...> от 22 июля 2010 г., которым
-признан Перечень № цеха № по состоянию на 01.01.1998 года недействующим в части профессии «слесарь по контрольно измерительным приборам и автоматики» ввиду необоснованного включения,
-признан Перечень № цеха № по состоянию на 01.01.1998 года недействующим в части профессии «слесарь по контрольно измерительным приборам и автоматики»,
-индивидуальные сведения за 1998-2009 года, представленные ОАО «СМЗ» c кодом льготы ЗП12А — 12204000-17541, ЗП 12А — 12205000-1754 подлежат корректировке в части профессии «слесарь по контрольно - измерительным приборам и автоматики»,
-ОАО «СМЗ» обязано представить поименные списки, работающих в вышеуказанной профессии, за период 1998 — 2009 год.
Исковые требования обоснованы тем, что 06.04.2010 года представителями Отделения Пенсионного фонда РФ в <...>, в присутствии представителем ОАО «СМЗ» была проведена проверка права на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 1
слесарей по контрольно –измерительным приборам и автоматики цеха №, закрепленных за цехом № (раздел 22 «Работа с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами», подраздел 4 «Производства редкоземельных элементов химическим способом»);
слесарей по контрольно –измерительным приборам и автоматики цеха №, закрепленных за цехом № (раздел 22 «Работа с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами, подраздел 5 «Прочие работы».
По результатам проверки был составлен акт от 06.04.2010 года, в котором указано, что слесари КИП и А цеха № и № права на досрочное пенсионное обеспечение по подразделу 4,5 раздела 22 Списка № не имеют, так как данная профессия указанным Списком № не предусмотрена, на основе Акта проверки ответчиком 22.07.2010 года принято оспариваемое решение.
Истец считает решение комиссии незаконным и не соответствующим действующему пенсионному законодательству, поскольку в своей деятельности слесари КИП и А, закрепленные за цехом №, руководствуются Рабочей инструкцией «Слесаря по КИП и А для обслуживания испытательного, измерительного и контрольного оборудования и выполнения технологических измерений РИ КИП 11-01-199», рабочей инструкцией «Слесаря КИП и А по обслуживанию испытательного, измерительного и контрольного оборудования и выполнения технологических измерений РИ КИП 01-2008», Инструкцией по охране труда для ремонтных и дежурных слесарей по КИП и А цеха 16, отделения №, по цеху № ИОТ-16-40-2-2008».
Согласно схем технологических инструкций отделений цеха № ремонтируемое оборудование(технологические линии, аппараты, приборы, измерительное оборудование, схемы питания средств измерений и т.д.) расположено во всех четырех отделениях цеха №, соответственно слесари КИП и А выполняют работы на данном оборудовании в местах их установки, поэтому непосредственно находятся на работах с вредными условиями труда, там, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение по Списку №.
Истец также считает, что слесари КИП и А цеха №, закрепленные за цехом №, имеют право на досрочное пенсионное обеспечение по подразделу 5 раздела 22 Списка № как работники рентгеновский лабораторий, постоянно и непосредственно занятые на рентгеновских установках в промышленности, а также их регулировкой и наладкой, выводы комиссии необоснованны, слесари КИП и А, закрепленные за лабораторией цеха № занимаются регулировкой и наладкой рентгеновской аппаратуры и вспомогательных приборов, находящихся в цехе №, работа на данном оборудовании - это работа с источниками ионизирующих излучений, работа на рентгеновских приборах СРМ-25 круглосуточная, их регулировка проводится ежедневно, факт постоянной занятости подтверждается п.4.1.2 Рабочей инструкции (РИ ЦАЛ 19-2008) слесаря КИП и А.
В судебном заседании представитель истца Горбунова М.С. исковые требования поддерживает по доводам, изложенным в исковом заявлении и в письменных дополнениях от 03.12.2010 года (л.д.1 том 3), от 16.12.2010 года, дополнила, что уточненные сведения были представлены работником без согласования с директором, по требованию пенсионного органа.
Представитель Писарев П.Г. иск поддерживает, дополнил, что закрепленные за цехом № слесари КИП и А цеха № полный рабочий день находятся в цехе №, т.е. заняты более 80% времени ремонтом и обслуживанием оборудования, находящегося непосредственно в цехе №, на них оказывают воздействие опасные вещества и вредные производственные факторы, как и на технологический персонал цеха.
Представитель Рычков И.В. иск поддерживает, дополнил, что слесари КИП и А цеха 10 в цехе № постоянно заняты регулировкой и наладкой рентгеновской аппаратуры, находящихся в цехе №, работой с источниками ионизирующих излучений, полный рабочий день, другое оборудование не обслуживают.
Представитель ответчика Тонких И.И. иск считает необоснованным, пояснила, что на день рассмотрения спора все требования Управления по оспариваемому решению истцом выполнены в добровольном порядке, оспариваемое решение считает принятым в соответствии с действующим пенсионным законодательством, поскольку Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, предписывает применять при решении вопроса o досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах c вредными условиями труда и в горячих цехах - Список № производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах c особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (далее – Список №); занятым на работах c тяжелыми условиями труда - Список № производств, работ, профессий, должностей и показателей c вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (далее – Список №), поэтому представленные работодателем в территориальный пенсионный орган по состоянию на 01.01.1998 года (дата введения персонифицированного учета) Перечень № цеха № и Перечень № цеха № в части профессии «слесарь КИП и А» обоснованно признаны недействующими.
Управление считает, что у работников ОАО «СМЗ» по профессии «слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматики», закрепленных за цехом №, есть право на досрочное назначение трудовой пенсии только по Списку № раздел 8 «Металлургическое производство (цветные металлы)», однако с учетом характера выполняемой работы слесарями КИП и А цеха №, закрепленными за цехом №, письмом № от 20.09.2010 года (л.д.26 том 2) работодателю было рекомендовано в срок до 30.09.2010 года решить вопрос о переименовании профессии «слесарь КИП и А» цеха № (лаборатория цеха №) в профессию «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» 6 разряда, работникам данной профессии, при подтверждении занятости на работах в течении полного рабочего дня, может быть предоставлено право на досрочное назначение пенсии по подразделу 5 «Прочие работы» раздела 22 Списка №, однако истцом это не выполнено.
Представитель Дьякова Е.А. иск считает необоснованным, пояснила, что при проведении проверки ответчиком были оценены все доказательства, представленные истцом при рассмотрении данного дела.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.
B соответствии c Федеральным законом от 17.12.2001г. N2 173-ФЗ «О тpудовых пенсиях в РФ» (далее ФЗ № 173-ФЗ) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по ст. 27 по пункту 1 п.п. 1 имеют мужчины по достижении возраста 50 лет, если они проработaли не менее 10 лет на работах c вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет; по пункту 1 п.п. 2 имеют мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах c тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лети имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Пункт 3 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предоставляет органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, право требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.
B п.3 статьи 28 ФЗ № 173-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, c учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначение указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
В целях реализации норм ФЗ № 173-ФЗ в части установления досрочных трудовых пенсий по старости Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которыми урегулированы исчисления специального стажа.
Ряд вопросов по исчислению специального стажа работы регулируется Разъяснениям Минтруда России от 22.05.1996 года «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.12, 78 и 78.1 РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (далее Разъяснение № 5).
Пунктом 15 этих Разъяснений определено, что рабочие из числа ремонтного персонала (слесари, электрослесари, электромонтеры) пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда независимо от того, заняты они ремонтом или обслуживанием оборудования в конкретном производстве, если их профессии предусмотрены в Списках без уточнения характера выполняемой работы.
Работники, занятые ремонтом и обслуживанием контрольно-измерительных приборов и автоматики, могут пользоваться правом на пенсию в связи с особыми условиями труда при выполнении работ только в тех производствах, в которых они прямо предусмотрены Списками.
В Списке № работники, занятые ремонтом и обслуживанием контрольно-измерительных приборов и автоматики не указаны, слесари по контрольно- измерительным приборам и автоматике, занятые обслуживанием и ремонтом контрольно-измерительных приборов и автоматики непосредственно в местах их установки на участках (рабочих местах), где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку №, поименованы в Списке № ( позиция 2092200 а-18494).
В судебном заседании истцом не оспаривался факт того, что рабочие профессии Слесарь КИП и А не относятся к категории работников (рабочих, руководителей, специалистов), постоянно занятых в технологическом процессе, как предусмотрено подразделом 4 «Производство редкоземельных элементов химическим способом» раздела 22 «Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами» Списка № (позиция 12204000-17541).
Суд считает обоснованным принятое 22 июля 2010 года решение Управления пенсионного органа в части признании недействующими представленных работодателем по состоянию на 01.01.1998 года Перечня № цеха №, Перечня № цеха № в части профессии «слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматики», поскольку выводы комиссии об отсутствии в Списке № такой профессии, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, и наличии права на пенсию работников данной профессии по подразделу 18 «Получение редких металлов, калия и титана металлургическим и химико-металлургическим способом» раздела 8 «Металлургическое производство (цветные металлы)» Списка № года (позиция 2092200а-18484), где прямо предусмотрена эта профессия, являются обоснованными.
Доводы представителей истца являются необоснованными, радиационное воздействие на работников профессии слесарь КИП и А учтено законодателем при решении вопроса о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку №.
Довод истца о том, что фактически слесари КИП и А цеха №, закрепленные за цехом №, заняты полный рабочий день обслуживанием рентгеновских установок не может повлечь удовлетворение иска, поскольку такая профессия Списком № не предусмотрена, профессиональное мнение представителей территориального пенсионного органа, выраженное в письме от 20.09.2010 года № (л.д.26 том2) о необходимости с учетом характера и условий выполняемой работы изменения наименования профессии «слесарь КИП и А» в профессию «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» 6 разряда » истцом не выполнено.
Суд считает необоснованным довод представителя ОАО «СМЗ» Рычкова И.В. о праве на досрочное пенсионное обеспечение слесарей КИП и А цеха №, закрепленных за цехом №, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.04.1959 N 416-190 и Списком № 1 от 17.04.1959, поскольку с 01.01.1992 действует новое пенсионное законодательство и Постановление Совета Министров СССР от 17.04.1959 N 416-190 и Список N 1 от 17.04.1959 перестали служить самостоятельными правовыми основаниями для назначения пенсии, в том числе и пенсий по возрасту на льготных условиях.
Суд считает, что требование пенсионного органа о предоставлении поименных списков лиц, работающих в вышеуказанных профессиях за период с 1998-2009 годы также является обоснованным, поскольку пенсионный орган вправе требовать от физических и юридических лиц представления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять обоснованность выдачи указанных документов (пункт 3 статьи 18 ФЗ от <дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Положения пункта 3 статьи 18, наделяющие орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, правом требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях правильность выдачи указанных документов, направлены на то, чтобы обеспечить законность и обоснованность назначения трудовых пенсий.
Вместе с тем, суд считает обоснованными исковые требования в части признания недействительным п.3 оспариваемого решения, поскольку согласно Акта проверки от 06.04.2010 года ответчиком не оценивались индивидуальные условия труда каждого застрахованного лица в отдельности, характер их работы и степень неблагоприятного воздействия различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером их профессиональной деятельности за весь период с 1998 по 2009 годы, в связи с чем требование пенсионного органа о возложении на истца обязанности по корректировке представленных ранее за прошлое время индивидуальных сведений, преждевременно, кроме того, в пунктах 1 и 2 оспариваемого решения отсутствует указание на распространение действия решения в этой части на период, предшествующий принятию решения -22.07.2010 года.
При оценке пенсионных прав граждан вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых работником функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Открытого акционерного общества «Соликамский магниевый завод» удовлетворить частично.
Признать недействительным п.3 решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <...> и <...>, предусматривающий корректировку индивидуальных сведений за 1998-2009 года, представленных ОАО «Соликамский магниевый завод» с кодом льготы № в части профессии «слесарь по контрольно –измерительным приборам и автоматики»
В удовлетворении остальной части иска Открытому акционерному обществу «Соликамский магниевый завод» отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме 24.12.2010 года.
СудьяН.В.Рублева
.