Дело № 2-1854/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<дата>город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шатуленко И.В.,
с участием истца Т.,
при секретаре Мехоношиной Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т. к Администрации города Соликамска Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма,
у с т а н о в и л:
Истец Т. обратился в Соликамский городской суд с иском к Администрации города Соликамска Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма. Иск обоснован тем, что с <дата> он являлся воспитанником МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Средняя общеобразовательная школа-интернат» <...> и находился на полном государственном обеспечении, поскольку его мать - Т.И., по решению Соликамского городского суда от <дата> лишена родительских прав, а сведения об отце записаны в свидетельстве о его рождении со слов матери. При устройстве в государственное учреждение за ним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <...>. По решению межведомственной комиссии администрации г. Соликамска от <дата> данное жилое помещение признано непригодным.
По договору социального найма жилого помещения от <дата> №, ему предоставили во временное пользование и владение на 01 год койко-место по адресу: <...> Однако проживать по данному адресу он не может, так как его занимают посторонние лица. Поэтому он вынужден проживать в съёмном жилье. На его неоднократные обращения в администрацию г. Соликамска о предоставлении жилого помещения, ему отвечают отказом. Просит суд обязать администрацию г. Соликамска предоставить ему жилое помещение и заключить с ним договор социального найма жилого помещения не менее учётной нормы общей площади на одного человека утверждённой на территории г. Соликамска, за счёт средств краевого бюджета.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования: просит обязать администрацию города Соликамска предоставить ему на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение размером не менее учётной нормы общей площади на одного человека, утверждённой на территории г. Соликамска, расположенное в черте города Соликамска, за счет средств краевого бюджета. Пояснил, что срок действия договора социального найма жилого помещения от <дата> №, которым ему было предоставлено во временное пользование и владение койко-место по адресу: <...>, истек в июне <дата> года. В квартире, расположенной по адресу: <...>, проживать невозможно и опасно для жизни, поскольку данное жилое помещение не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям. Иного закрепленного жилья он не имеет. Какого-либо жилого помещения ни в собственности, ни в найме он не имеет, вынужден проживать на съемном жилье. С <дата> он поставлен на учет в администрации города Соликамска в льготном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в получении жилого помещения, и по состоянию на <дата> состоит под №.
Представитель администрации г. Соликамска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещён надлежащим образом. Представил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В ранее представленном отзыве исковые требования не признал по тем основаниям, что истец имеет закрепленное жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, а потому у него не возникло прав на получение вне очереди жилого помещения как субъекту имеющему статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещён надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил письменное ходатайство. В ранее направленном отзыве на исковое заявление в удовлетворении исковых требований просит отказать.
Представитель 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав доводы истца в обоснование иска, исследовав письменные доказательства по делу, изучив материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья7).
В соответствии ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Таким образом, как вытекает из ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, право на бесплатное получение жилища гарантируется не всем, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.1 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счёт средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Анализ нормы пункта 2 части 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в совокупности с частью 2 статьи 57 ЖК РФ свидетельствует о том, что дети – сироты, дети, оставшихся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильём непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приёмной семье или окончания службы в Вооружённых Силах РФ.
В соответствии со статьёй 6 Закона Пермской области № 1939-419 от 27 декабря 2004 года «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённым постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года № 16-п «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определён порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утверждённых в установленном порядке органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края платёжными поручениями Министерства финансов Пермского края с лицевого счёта бюджета Пермского края с кодом «02» (лицевого счёта Агентства по строительству и ЖКХ, открытого в Министерстве финансов) на счёт, открытый Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю для учёта поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в целях последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты.
Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета (пункт 2).
Учёт детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учёта детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утверждёнными Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года № 170 (пункт 3).
Распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края (пункт 7).
Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением следующих условий:
Площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма;
Стоимость жилого помещения не может превышать сумму, рассчитанную исходя из 33 кв.м общей площади жилья и средней расчётной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчёта размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений по данному муниципальному образованию, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на день опубликования извещения о размещении заказа на приобретение, строительство или реконструкцию жилья.
Приобретённые жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством (пункт 8).
Средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд (пункт 9).
В судебном заседании установлено, что с <дата> истец являлся воспитанником МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Средняя общеобразовательная школа-интернат» <...> и находился на полном государственном обеспечении, поскольку его мать Т.И., по решению Соликамского городского суда от <дата> лишена родительских прав, а сведения об отце записаны в свидетельстве о рождении со слов матери. Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются.
Постановлением администрации города Соликамска Пермской области № от <дата> при направлении истца в детское учреждение за ним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <...>. По решению межведомственной комиссии администрации г. Соликамска от <дата>, назначенной постановлением главы города Соликамска Пермского края от <дата> № «Об утверждении положения о межведомственной комиссии по оценке жилых помещений и состава комиссии по оценке жилых помещений» данное жилое помещение признано непригодным для проживания, не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Основание: отсутствие оконных рам, отопления ухудшение прочности строительных конструкций кровли и перекрытия, пребывание людей опасно для жизни, что подтверждается актом осмотра жилого помещения № от <дата> (л.д. 32).
Таким образом, поскольку жилое помещение, закрепленное за истцом при направлении его в детское учреждение, является непригодным для проживания, следует считать, что Т., по существу, не обеспечен жилым помещением.
В силу ст. 15 ЖК РФ объектом жилищных прав может быть жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, то есть соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям. Проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, является основанием для признания лица нуждающимся в жилом помещении.
С <дата> истец поставлен на учет в администрации города Соликамска в льготном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в получении жилого помещения, и по состоянию на <дата> состоит под номером №.
По договору социального найма жилого помещения от <дата> №, истцу было предоставлено во временное пользование и владение на срок 01 год койко-место по адресу: <...>. Срок действия данного договора истек <дата>.
До настоящего времени истец закрепленного жилого помещения, соответствующего установленным санитарным и техническим требованиям, не имеет, жилыми помещениями на праве собственности либо в найме не располагает.
Поставив истца Т. на учет нуждающихся в получении жилого помещения по льготному списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, администрация города Соликамска фактически признала право истца на получение жилого помещения именно в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
При изложенных выше обстоятельствах закрепление за истцом жилого помещения само по себе не имеет определяющего значения и не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением главы города Соликамска от <дата> № «Об установлении учётной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования Соликамского городского округа» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма 12 кв.м общей площади на одного члена семьи и постановлено считать благоустроенными, применительно к условиям города Соликамска, жилые помещения, находящиеся в зданиях капитального типа и оборудованные центральным отоплением, водопроводом, канализацией, электроснабжением.
Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что истец, как лицо, отнесённое к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Обязанность по предоставлению такого жилого помещения следует возложить на ответчика – администрацию города Соликамска Пермского края, так как именно органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для данной категории лиц.
Полагая исковое заявление Т. о защите его жилищных прав как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащим удовлетворению, суд исходит из того, что обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, а доводы ответчиков, изложенные ими в своих письменных пояснениях признаются не основанными на законе.
Удовлетворение заявленного иска не может привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц, поскольку исходя из буквального толкования положений ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия либо отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Недостаток денежных средств не является достаточным основанием для снижения установленных законом гарантий прав на жилое помещение.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Т. удовлетворить.
Обязать администрацию города Соликамска Пермского края предоставить Т., <дата> года рождения, на условиях социального найма благоустроенное применительно к условиям города Соликамска Пермского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение размером не менее 12 квадратных метров общей площади, расположенное в черте города Соликамска Пермского края, за счет средств, выделяемых Правительством Пермского края.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с <дата>.
ПредседательствующийИ.В.Шатуленко