о признании права собственности



Дело № 2-1453/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Соликамск<дата>

Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Шатуленко И.В.,

с участием представителя истца – Т., действующего на основании доверенности,

представителя Управления имущественных отношений Администрации города Соликамска – А., действующей на основании доверенности,

представителя Администрации города Соликамска – Ш., действующего на основании доверенности,

при секретаре Мехоношиной Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по иску З. к Управлению имущественных отношений администрации города Соликамска, Администрации города Соликамска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности по представлению земельного участка в собственность,

у с т а н о в и л :

З. обратилась в суд с иском к Управлению имущественных отношений администрации города Соликамска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности по представлению земельного участка в собственность. Иск обоснован тем, что <дата> на основании договора дарения, зарегистрированного Соликамским БТИ <дата>, истица получила в дар <данные изъяты> доли жилого дома полезной площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося по адресу: <...>. Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. Считает, что имеет право на получение земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер № в собственность безвозмездно.

В <дата> представитель истицы, действующий на основании доверенности, обратился в администрацию г. Соликамска с заявлением о предоставлении в собственность истицы земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №.

Решением Управления имущественных отношений администрации г. Соликамска от <дата> № истице было отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка, так как испрашиваемый им земельный участок в соответствии со списком памятников археологии Пермской области местного (областного) значения, утвержденным распоряжением губернатора Пермской области от 05.12.2000 г. № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермской области местного (областного) значения, расположен в зоне памятника археологии «Соликамск, город». Просит признать незаконным отказ Управления имущественных отношений администрации г. Соликамска в предоставлении ей в собственность земельного участка и возложить на администрацию г. Соликамска обязанность предоставить ей в собственность земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <...>.

Определением суда, с согласия истца, к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация города Соликамска.

Истица в судебное заседание не явилась, заявила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, о чем представила письменное заявление.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ, с участием её представителя, действующего на основании доверенности.

В судебном заседании представитель истца – Т., действующий на основании доверенности, уточнил заявленные исковые требования: просит признать незаконным отказ Управления имущественных отношений администрации г. Соликамска в предоставлении в собственность истицы земельного участка и возложить на администрацию г. Соликамска обязанность предоставить в собственность истца земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <...>. Поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснил, что в настоящее время истица является собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на домовладение, расположенное по <...>, на основании договора дарения от <дата>. Доля в размере <данные изъяты> зарегистрирована за К., местонахождение которого ему не известно. Документы на право пользования земельным участком ранее оформлены не были. Земельный участок под строительство дома выделялся в 19 веке. <дата> он, действуя на основании доверенности и в интересах истицы, обратился в Управление имущественных отношений администрации города Соликамска с заявлением о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по <...>, в собственность. В начале <дата> года им был получен ответ о том, что в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в собственность истице было отказано на том основании, что спорный земельный участок занят объектом археологического наследия, расположен в зоне памятника археологии «Соликамск, город», относится к землям, ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в частную собственность. Полагает, что истица имеет право на передачу ей в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. на платной основе.

Представитель ответчика Управления имущественных отношений администрации г. Соликамска – А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <...>, расположен в зоне памятника археологии «Соликамск, город», относится к землям, ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в частную собственность. Кроме того, истица является собственником лишь <данные изъяты> долей в праве собственности домовладения, расположенного по адресу: <...>. Право собственности на <данные изъяты> доли в настоящее время не оформлено.

Представитель ответчика Администрации г. Соликамска – Ш., действующий на основании доверенности, исковые требований не признал и пояснил, что истец не имеет права на передачу ему в собственность спорного земельного участка, расположенного по адресу: <...>. Спорный земельный участок ограничен в обороте, поскольку находится в пределах границ объекта археологического наследия «Соликамск, город». Федеральное законодательство, разрешающее передавать земельные участки данной категории в частную собственность, отсутствует. Статья 49 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не содержит нормы, разрешающей передавать земельные участки данной категории из государственной либо муниципальной собственности в частную. Кроме того, истец является собственником не всего домовладения, расположенного на спорном земельном участке, а лишь <данные изъяты> доли в праве общей собственности.

Представитель 3-его лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края, в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В направленном в адрес суда отзыве на исковое заявление просит в удовлетворении исковых требований отказать по тем основаниям, что в соответствии с распоряжением губернатора Пермской области от 05.12.2000 г. № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермской области местного (областного) значения» спорный земельный участок находится в границах объекта археологического наследия «Соликамск, город», а потому ограничен в обороте. Согласно абз. 2 ч.2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Поскольку действующим законодательством не предусмотрены случаи предоставления земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, в частную собственность, то спорный земельный участок не может быть передан администрацией г. Соликамска в собственность З.

Выслушав стороны, изучив письменные доказательства по делу, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

По смыслу п. 1 ст. 99 Земельного кодекса РФ одним из видов земель историко-культурного назначения являются земли, занятые объектами археологического наследия.

В соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 49 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" (далее - Закон об объектах культурного наследия) объект археологического наследия и земельный участок или участок водного объекта, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. Объекты археологического наследия находятся в государственной собственности. Данная норма уточняется в п. 1 ст. 50 Закона об объектах культурного наследия, согласно которому объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат. При этом объект археологического наследия из государственной собственности отчуждаться не может, а земельный участок находится в свободном гражданском обороте.

Согласно ст. 3 Закона об объектах культурного наследия объекты археологического наследия - это частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.

В соответствии с п.п. "б" п. 2 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865, памятники археологии - это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения.

Подпункт 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закрепляет принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, в границах которых расположены объекты археологического наследия, ограничиваются в обороте. Согласно абз. 2 п. 2 этой же статьи земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Статья 49 Закона об объектах культурного наследия не устанавливает каких-либо запретов на оборот земельных участков и участков водных объектов, в пределах которых расположены объекты археологического наследия, а напротив, закрепляет принцип раздельного участия в гражданском обороте земельного участка или участка водного объекта и памятника археологии. К тому же в п. 2 ст. 49 Закона об объектах культурного наследия имеются в виду уже выявленные (обнаруженные) памятники археологии.

В соответствии с п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан или юридических лиц.

Согласно ст. 5 Закона об объектах культурного наследия земельные участки, занятые объектами культурного наследия, как включенными в Единый государственный реестр, так и выявленными, относятся к землям историко-культурного назначения.

В силу того, что объект археологического наследия и земельный участок, в границах которого находится, представляют собой единый объект недвижимого имущества, раздельная продажа или отчуждение иным способом указанных объектов невозможны в силу императивной нормы п. 4 ст. 35 ЗК РФ. Невозможно раздельное нахождение названных объектов в гражданском обороте в силу п. 5 ст. 27 ЗК РФ, согласно которому земельные участки, занятые объектами археологического наследия, ограничиваются в обороте, и в силу дополняющего названную норму п. 1 ст. 50 Закона об объектах культурного наследия, в соответствии с которым памятники археологии не подлежат приватизации. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, также не могут предоставляться в частную собственность, однако федеральными законами могут быть предусмотрены исключения из этого правила (п. 3 ст. 27 ЗК РФ). Однако применять названную норму необходимо с учетом требования п. 1 ст. 50 Закона об объектах культурного наследия.

Таким образом, из положений п. п. 3 и 5 ст. 27, абз. 5 п. 4 ст. 35 ЗК РФ и п. 1 ст. 50 Закона об объектах культурного наследия в их взаимосвязи вытекает недопустимость приватизации объекта археологического наследия, а следовательно, и земельного участка, в границах которого такой объект расположен и с которым исторически и функционально связан.

В судебном заседании установлено, что согласно сведениям, содержащимся в выписке из Государственного кадастра недвижимости от <дата> №, земельный участок, расположенный по адресу: <...>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, относится к землям поселений (населенного пункта).

<дата> Т., действуя на основании доверенности от имени и в интересах истицы З., обратился в Управление имущественных отношений администрации города Соликамска с заявлением о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по <...>, в собственность истицы (л.д. 32).

В начале <дата> года истицей был получен ответ о том, что в удовлетворении заявления о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка ей отказано по тем основаниям, что спорный земельный участок занят объектом археологического наследия, расположен в зоне памятника археологии «Соликамск, город», относится к землям, ограниченным в обороте, а потому не может быть предоставлен в частную собственность (л.д. 33).

По смыслу ст. ст. 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" с учетом изменений, внесенных ст. ст. 25 и 33 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", отнесение в черте поселения (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории (земли поселений (населенных пунктов)) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что в соответствии с Распоряжением Губернатора Пермской области от 05.12.2000 г. № 713-р (в ред. от 21.09.2009 г.) «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения и местного (муниципального) значения» спорный земельный участок, расположенный по адресу: <...>, находится в границах объекта археологического наследия «Соликамск, город».

Объект археологического наследия «Соликамск, город» является памятником археологии местного (областного) значения.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации к землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия.

В силу ст. 5 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

При таких обстоятельствах спорный земельный участок, расположенный в черте г. Соликамска в пределах его культурного слоя, помимо общей категории (земли поселений) относится также к такой специальной категории, как земли историко-культурного значения.

Согласно п.п. 4 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в публичной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

Следовательно, спорный земельный участок ограничен в обороте. Правовой статус такого рода земельных участков регулируется соответствующими статьями главы ХVII Земельного кодекса РФ.

Правовой режим спорного участка определяется статьей 99 Земельного кодекса РФ и соответствующими нормами Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».

В силу п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Федеральный закон, содержащий специальное разрешение относительно приватизации земельных участков, занятых особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, отсутствует.

Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» не предусматривает возможности передачи такого рода земельных участков из государственной либо муниципальной собственности в частную.

С учетом вышеприведенных норм права, суд полагает, что поскольку спорный земельный участок, расположенный в границах объекта археологического наследия, не может быть изъят из государственной собственности до исключения объекта археологического наследия из соответствующего реестра в установленном федеральным законодательством порядке, Управлением имущественных отношений администрации города Соликамска было принято законное и обоснованное решение об отказе в предоставлении З. в собственность испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: <...>.

Кроме того, судом установлено, что З. является собственником лишь <данные изъяты> долей в праве общей собственности на домовладение, расположенное по адресу: <...>, что подтверждается договором дарения от <дата>, удостоверенным нотариусом Г. и зарегистрированным в Соликамском бюро технической инвентаризации <дата> (л.д. 11). Право собственности на <данные изъяты> доли указанного объекта недвижимости зарегистрировано за К. на основании постановления суда о разделе от <дата> № (л.д. 61), место нахождения которого неизвестно.

В данном случае приобретение прав на спорный земельный участок регулируется положениями ч.3 ст. 36 Земельного кодекса РФ, согласно которой в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами.

Судом установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <...>, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № является неделимым. Его раздел между владельцами объекта недвижимости на момент рассмотрения дела в суде не произведен, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка ( л.д. 29-31), межевым планом (л.д. 14-26).

В судебном заседании не установлено и материалами дела не подтверждено, что между владельцами домовладения, расположенного по адресу: <...>, достигнуто соглашение относительно границ земельных участков, занимаемых каждым из участников долевой собственности пропорционально размеру принадлежащих им долей в праве собственности на домовладение, а также закрепления границ указанных земельных участков на местности.

На основании вышеизложенного, правовых оснований для удовлетворения исковых требований З. к Управлению имущественных отношений администрации города Соликамска, Администрации города Соликамска о признании незаконным решения Управления имущественных отношений администрации города Соликамска Пермского края от <дата> № об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <...>, возложении на администрацию города Соликамска Пермского края обязанности по представлению в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <...>, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований З. к Управлению имущественных отношений администрации города Соликамска, Администрации города Соликамска о признании незаконным решения Управления имущественных отношений администрации города Соликамска Пермского края от <дата> № об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <...>, возложении на администрацию города Соликамска Пермского края обязанности по представлению в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <...>, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, <дата>.

ПредседательствующийШатуленко И.В.