решение об обязании совершить определенные действия



Дело Номер обезличен

Решение

Именем Российской Федерации

г.Сольцы 29 октября 2010 года

Солецкий районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Алещенковой И.А.,

с участием прокурора прокуратуры Солецкого района Хышова В.П.,

представителя ответчика Администрации Сосновского сельского поселения Новгородской области П.,

представителя третьего лица ОГПН по Солецкому и Шимскому районам Т..,

при секретаре Котовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Солецкого района Новгородской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Сосновского сельского поселения Солецкого района Новгородской области о понуждении к совершению действий по устранению нарушений законодательства,

установил:

Прокурор Солецкого района обратился в суд с вышеуказанным заявлением к ответчику.

В обоснование указал, что прокуратурой района совместно с отделом ГПН по Солецкому и Шимскому районам проведена проверка реализации органами местного самоуправления полномочий по организации обеспечения водой для пожаротушения. Ранее в 2007-2008году у ответчика проводились проверочные мероприятия на предмет соответствия пожарных водоемов, водоисточников требованиям и условиям пожарной безопасности, по результатам вносилось предписание со сроком исполнения до 20 марта 2008 года. Проверкой установлено, что указанные в предписании нарушения в части, касающейся пожарных водоемов, не устранены либо устранены не в полном объеме. Так, ... не обеспечены достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, а имеющиеся не имеют достаточного объема воды на пожаротушения, в связи с чем требуют углубления, все имеющиеся водоемы на территории поселения не обеспечены площадками для установки пожарной техники; к имеющимся водоемам не обеспечен свободный подъезд пожарных машин. У мест расположения водоемов не установлены указатели.

Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится к вопросам местного значения сельского поселения, в связи с чем требования прокурора направлены на понуждение органов местного самоуправления в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности.

Учитывая, что в отдаленных населенных пунктах (более 5 км от пожарной части) отсутствуют добровольные пожарные формирования, невыполнение ответчиком возложенных на него законом обязанностей в виде надлежащего содержания пожарных водоемов в условиях возникновения сезонной пожароопасной ситуации представляет реальную угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан, так как необеспечение в соответствии с нормами пожарной безопасности доступа органов служб спасения к пожарному водоему способно повлечь за собой несвоевременную ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, полагает, что бездействие органов местного самоуправления сельского поселения влечет за собой нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц.

Просит обязать ответчика в согласованный срок деревни ... обеспечить достаточным количеством противопожарных водоисточников, имеющиеся на территории поселения водоисточники углубить, все имеющиеся водоемы для установки пожарной техники и забора воды в любое время года обеспечить площадками (пирсами) с твердым покрытием не менее 12х12 м, обеспечить к имеющимся водоемам свободный подъезд пожарных машин, у мест расположения водоемов установить указатели.

В судебном заседании прокурор заявление поддержал по основаниям, в нем изложенным, уточнив заявленные требования и сформулировав их в окончательном виде следующим образом: обязать Администрацию Сосновского сельского поселения Солецкого района Новгородской области устранить нарушения действующего федерального законодательства РФ, а именно водоем в ... для установки пожарной техники и забора воды в любое время года обеспечить площадкой (пирсом) с твердым покрытием не менее 12х12 метров, обеспечить к указанному водоему свободный подъезд пожарных машин в срок до 01 октября 2011года, в ... у мест расположения водоемов установить указатели, соответствующие требованиям ГОСТ 12.4.009-83, пожарные водоисточники в ... углубить и очистить в срок до 01 октября 2011года.

Представитель третьего лица на стороне истца государственный инспектор ОГПН по Солецкому и Шимскому районам Т. заявление прокурора, в том числе в уточненной форме, поддержал, дополнительно суду пояснив, что приоритетным является соблюдение требований к пожарным водоисточникам в населенных пунктах с населением свыше 50 человек.

Представитель ответчика П., не оспаривая по существу необходимость проведения требуемых мероприятий применительно к отдельным пожарным водоисточникам, отнесение этих мероприятий в соответствии с действующим законодательством к мероприятиям первичной пожарной безопасности, заявление не признала, суду пояснив, что в бюджете поселения необходимых для этих целей средств не предусмотрено. Дополнительно суду пояснила, что мероприятия по очистке пожарных водоемов и обеспечению свободного проезда к ним пожарной техники проводятся Администрацией регулярно.

Суд, выслушав пояснение представителей истца, третьего лица и ответчика, изучив письменные материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что актом № 50 проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 09 сентября 2010 года Администрацией Сосновского сельского поселения установлено нарушение обязательных требований пожарной безопасности, в частности, ... не обеспечены достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, имеющиеся водоисточники требуют углубления, все имеющиеся на территории поселения водоемы не обеспечены площадками для установки пожарной техники, к ним не обеспечен свободный подъезд пожарной техники, места расположения водоемов не обозначены указателями.

Ранее в период с 26 мая по 01 июня 2007года у ответчика проводилась проверка, в ходе которой были выявлены аналогичные нарушения требований пожарной безопасности, о чем свидетельствует акт № 39 от 31 мая 2007года. В частности, актом было рекомендовано населенные пункты с населением более 50 человек обеспечить наружным противопожарным водоснабжением, обеспечить очистку пожарных водоемов и установить к ним указатели. По результатам проверки внесено предписание № 8 со сроком исполнения до 20 марта 2008года. Проверкой устранения выявленных нарушений от 11.08.2008года установлено, что нарушения в части противопожарного водоснабжения устранены частично.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» к требованиям пожарной безопасности относятся специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Статьей 1 вышеуказанного закона определено, что меры пожарной безопасности - это действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

П. 9 ст. 4 Устава Сосновского сельского поселения также к вопросам местного значения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.

При указанных обстоятельствах суд находит, что требования прокурора обоснованно предъявлены к ответчику, на которого законом возложено обеспечение первичных мер пожарной безопасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что Администрацией Сосновского сельского поселения утверждена целевая программа «Усиление противопожарной защиты объектов и населенных пунктов в Сосновском сельском поселении на 2008-2010гг».

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами.

Согласно п. 90 ППБ 01.03 у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

На основании п. 94 ППБ 01-03 к естественным водоисточникам должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности подъездов к водоисточникам возлагается в населенных пунктах на органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 23 Правил дороги, проезды и подъезды к водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии.

Поскольку в судебном заседании установлено неисполнение ответчиком указанных требований Правил на пожарных водоисточниках, находящихся в ..., заявление прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

При этом суд исходит из того, что отсутствие в бюджете поселения необходимых материальных средств не является основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных законом обязанностей.

Обсуждая срок, который возможно установить ответчику для исполнения решения, суд находит срок, предложенный прокурором, обоснованным и разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сосновского сельского поселения Солецкого района Новгородской области о понуждении к совершению действий по устранению нарушений действующего законодательства удовлетворить:

Обязать Администрацию Сосновского сельского поселения Солецкого района Новгородской области совершить следующие действия:

- в срок до 01 октября 2011года противопожарный водоисточник в ... для установки пожарной техники и забора воды в любое время года обеспечить площадкой (пирсом) с твердым покрытием не менее 12х12 метров, обеспечить к указанному водоему свободный проезд и подъезд пожарной техники,

- в срок до 01 января 2011 года у мест расположения противопожарных водоисточников в деревнях ... установить указатели, соответствующие требованиям ГОСТ 12.4.009-83,

- пожарные водоисточники в ... углубить и очистить в срок до 01 октября 2011года.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий И.А. Алещенкова