Дело Номер обезличен
Решение
Именем Российской Федерации
30 ноября 2010 года р.п.Шимск
Солецкий районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Виюк А.М.,
при секретаре Савенковой М.В.,
с участием заявителя Климовой Н.С., представителя заинтересованного лица - Администрации Шимского муниципального района Новгородской области - Маматова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Климовой Надежды Сергеевны об оспаривании решения Администрации Шимского муниципального района Новгородской области,
у с т а н о в и л:
Климова Н.С. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации Шимского муниципального района Новгородской области №1557 от 27 августа 2010 года, которым ей было отказано в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты. В обоснование отказа было указано на то, что ею при обращении с заявлением о постановке на учет не были представлены документы, подтверждающие непригодность закрепленного за ней жилого помещения для постоянного проживания, а также на то, что она обеспечена жилым помещением на основании договора социального найма. Считает указанное решение незаконным, поскольку она не обеспечена жилым помещением, так как указанное жилое помещение в п. Шимск было предоставлено ее мужу также по категории дети-сироты еще до заключения брака между ними, она же была зарегистрирована в жилом помещении после заключения брака в качестве члена семьи нанимателя, ей лично данное жилое помещение предоставлено не было; при обращении с заявлением она предоставила документ о признании закрепленного за ней жилого помещения непригодным для проживания. В связи с чем просила суд признать незаконным решение Администрации Шимского муниципального района Новгородской области №1557 от 27 августа 2010 года об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты и обязать администрацию Шимского муниципального района Новгородской области поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты.
В судебном заседании заявитель Климова Н.С. поддержала заявленные требования по мотивам и основаниям, изложенным в заявлении. Пояснила также в обоснование своей позиции, что в настоящее время достигла возраста двадцати двух лет, с 1996 года находилась на полном государственном обеспечении в школе-интернате г. Сольцы в связи с тем, что оба ее родителя были лишены родительских прав. В 2007 году жилое помещение, закрепленное за ней на время нахождения ее в школе-интернате, в д. Невское Солецкого района Новгородской области признано непригодным для проживания, в связи с чем 10 августа 2010 года она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, в Администрации Шимского городского поселения на общих основаниях. В связи с чем, учитывая, что она ранее не участвовала в приватизации, не имеет, ранее не имела в собственности или на каком-либо ином основании никакого жилого помещения, а закрепленное за ней жилое помещение признано непригодным для проживания, полагает, что имеет право на получение жилого помещения по категории дети-сироты. Просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - Администрации Шимского муниципального района Новгородской области Маматов И.В. в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснив в обоснование своей позиции, что решение администрации от 27 августа 2010 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении принято в соответствии с требованиями закона. Так, заявителем при подаче заявления не было представлено решение органа местного самоуправления о признании закрепленного за ней жилого помещения непригодным для проживания, в том числе не представлено заключение комиссии, которое, однако, даже при его наличии не является решением, принятым в установленном законом порядке о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, поскольку в этом случае требуется наличие решения органа местного самоуправления, изданного в форме распоряжения или постановления; кроме того, Климова Н.С. обеспечена жилым помещением на основании договора социального найма, так как, являясь членом семьи нанимателя, имеет право пользования жилым помещением, а также право участвовать в его приватизации. В связи с чем просил суд оставить заявленные Климовой Н.С. требования без удовлетворения как необоснованные и незаконные.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что 27 августа 2010 года Администрацией Шимского муниципального района Новгородской области принято решение, которым Климовой Н.С. отказано в удовлетворении заявления от 13 августа 2010 года о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты. В обоснование принятого решения указано, что заявитель имеет закрепленное за ней жилое помещение по адресу: Новгородская область, Солецкий район, д. Невское, заключение о признании в установленном порядке данного жилого помещения непригодным для проживания не представлено; заявитель является нанимателем жилого помещения по адресу: Новгородская область, Шимский район, р.п. Шимск, ул. Наманганская, д.6, кв.15, комн.2.
Полагая указанное решение незаконным, заявитель обратилась в суд.
Согласно требованиям ст. 56, ст. 249 ГПК РФ, разъяснениям п.20 постановления Пленума ВС РФ № от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее Постановление Пленума ВС РФ), обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п.25 постановления Пленума ВС РФ, при рассмотрении дела по существу надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно ст. 1 ФЗ РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ РФ от 22 августа 2004 года), дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав и т.д.; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В судебном заседании установлено, что заявитель Климова (ранее Медникова) Н.С. родилась 14 февраля 1988 года, в связи с чем на настоящее время она достигла возраста двадцати двух лет; 17 сентября 2004 года изменила фамилию на «Климова» в связи с заключением брака с Климовым В.Ю.
Решением Солецкого районного суда Новгородской области от 24 октября 1996 года родители заявителя (Медникова Е.М. и Медников С.И.) лишены родительских прав в отношении дочери Медниковой Надежды, 14 февраля 1988 года рождения.
Постановлением Администрации Солецкого района Новгородской области №492 от 15 ноября 1996 года Медникова Н.С. (после заключения брака Климова Н.С.), 1988 года рождения, направлена в школу-интернат п. Сосновка в связи с тем, что осталась без попечения родителей; при этом за ней закреплено жилое помещение по адресу: Новгородская область, Солецкий район, д. Невское.
Согласно справке ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом-школа д. Сосновка Солецкого района Новгородской области №17 от 01 февраля 2010 года, Климова (до заключения брака Медникова) Н.С. находилась на обучении, воспитании и полном государственном обеспечении в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом-школа д. Сосновка Солецкого района Новгородской области с 19 ноября 1996 года по 03 сентября 2004 года.
Из справки ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом-школа д. Сосновка Солецкого района Новгородской области №К-9 от 23 марта 2010 года следует, что Климова Н.С., 14 февраля 1988 года рождения, уроженка д. Невское Солецкого района, была зарегистрирована по месту жительства в период времени с 30 ноября 1996 года по 06 декабря 2002 года и в период времени с 06 декабря 2002 года по 30 сентября 2004 года по адресу: Новгородская область, Солецкий район, д. Сосновка, школа-интернат.
Таким образом, на основании вышеизложенного, исходя из содержания преамбулы к закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд находит, что заявитель относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что оба ее родителя были лишены родительских прав, на настоящее время она достигла возраста 22 лет (то есть от 18 до 23 лет); в связи с чем на нее распространяется действие ФЗ РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе право на дополнительные гарантии на жилище.
Согласно ч.1 ст. 8 указанного закона, дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч.2 ст. 8 указанного закона регистрационный учет детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания.
Исходя из указанных требований закона, учитывая, что после выпуска из школы-интерната в д. Сосновка Солецкого района Новгородской области в 2004 году, заявитель обучалась и проживала по месту обучения в п. Шимск Новгородской области, в настоящее время местом ее жительства является п. Шимск Новгородской области, суд находит, что у заявителя были законные основания для обращения с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты в Администрацию Шимского муниципального района Новгородской области.
В соответствии с требованиями ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно требованиям абз. 3 ч.1 ст. 8 ФЗ РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 11 Областного закона №468-ОЗ от 06 мая 2005 года «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждане старше 23 лет, ранее относившиеся к указанной категории лиц, поставленные на учет на внеочередное получение жилого помещения в возрасте до 23 лет, не имеющие закрепленного жилого помещения или жилье которых утрачено в результате стихийных бедствий, в том числе пожара, признано в установленном порядке непригодным для проживания, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью вне очереди не ниже установленных норм предоставления однократно по месту жительства на территории Новгородской области в порядке, установленном Администрацией Новгородской области. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него права пользования на весь период пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания, и других учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от форм собственности, в приемных семьях, детских домах семейного типа, под опекой (попечительством), на период службы в Вооруженных Силах РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с ч.2 ст. 16 указанного областного закона реализация мер по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных настоящим областным законом, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городского округа области в соответствии с областным законом «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки».
Согласно п.1.1 Положения об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области №38 от 14 февраля 2008 года, указанное положение определяет порядок обеспечения жилой площадью вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также граждан старше 23 лет, ранее относившихся к указанной категории лиц, поставленных на учет на внеочередное получение жилого помещения в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения или жилье которых утрачено в результате стихийных бедствий, в том числе пожара, признано в установленном порядке непригодным для проживания, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - нуждающиеся в жилом помещении).
При этом, нуждающиеся в жилом помещении имеют право на обеспечение жилой площадью вне очереди не ниже установленных норм предоставления однократно по месту жительства на территории Новгородской области.
Из указанных выше норм права следует, что для реализации права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты и лица из их числа, необходимо наличие следующий условий: заявитель должен относится к категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей; заявитель на момент обращения с заявлением должен иметь возраст от 18 до 23 лет, не иметь закрепленного за ним жилого помещения, либо иметь закрепленное за ним жилое помещение, которое в установленном законом порядке признано непригодным для проживания; а также ранее не должен был реализовать право на постановку его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории дети-сироты по месту его жительства (месту нахождения закрепленного за ним жилого помещения).
В судебном заседании установлено, что постановлением Администрации Шимского городского поселения Новгородской области №106 от 11 августа 2010 года Климова Н.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, 10 августа 2010 года.
Из справки Комитета по управлению муниципальным имуществом и экономике Администрации Шимского муниципального района Новгородской области №188 от 07.06.2010 года, справки Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Солецкого муниципального района Новгородской области №243 от 26 марта 2010 года следует, что Климова (до брака Медникова) Н.С. не принимала участия в приватизации жилья в Шимском и Солецком районах Новгородской области.
Согласно справке Администрации Шимского городского поселения Новгородской области №1015 от 18 октября 2010 года, Климова Н.С. зарегистрирована по адресу: Новгородская область, р.п. Шимск, ул. Наманганская, д.6, кв.15, комн.2; состоит на учете в Администрации Шимского городского поселения в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на общих основаниях, с 10 августа 2010 года.
Из сведений ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» Шимское отделение Новгородского филиала от 22 июня 2010 года, ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» Солецкое отделение Новгородского филиала от 29 марта 2010 года, Управления Федеральной регистрационной службы по Новгородской области от 31 марта 2010 года, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области от 10 июня 2010 года, следует, что сведения о принадлежности на праве собственности недвижимого имущества и сделках с ним на имя Климовой (Медниковой) Н.С., отсутствуют.
Согласно справке Администрации Солецкого муниципального района Новгородской области №327 от 22 июня 2010 года, Климова (Медникова) Н.С., 1988 года рождения, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и относящейся к категории детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот, не состоит.
Согласно заключению комиссии, утвержденной распоряжением Администрации Солецкого муниципального района Новгородской области №72-рг от 22 апреля 2010 года «О создании комиссии для признания помещения жилым помещением и жилого помещения непригодным для проживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», №21 от 18 мая 2010 года, жилое помещение, расположенное по адресу: Новгородская область, Солецкий район, д. Невское, ул.Невская, д.133, признано непригодным для постоянного проживания.
Исходя из изложенного, суд находит, что у Климовой Н.С. имелись все предусмотренные законом основания для обращения с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа.
Согласно пункту 2.1 Положения об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области №38 от 14 февраля 2008 года, учет нуждающихся в жилом помещении осуществляется органами местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области.
При этом, в соответствии с пунктом 2.2. указанного выше Положения, нуждающиеся в жилом помещении или их законные представители обращаются в органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по форме согласно приложению к Положению: по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади) или по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья), если до вступления в силу Положения нуждающийся в жилом помещении не состоял на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в органах местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области; по месту выявления и первичного устройства нуждающегося в жилом помещении в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации его рождения, если до вступления в силу Положения нуждающийся в жилом помещении состоял на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении; по месту трудоустройства по полученной профессии, проживания родственников, наличия пригодного для проживания жилья в случаях, указанных в пункте 1.2 Положения, при условии снятия с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в органах местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области, если он ранее был поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В связи с чем суд находит обоснованным обращение заявителя с указанным заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты, именно в Администрацию Шимского муниципального района, являющуюся органом местного самоуправления муниципального района по месту жительства заявителя.
К заявлению о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении прилагаются согласно пункту 2.3 Положения, следующие документы: копия паспорта или свидетельства о рождении нуждающегося в жилом помещении; копии документов, подтверждающих факт отнесения к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (копия свидетельства о смерти матери (отца) или копия решения суда о лишении родительских прав); копия решения органа местного самоуправления городского округа или муниципального района области о направлении в образовательное, иное учреждение, в том числе в учреждение социального обслуживания, в приемную семью, детский дом семейного типа, или об установлении опеки (попечительства); справка, подтверждающая отсутствие жилого помещения на момент выявления и первичного устройства; копия заключения о признании в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания, в том числе если помещение пришло в непригодное состояние в результате стихийного бедствия, пожара (в случае утраты жилого помещения по указанным причинам); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии зарегистрированных прав на жилые помещения у нуждающегося в жилом помещении или выписка из бюро технической инвентаризации, иного органа, ведущего регистрацию прав собственности (до 19 апреля 1999 года). При обращении с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в случаях, указанных в четвертом абзаце пункта 2.2 Положения, к заявлению кроме документов, указанных в настоящем пункте, также прилагаются: справка о регистрации по месту жительства (временного пребывания); решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района области о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с отсутствием возможности трудоустройства по полученной профессии по месту жительства, проживанием родственников, бывших опекунов (попечителей), приемных родителей в другом населенном пункте, отсутствием по месту жительства пригодного для проживания жилья или справка о том, что на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоит; справка из органа службы занятости об отсутствии возможности трудоустройства нуждающегося в жилом помещении по полученной профессии по месту жительства (временного пребывания) или справка об отсутствии по месту жительства (временного пребывания) нуждающегося в жилом помещении пригодного для проживания жилья, или документ (выписка из личного дела ребенка, заявление родственника, ходатайство органа опеки и попечительства о проживании родственников, бывших опекунов (попечителей), приемных родителей нуждающегося в жилом помещении в населенном пункте по месту подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В судебном заседании установлено, что 13 августа 2010 года Климова Н.С. обратилась в суд с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты, и в дополнение к представленным 07.07.2010 документам приложила постановление Администрации Шимского городского поселения Новгородской области №106 от 11 августа 2010 года.
Из заявления Климовой Н.С. о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты 07 июля 2010 года следует, что при обращении с данным заявлением ею были приложены следующие документы: копия паспорта, копия свидетельства о рождении заявителя, копия свидетельства о рождении несовершеннолетних детей заявителя, копия решения суда, копия постановления №492 от 15 ноября 1996 года, справка ЕГРП г. Сольци и п. Шимск, справка КУМИ г. Сольцы и п. Шимск, справка БТИ г. Сольцы и п. Шимск, справка с места жительства, справка №327 от 22 июня 2010 года, акт обследования жилого помещения, справка №127 от 01.02.2010, справка №К-9 от 23.03.2010.
Таким образом, при обращении в администрацию с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории дети-сироты представлен полный пакет документов, которые в соответствии с требованиями закона должны быть приложены к заявлению, за исключением заключения комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания. Данные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании и лицами, участвующими в деле.
Из пояснений заявителя следует, что при первоначальном обращении в администрацию с заявлением 07 июля 2010 года ею не было представлено заключение комиссии о признании закрепленного за ней жилого помещения непригодным для постоянного проживания, однако, на момент повторного обращения данное заключение находилось у нее на руках, она имела возможность его представить при возникновении такой необходимости; однако, специалист, принимающий у нее документы не сообщила о необходимости представления данного заключения, сказав, что достаточным будет представить постановление о постановке заявителя на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на общих основаниях.
Согласно пункту 2.3 Положения, нуждающемуся в жилом помещении, его законному представителю, представившему заявление о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, органами местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области выдается расписка с указанием даты принятия заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и документов, указанных в настоящем пункте.
Из пояснений представителя заинтересованного лица следует, что специалист администрации, принимающий заявления и приложенные к ним документы от граждан не выдал заявителю расписку о получении им заявления Климовой Н.С. с указанием перечня документов, которые приложены заявителем к заявлению.
На основании вышеизложенного, учитывая отсутствие со стороны администрации действий, направленных на то, чтобы предложить заявителю представить недостающее заключение комиссии о признании закрепленного за ней жилого помещения непригодным для постоянного проживания, а также наличие данного заключения на руках у заявителя на момент ее обращения в администрацию, что не оспаривалось в судебном заседании и самим представителем заинтересованного лица, у суда нет оснований сомневаться в правдивости пояснений заявителя о том, что со слов сотрудника администрации, для решения вопроса достаточно было постановления администрации городского поселения о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на общих основаниях. При этом суд находит, что в случае отсутствия среди приложенных документов заключения о непригодности жилого помещения для постоянного проживания при наличии акта обследования данного жилого помещения и постановления Администрации Шимского городского поселения о постановке заявителя на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в котором отсутствует указание на наличие у нее жилого помещения в д. Невское Солецкого района Новгородской области, должностное лицо администрации, принимающее заявление с приложенными к нему документами, должно было выяснить у заявителя наличие или отсутствие заключения комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания, которое в силу требований Положения должно было быть в обязательном порядке приложено к заявлению, либо по результатам изучения представленных документов - предложить заявителю представить недостающий документ.
Не смотря на отсутствие в приложенных к заявлению документах заключения о признании закрепленного за заявителем жилого помещения непригодным для постоянного проживания, суд, учитывая то обстоятельство, что на момент обращения с заявлением о постановке на учет 13 августа 2010 года у заявителя возникло субъективное право на постановку ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, что подтверждается фактом такой постановки 10 августа 2010 года, при отсутствии со стороны администрации указанных выше действий, наличии заключения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, находит, что одно лишь отсутствие заключения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания при наличии полного пакета иных необходимых документов и наличии данного заключения на руках у заявителя не может являться достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления о постановке заявителя на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты.
На основании изложенного суд находит, что у Администрации Шимского муниципального района Новгородской области имелись все предусмотренные законом основания для постановки заявителя на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты.
При этом суд исходит из того, что Климова Н.С., как было установлено судом, относится к категории - лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей; является лицом, не достигшим на момент обращения с заявлением возраста 23 лет; закрепленное за ней жилое помещение признано в установленном законом порядке непригодным для постоянного проживания; ранее ею не было реализовано право на постановку ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты как по месту ее жительства в настоящее время, так и по месту нахождения закрепленного за ней жилого помещения на территории Солецкого района Новгородской области; Администрацией Шимского городского поселения Климова Н.С. признана нуждающейся в жилом помещении; заявитель не обеспечена жилым помещением на каком-либо законном основании (праве собственности, договора социального найма) ни в настоящее время, ни ранее.
При этом, оценивая доводы представителя заинтересованного лица о том, что помимо отсутствия при подаче заявления заключения о признании жилого помещения непригодным для проживания, отказ в постановке на учет был вызван также тем обстоятельством, что заявитель зарегистрирована в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма ее мужу, в связи с чем имеет право пользования жилым помещением и может реализовать, в том числе, право на приватизацию данного жилого помещения, тем самым обеспечена жилым помещением, суд находит их несостоятельными по следующим основаниям.
Закон связывает возможность постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с отсутствием жилого помещения у заявителя.
Как было установлено в судебном заседании жилое помещение, в котором в настоящее время зарегистрирована заявитель - комната №2 квартиры №15 дома №6 по ул. Наманганская в п. Шимск Новгородской области, предоставлено на основании договора социального найма жилого помещения ее бывшему мужу как ребенку-сироте, данное жилое помещение было получено им до регистрации брака, в дальнейшем после заключения брака заявитель была зарегистрирована в жилом помещении в качестве члена семьи нанимателя, имела право пользования им, в настоящее время заявитель на протяжении более года не проживает в указанном жилом помещении в связи с расторжением брака в феврале 2009 года (что подтверждается имеющимся свидетельством о расторжении брака), не имеет возможности проживать в нем. Данные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании и представителем заинтересованного лица.
Таким образом, наличие у заявителя права пользования жилым помещением, предоставленным на основании договора социального найма ее бывшему мужу, не свидетельствует о том, что заявитель тем самым обеспечена, то есть имеет на законном основании (на праве собственности, по договору социального найма) жилое помещение, предоставленное ей лично; в связи с чем данный довод суд также не принимает во внимание при вынесении решения по делу.
Оценивая доводы представителя заинтересованного лица о том, что заключение комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания не является достаточным документом, подтверждающим непригодность жилого помещения для постоянного проживания, поскольку должно быть представлено решение органа местного самоуправления в форме постановления либо распоряжения, суд также находит их необоснованными и несостоятельными.
Так, согласно п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ №47 от 28 января 2006 года, (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494) признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В связи с чем, учитывая, что заключение о признании закрепленного за заявителем жилого помещения непригодным для постоянного проживания дано межведомственной комиссией, созданной органом местного самоуправления - Администрацией Солецкого района Новгородской области на основании постановления, которым был определен состав данной комиссии, суд находит, что порядок признания закрепленного за заявителем жилого помещения непригодным для постоянного проживания, предусмотренный законом, соблюден, каких-либо нарушений установленного порядка допущено не было. Тем самым суд находит указанный доводы незаконным и не принимает его во внимание при вынесении решения.
На основании вышеизложенного суд находит, что заявленные Климовой Н.С. требования основаны на законе и обоснованы, поскольку изложенные в решении основания отказа в удовлетворении заявления не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Кроме того, проверяя соблюдение установленной законом процедуры, порядка рассмотрения заявлений и принятия по ним решений, судом установлен ряд нарушений.
В судебном заседании установлено, что оспариваемое Климовой Н.С. решение от 27 августа 2010 года принято и подписано заместителем главы Администрации Шимского муниципального района - председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом и экономике.
Вместе с тем, согласно п.1.3 Постановления Администрации Шимского муниципального района Новгородской области №1096 от 17 декабря 2008 года «О мерах по реализации Положения об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области №38 от 14 февраля 2008 года, в Шимском муниципальном районе», учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, осуществляет Комитет строительства, транспорта и дорожного хозяйства Администрации муниципального района; окончательное решение о постановке на учет либо об отказе в постановке на учет принимается главой Шимского муниципального района.
Из Распоряжения Администрации Шимского муниципального района Новгородской области №16-рг от 08 февраля 2010 года следует, что глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района, в период его временного отсутствия его обязанности исполняет первый заместитель главы администрации муниципального района; в период временного отсутствия первого заместителя главы администрации муниципального района его обязанности исполняет первый заместитель главы администрации муниципального района - председатель Комитета строительства, транспорта и дорожного хозяйства, который в том числе является председателем жилищной комиссии при Администрации муниципального района; в период временного отсутствия данного должностного лица его обязанности исполняет заместитель главы администрации муниципального района - председатель комитета по управлению муниципальным имуществом и экономике.
Исходя из изложенного председатель комитета по управлению муниципальным имуществом и экономике, принявший и подписавший оспариваемое Климовой Н.С. решение, имел право на принятие данного решения только при условии отсутствия как главы муниципального района, так и его первого заместителя и первого заместителя главы района - председателя комитета строительства, транспорта и дорожного хозяйства.
Судом установлено, что с 26 апреля 2010 года в связи с досрочным прекращением полномочий главы муниципального района, полномочия главы Шимского муниципального района исполняет Некипелов М.Ю. - первый заместитель главы администрации муниципального района, который с 27 августа 2010 года по 04 октября 2010 года включительно находился в отпуске.
В связи с чем в силу указанных выше норм обязанности главы в период его временного отсутствия и временного отсутствия его первого заместителя, исполняющего обязанности главы, должен был исполнять первый заместитель главы - председатель комитета транспорта, строительства и дорожного хозяйства.
Из представленных в судебное заседание письменных материалов дела следует, что первый заместитель главы района - председатель комитета строительства, транспорта, дорожного хозяйства находился на стационарном лечении и как следствие отсутствовал временно на рабочем месте, начиная с 28 августа 2010 года.
При этом, доводы представителя заинтересованного лица о том, что в действительности указанное должностное лицо отсутствовало на рабочем месте с 27 августа 2010 года, в связи с чем не имел возможности подписать оспариваемое решение, суд находит несостоятельными, поскольку они не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства; им не представлены документы, подтверждающие отсутствие указанного должностного лица на работе в период времени с 27 августа 2010 года; из текста самого оспариваемого решения следует, что подготовлено оно было 25 августа 2010 года, а подписано 27 августа 2010 года, то есть в период нахождения председателя комитета транспорта, строительства и дорожного хозяйства на рабочем месте.
В связи с чем, учитывая, что тем самым заместитель главы администрации муниципального района - председатель комитета по управлению муниципальным имуществом и экономике имел право исполнять обязанности главы муниципального района, начиная с 28 августа 2010 года, то обстоятельство, что решение было принято заместителем главы муниципального района - председателем комитета по управлению муниципальным имуществом и экономике 27 августа 2010 года, суд находит, что тем самым данное решение принято указанным должностным лицом с превышением полномочий, что является существенным нарушением порядка принятия решения, и свидетельствует о незаконности данного решения.
На основании вышеизложенного, учитывая, что в судебном заседании не нашла подтверждения законность и обоснованность оснований отказа заявителю в удовлетворении ее решения, а также был установлен факт нарушения установленный законом процедуры принятия решения, суд находит, что решение Администрации Шимского муниципального района Новгородской области от 27 августа 2010 года является незаконным и подлежит отмене, заявленные Климовой Н.С. требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Учитывая, что согласно требованиям п.2.6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ №47 от 28 января 2006 года, органы местного самоуправления при наличии достаточных оснований ставят на учет нуждающихся в жилом помещении по дате подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, заявление о постановке на учет было подано заявителем 13 августа 2010 года, суд находит, что Климова Н.С. подлежит постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, с 13 августа 2010 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199, ст. 258 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Климовой Надежды Сергеевны об оспаривании решения Администрации Шимского муниципального района Новгородской области удовлетворить:
Признать незаконным решение Администрации Шимского муниципального района Новгородской области №1557 от 27 августа 2010 года об отказе в постановке Климовой Надежды Сергеевны на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты.
Обязать Администрацию Шимского муниципального района Новгородской области поставить Климову Надежду Сергеевну, 14 февраля 1988 года рождения, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа - со дня подачи заявления 13 августа 2010 года.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Солецкий районный суд Новгородской области в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, а именно начиная с 04 декабря 2010 года.
Председательствующий: А.М. Виюк
Мотивированное решение составлено 03 декабря 2010 года.