Дело Номер обезличен
Решение
Именем Российской Федерации
г.Сольцы 01 ноября 2010 года
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Алещенковой И.А.,
с участием прокурора прокуратуры Солецкого района. Ёлкина Д.А.,
представителя ответчика Администрации Выбитского сельского поселения Солецкого района Новгородской области М.
представителя третьего лица ОГПН по Солецкому и Шимскому районам Т..,
при секретаре Поблагуевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Солецкого района Новгородской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Выбитского сельского поселения Солецкого района Новгородской области о понуждении к совершению действий по устранению нарушений законодательства,
установил:
Прокурор Солецкого района обратился в суд с вышеуказанным заявлением к ответчику.
В обоснование указал, что прокуратурой района совместно с отделом ГПН по Солецкому и Шимскому районам проведена проверка реализации органами местного самоуправления полномочий по организации обеспечения водой для пожаротушения. Ранее в 2007-2008году у ответчика проводились проверочные мероприятия на предмет соответствия пожарных водоемов, водоисточников требованиям и условиям пожарной безопасности, по результатам вносилось предписание со сроком исполнения до февраля 2009года. Проверкой установлено, что указанные в предписании нарушения в части, касающейся пожарных водоемов, не устранены. Так, ... не обеспечены достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, а имеющиеся не имеют достаточного объема воды на пожаротушения, в связи с чем требуют углубления. Д. ... источниками наружного противопожарного водоснабжения вообще не обеспечена; все имеющиеся водоемы на территории поселения не обеспечены площадками для установки пожарной техники; к имеющимся водоемам не обеспечен свободный подъезд пожарных машин. У мест расположения водоемов не установлены указатели.
Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится к вопросам местного значения сельского поселения, в связи с чем требования прокурора направлены на понуждение органов местного самоуправления в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности.
Учитывая, что в отдаленных населенных пунктах (более 5 км от пожарной части) отсутствуют добровольные пожарные формирования, невыполнение ответчиком возложенных на него законом обязанностей в виде надлежащего содержания пожарных водоемов, в условиях возникновения сезонной пожароопасной ситуации представляет реальную угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан, так как необеспечение в соответствии с нормами пожарной безопасности доступа органов служб спасения к пожарному водоему способно повлечь за собой несвоевременную ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, полагает, что бездействие органов местного самоуправления сельского поселения влечет за собой нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц.
Просит обязать ответчика в согласованный срок д. Сомино обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения, д. ... обеспечить достаточным количеством противопожарных водоисточников, имеющиеся на территории поселения водоисточники углубить, все имеющиеся водоемы для установки пожарной техники и забора воды в любое время года обеспечить площадками (пирсами) с твердым покрытием не менее 12х12 м, обеспечить к имеющимся водоемам свободный подъезд пожарных машин, у мест расположения водоемов установить указатели.
В судебном заседании прокурор заявление поддержал по основаниям, в нем изложенным, уточнив заявленные требования и сформулировав их в окончательном виде следующим образом: обязать Администрацию Выбитского сельского поселения Солецкого района Новгородской области в срок до 01 июня 2011 года совершить следующие действия по устранению нарушений действующего федерального законодательства:
- д. ... оборудовать дополнительным противопожарным водоисточником;
- пожарные водоисточники в деревнях ... для установки пожарной техники и забора воды в любое время года обеспечить площадками (пирсами) с твердым покрытием не менее 12х12 метров, обеспечить к указанным водоемам свободный подъезд пожарных машин,
- у мест расположения пожарных водоемов в деревнях ... установить указатели, соответствующие требованиям ГОСТ 12.4.009-83.
Представитель третьего лица на стороне истца государственный инспектор ОГПН по Солецкому и Шимскому районам Т. заявление прокурора поддержал, суду пояснив, что ни один пожарный водоисточник в сельском поселении не обеспечен площадкой с твердым покрытием для забора воды пожарной техникой в любое время года, к пожарным водоемам не установлены указатели. В д. ... имеется только один естественный пожарный водоисточник - р. ..., а потому есть необходимость оборудовать в д. ... еще один пожарный водоисточник. Кроме того, в соответствии с действующими требованиями необходимо, чтобы к пожарному водоисточнику был обеспечен подъезд пожарной техники в любое время года, а потому мер по подсыпке подъездных путей, осуществленных ответчиком, недостаточно.
Представитель ответчика М. требования прокурора признала только в части обязания установить указатели к пожарным водоемам, в остальной части заявление не признала, суду пояснив, что Администрацией проводится регулярная работа в части обеспечения надлежащего содержания пожарных водоисточников. Так, пожарный водоем в д. ... очищен и углублен, к нему обустроены подъездные пути и площадка с твердым покрытием. В остальной части находит мероприятия, требуемые прокурором, экономически нецелесообразными, а мероприятия, проведенные Администрацией в этом направлении, достаточными.
Суд, выслушав пояснения представителей истца, третьего лица и ответчика, изучив письменные материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что актом № 51 проверки соблюдения Администрацией Выбитского сельского поселения требований пожарной безопасности от 09 сентября 2010 года установлено нарушение требований пожарной безопасности, в частности, населенные пункты д. ... не обеспечены достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, имеющиеся водоисточники требуют углубления, д. ... не обеспечена источниками наружного противопожарного водоснабжения, все имеющиеся водоемы на территории поселения не обеспечены площадками для установки пожарной техники, к имеющимся водоемам не обеспечен свободный подъезд пожарных машин, у мест расположения водоемов не установлены указатели.
Актом № 1 проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 22 января 2008года также были выявлены аналогичные нарушения обязательных требований пожарной безопасности: населенные пункты с населением свыше 50 человек требовалось обеспечить наружным противопожарным водоснабжением, обеспечить очистку пожарных водоемов, обозначить их указателями (п. 90 ППБ 01-03). Для устранения выявленных нарушений ответчику было выдано предписание со сроком до февраля 2009года.
Как установлено в судебном заседании, выявленные нарушения в части, касающейся пожарных водоисточников, в полном объеме устранены не были.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» к требованиям пожарной безопасности относятся специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Статьей 1 вышеуказанного закона определено, что меры пожарной безопасности - это действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
П. 9 ст. 4 Устава Выбитского сельского поселения также к вопросам местного значения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.
При указанных обстоятельствах суд находит, что требования прокурора обоснованно предъявлены к ответчику, на которого законом возложено обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что в 2009-2010гг. ответчиком издавались нормативные акты в области пожарной безопасности: постановление №37 от 25 июня 2010 года «Об утверждении Положения об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории Выбитского сельского поселения»; постановление №11 от 11 марта 2009 года «О создании в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах Выбитского сельского поселения и на прилегающих к ним территориях», распоряжение №36-рг от 03 августа 2009 года «Об утверждении плана мероприятий на 2010-2012 годы по обеспечению Выбитского сельского поселения необходимым пожарным водоснабжением», распоряжение №20-рг от 05 июля 2010 года «Об утверждении плана работы по усилению пожарной защиты объектов и населенных пунктов Выбитского сельского поселения на 2 полугодие 2010 года, в том числе регулирующие организацию работы в области содержания пожарных водоисточников.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами.
В силу п. 23 ППБ 01-03 дороги, проезды и подъезды к водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.
Согласно п. 90 ППБ 01.03 у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
На основании п. 94 ППБ 01-03 к естественным или искусственным водоисточникам (реки, озера и т.д.) должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам возлагается в населенных пунктах на органы местного самоуправления.
Поскольку в судебном заседании установлено неисполнение ответчиком указанных требований Правил, что подтверждается актом от 08 сентября 2010года, заявление прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению. Отсутствие у мест расположения пожарных водоемов указателей, соответствующих требованиям ГОСТ, представителем ответчика в судебном заседании не отрицалось.
При этом суд исходит из того, что отсутствие необходимых материальных средств не является основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей в сфере обеспечения надлежащего состояния пожарных водоисточников. Каких-либо доказательств, с достоверностью свидетельствующих о постоянной готовности водоисточников, подъездов к ним в любое время года к забору воды пожарной техникой, суду ответчиком не представлено. Кроме того, указанными выше Правилами установлены единые требования к содержанию подъездов и проездов, оборудованию площадок с твердым покрытием для забора воды пожарной техникой как из искусственных, так и из естественных водоисточников.
Обсуждая срок, который возможно установить ответчику для исполнения решения, суд находит срок, предложенный прокурором, обоснованным и разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Выбитского сельского поселения Солецкого района Новгородской области о понуждении к совершению действий по устранению нарушений законодательства удовлетворить:
Обязать Администрацию Выбитского сельского поселения Солецкого района Новгородской области в срок до 01 июня 2011 года совершить следующие действия по устранению нарушений действующего федерального законодательства:
- д. ... оборудовать дополнительным противопожарным водоисточником;
- пожарные водоисточники в деревнях ... для установки пожарной техники и забора воды в любое время года обеспечить площадками (пирсами) с твердым покрытием не менее 12х12 метров, обеспечить к указанным водоемам свободный подъезд пожарных машин,
- у мест расположения пожарных водоемов в деревнях ... установить указатели, соответствующие требованиям ГОСТ 12.4.009-83
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение 10 дней со дня вынесения, начиная с 02 ноября 2010года, со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий И.А. Алещенкова
Мотивированное реше6ние изготовлено 02 ноября 2010года.