Дело Номер обезличен
Решение
Именем Российской Федерации
г.Сольцы 7 октября 2010 года
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Алещенковой И.А.,
с участием прокурора Хышова В.П.,
представителя ответчика Администрации Невского сельского поселения Солецкого района Новгородской области Е.., третьего лица И..,
при секретаре Лаптевой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Солецкого района Новгородской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Невского сельского поселения Солецкого района Новгородской области о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Солецкого района обратился в суд с вышеуказанным заявлением к ответчику.
В обоснование указал, что в результате проведенной совместной проверки с Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды и размещения отходов производства и потребления на территории Невского сельского поселения обнаружено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов ... общим объемом 7 кубических метров.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01) данные отходы могут размещаться исключительно на полигонах - специальных сооружениях, предназначенных для изоляции и обезвреживания отходов производства и потребления. Таким образом, размещение отходов производства и потребления вне полигонов на местах временного складирования твердых бытовых отходов не допускается.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Организация сбора и вывоза мусора и бытовых отходов относится к вопросам местного значения поселений (п. 18 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Органы местного самоуправления сельского поселения обязаны принять все возможные меры к вывозу мусора с территории поселения. Однако в нарушение требований природоохранного законодательства администрация Невского сельского поселения не принимает меры к ликвидации свалки отходов производства и потребления.
Размещение отходов производства и потребления на территориях, не отведенных для этих целей, т.е. на несанкционированных свалках, может повлечь за собой возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных, которые являются разносчиками этих заболеваний. Очистка территории сельских поселений должна производиться в целях предотвращений вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду.
Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и защиту прав жителей Солецкого муниципального района, в том числе приезжающих, на благоприятную окружающую среду.
Просит признать бездействие Администрации Невского сельского поселения, выразившееся в неорганизации на своей территории сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, незаконным, обязать Администрацию Невского сельского поселения организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями ....
В судебном заседании прокурор заявление поддержал по основаниям, в нем изложенным, полагал возможным обязанность по ликвидации несанкционированного размещения отходов возложить на собственника земельного участка.
Представитель ответчика Глава Невского сельского поселения Солецкого района Е. заявленные прокурором требования не признал, пояснив, что несанкционированное размещение твердых бытовых отходов и мусора, указанное прокурором, находится в пределах территории сельского поселения, но на земельном участке, находящемся в собственности физического лица. Ранее Администрацией данная свалка уже ликвидировалась, однако она стихийно возникла снова.
Определением суда от 29 сентября 2010года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен И.
В судебном заседании третье лицо И. с заявлением прокурора согласился, суду пояснив, что действительно за земельном участке, находящемся у него в собственности, из земель сельскохозяйственного назначения, периодически стихийно возникает свалка мусора. Он согласен, что данную свалку бытовых отходов необходимо убрать и что данная обязанность лежит на нем как на собственнике земельного участка.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую природную среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
П. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Согласно ч. 1 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки территории, подведомственной Администрации Невского сельского поселения Солецкого муниципального района, проведенной 05.08.2010года прокуратурой Солецкого района совместно с Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области, ..., обнаружено несанкционированное размещение отходов (свалка) объемом приблизительно 7 куб.м.
В судебном заседании установлено, что данное несанкционированное размещение твердых бытовых отходов находится на земельном участке площадью 84853 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно справке о содержании правоустанавливающих документов от 02 октября 2010года, земельный участок, находящийся в юго-западной части кадастрового квартала, предназначенный для сельскохозяйственного производства, принадлежит на праве собственности И.., о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 01 мая 2009 года сделана запись регистрации. Указанное обстоятельство подтверждено также свидетельством о государственной регистрации права от 01 мая 2009 года.
Третье лицо И. в судебном заседании наличие на его земельном участке свалки бытовых отходов и мусора, указанной в заявлении прокурора, не отрицал.
Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного круга граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из заявления прокурора Солецкого района, заявление им подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, и направлено на понуждение органа местного самоуправления - Администрации Невского сельского поселения Солецкого района - исполнить обязанность, возложенную на него федеральным законодательством об организации местного самоуправления о организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора на конкретном земельном участке - ..., принадлежащем И. Таким образом, прокурором заявлено требование к ненадлежащему ответчику, а учитывая обстоятельства, на которых прокурор основал свои требования, суд находит невозможной замену ответчика.
При указанных обстоятельствах заявление удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.196-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления прокурора Солецкого района Новгородской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Невского сельского поселения Солецкого района Новгородской области о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения 12 октября 2010года.
Председательствующий И.А. Алещенкова
Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2010года