Материал № 12-21 / Ж10
РЕШЕНИЕ
город Соликамск<дата>
Судья Соликамского городского суда Пермского края Шатуленко И.В.,
с участием представителя Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю – Б., действующего на основании доверенности,
при секретаре Мехоношиной Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске жалобу М. на постановление начальника Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от <дата>,
у с т а н о в и л:
Постановлением Березниковского межрайонного природоохранного прокурора от <дата> возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора Закрытого акционерного общества <данные изъяты> М..
Постановлением начальника Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от <дата> М. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, <дата> М. подал жалобу на вышеуказанное постановление, указывая, что при рассмотрении дела об административном правонарушении были нарушены его права, дело было рассмотрено в его отсутствие, он не был извещен о месте и времени рассмотрения дела. На момент привлечения к административной ответственности он не являлся директором ЗАО <данные изъяты>, а, следовательно, должностным лицом, а потому на момент вынесения постановления отсутствовал субъект административного правонарушения, и соответственно, состав административного правонарушения. Кроме того, не была установлена его вина как должностного лица, причинно-следственная связь между действиями должностного лица и нарушениями требований законодательства, не доказан состав административного правонарушения. Не доказан факт хранения ЗАО <данные изъяты> отходов производства и потребления, факт обращения ЗАО <данные изъяты> с опасными отходами. Экспертиза по установлению класса опасности отходов в ходе административного производства не проводилась. Документы, представленные ЗАО <данные изъяты>, не подтверждают факт образования в ходе его деятельности опасных отходов. Просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседании М. не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, на удовлетворении жалобы настаивает по доводам, изложенным в жалобе.
Представитель Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю – Б. жалобу считает необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Пояснил, что о времени и месте рассмотрения дела М. был извещен надлежащим образом, не явился без уважительных причин, дело было рассмотрено в его отсутствие, копия постановления была выслана ему почтой. На момент совершения административного правонарушения, а также как и на момент возбуждения производства по делу об административном правонарушении М. являлся должностным лицом – директором ЗАО <данные изъяты>, а потому постановление о привлечении его к административной ответственности было вынесено законно и обоснованно.
Выслушав доводы представителя заинтересованного лица, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, суд находит жалобу М. подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. ФЗ от 28.09.2010 г. № 243-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
Согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. ФЗ от 28.09.2010 г. № 243-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с п.3.4 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временное хранение в определенном порядке.
Временное хранение отходов вне стационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) регламентировано п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», согласно которому поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.) по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков.
В соответствии с п. 4.1 СП 1.1.1058-01 «Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила» производственный контроль осуществляется, в том числе, на следующих объектах промышленных предприятий: рабочие места, производственные помещения, производственные площадки (территория), граница санитарно-защитной зоны, отходы производства и потребления с применением лабораторных исследований, испытаний.
Согласно п.4.5 СП 1.1.1058-01 «Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила» при осуществлении деятельности, связанной с образованием отходов производства и потребления, следует предусматривать контроль, включая лабораторный, за сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, хранением, переработкой и захоронением отходов производства и потребления.
В судебном заседании установлено, что постановлением начальника Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от <дата> на основании постановления Березниковского межрайонного природоохранного прокурора от <дата> М. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности ЗАО <данные изъяты> является обработка отходов и лома черных металлов. В период с <дата> по <дата> ЗАО <данные изъяты> осуществляла свою производственную деятельность – обработку отходов и лома черных металлов, на территории перевалочной базы, расположенной по адресу: <...>. В период с <дата> по <дата> для осуществления производственной деятельности по указанному адресу ЗАО <данные изъяты> ведется прием, обработка и отгрузка железнодорожным транспортом отходов и лома черных металлов. По состоянию на <дата> ЗАО <данные изъяты> осуществляло временное хранение отходов и лома черных металлов на открытой площадке. В нарушение требований п.п. 3.4, 3.7 СанПиН 2.1.1.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», ст.ст. 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения», ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», поверхность хранящихся отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, поверхность площадки складирования отходов не имеет искусственного водонепроницаемого покрытия, отсутствует обваловка по периметру площадки складирования отходов и обособленная сеть ливнестоков с очистными сооружениями. Не организован производственный контроль на рабочих местах, производственных площадках (территориях), на границе санитарно-защитной зоны, включая лабораторный, а также контроль за сбором, транспортировкой, хранением и переработкой отходов производства и потребления, что не соответствует требованиям п.п. 4.1 а), 4.5 СП 1.1.1058-01 «Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила». Не представлены проект норматив образования отходов, лимитов на их размещение, санитарно-эпидемиологическое заключение на деятельность по обращению с опасными отходами и договора на утилизацию отходов.
В нарушение требований ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ЗАО <данные изъяты> не было организовано надлежащее обращение с отходами производства, не представлена информация об обращении с отходами в уполномоченный орган.
Невыполнение директором ЗАО <данные изъяты> М. в ходе осуществления юридическим лицом производственной деятельности мер по организации производственного контроля на рабочих местах, производственных площадках (территориях), на границе санитарно-защитной зоны, включая лабораторный, а также контроля за сбором, транспортировкой, хранением и переработкой отходов производства и потребления, отсутствие контроля по надлежащему обращению с отходами производства, не предоставление в уполномоченный орган информации об обращении с отходами производства, отсутствие контроля за соблюдением требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, отсутствие контроля за соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, включая сбор, транспортировку, хранение и переработку отходов производства и потребления, образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения должностным лицом – директором ЗАО <данные изъяты> административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлен в ходе проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления и санитарно-эпидемиологических требований ЗАО <данные изъяты> при осуществлении производственной деятельности по адресу: <...>, проведенной Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой, и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от <дата>, протоколом (актом) санитарно-эпидемиологического обследования от <дата>, фототаблицей к проверке ЗАО <данные изъяты> от <дата>, договором на оказание услуг по приемке, размещению и захоронению промышленных отходов от <дата>, должностной инструкцией директора ЗАО <данные изъяты>; приказом № от <дата> о приеме М. на работу на должность директора ЗАО <данные изъяты>; Уставом ЗАО <данные изъяты>; лицензией, выданной ЗАО <данные изъяты> на осуществление деятельности по подготовке, переработке и реализации лома черных металлов.
Доказательства по делу оценены должностным лицом Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в совокупности с другими материалами в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах действия должностного лица М. были верно квалифицированы должностным лицом Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы М. о том, что по состоянию на <дата> он не являлся директором ЗАО <данные изъяты>, а потому у должностного лица Роспотребнадзора не имелось правовых оснований для привлечения его к административной ответственности, суд находит несостоятельными, поскольку на момент совершения административного правонарушения, а именно: в период с <дата> по <дата> М. являлся директором ЗАО <данные изъяты>, а, следовательно, как должностное лицо обязан был осуществлять контроль за соблюдением требований действующего законодательства в области охраны окружающей природной среды и природопользования и выполнять требования действующего санитарного законодательства. Досрочное прекращение М. полномочий единоличного исполнительного органа ЗАО <данные изъяты>, не может служить правовым основанием для освобождения заявителя от административной ответственности за совершенное им административное правонарушение в период исполнения обязанностей директора данного юридического лица.
Доводы заявителя об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения опровергаются совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела.
Доводы жалобы о необоснованном применении должностным лицом требований СанПиН 2.1.7.1322-03 являются несостоятельными и основаны на ошибочном толковании им положений действующего законодательства.
Так, п. 1.3 СанПиН 2.1.7.1322-03 предусмотрено, что требования настоящих правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель. Перечень объектов, на которые не распространяются эти правила, содержится в п. 14 СанПиН 2.1.7.1322-03, однако к данному случаю эти исключения применены быть не могут. Деятельность ЗАО <данные изъяты> связана с эксплуатацией объекта, с накоплением отходов, а потому требования СанПиН 2.1.7.1322-03 на него распространяются.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Поскольку лом и отходы цветных и (или) черных металлов также относятся к отходам производства и потребления, доводы жалобы о том, что ЗАО <данные изъяты> не занимается хранением отходов и потребления также являются несостоятельными.
Ходатайств о назначении экспертизы с целью установления класса опасности отходов М. как в ходе рассмотрения дела административным органом, так и в судебном заседании при рассмотрении настоящей жалобы, заявлено не было.
В соответствии с ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Доводы жалобы о том, что М. не был извещен о времени и месте рассмотрения дела, назначенного на <дата>, являются надуманными и не основанными на материалах дела. Извещение о времени и месте рассмотрения дела, назначенного на <дата>, было лично получено М. <дата>, что подтверждается почтовым уведомлением, имеющимся в материалах дела. На рассмотрение дела М. не явился, ходатайств об отложении дела, также как и доказательств уважительности причин неявки не представил, чем добровольно лишил себя возможности реализовать свои процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было вынесено должностным лицом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено М. в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом данных о личности, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствия по делу смягчающих и отягчающих обстоятельств, в минимальном размере.
Таким образом, выводы должностного лица Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю должным образом мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права. Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела должностным лицом судом также не установлено. Оснований для отмены постановления начальника Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю суд не находит.
Руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ
р е ш и л :
Постановление начальника Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от <дата> о привлечении к административной ответственности директора Закрытого акционерного общества <данные изъяты> - М. по ст. 8.2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу М. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение десяти суток.
СудьяподписьИ.В.Шатуленко