Дело Номер обезличен
Решение
Именем Российской Федерации
14 декабря 2010 года г.Сольцы
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Навойчик М.Н.,
с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Солецкого района Елкина Д.А.,
представителя ответчика Администрации Куклинского сельского поселения П.И.Н.,
представителя третьего лица Администрации Солецкого муниципального района Г.Т.В.,
при секретаре Лаптевой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солецкого района Новгородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Куклинского сельского поселения Солецкого района Новгородской области о признании действий (бездействий) органа местного самоуправления незаконным и понуждении совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Солецкого района обратился в суд с иском к Администрации Куклинского сельского поселения о признании незаконным ее бездействия, выразившегося в непостановке на учет как бесхозяйного имущества расположенного на ее территории гидротехнического сооружения - водосброса паводкового, находящегося в ... км от устья у ... Солецкого района, в бассейне р.Шелонь, и обязании ее обратиться с заявлением о постановке указанного сооружения на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество. В обоснование заявленных требований указал, что в сентябре 2010 года прокуратурой Солецкого района проведена проверка исполнения законодательства по обеспечению безопасности функционирования гидротехнических сооружений, расположенных на территории района. В ходе проверки в частности установлено, что на территории района на реке ... у ... Солецкого района имеется гидротехническое сооружение, состоящее из дамбы, водохранилища и водосбросного канала. Данное сооружение является бесхозяйным, в течение длительного времени не обслуживалось и не ремонтировалось, требует ремонта по восстановлению его целостности.
В результате бесхозяйного содержания объекта нарушены требования Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» о необходимости обеспечения безопасности такого сооружения. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Соответственно, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это сделать. Отсутствие на гидротехническое сооружение права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.
Предложения по принятию бесхозяйного гидротехнического сооружения на учет, обеспечения его безопасной эксплуатации, направленные в адрес Администрации Солецкого муниципального района Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Новгородской области до настоящего времени не выполнены. При этом Администрация Солецкого муниципального района каких-либо действий по передаче полномочий по постановке на учет указанного сооружения Администрации Куклинского сельского поселения не осуществляла.
Статус указанного сооружения, являющегося объектом, создающим повышенную опасность для населения Солецкого района, как бесхозяйного, требует принятия незамедлительных мер по постановке его на учет в качестве такового, с целью предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и гибели людей.
В судебном заседании представитель истца Елкин Д.А. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Куклинского сельского поселения П.И.Н. заявленные прокурором требования не признала и пояснила, что действительно на территории Куклинского сельского поселения около ... имеется гидротехническое сооружение, состоящее из земляной насыпи, водосброса-трубы и накопительного водоема-болота. Данное сооружение было введено в эксплуатацию в семидесятых годах, когда существовала необходимость орошения полей колхоза «...». После ликвидации колхоза ГТС не было передано в муниципальную собственность. С этого времени ремонт не производился. Администрацией Солецкого муниципального района проводится ежегодный осмотр, но никакой опасности ГТС не представляет. Даже при сильных паводках, учитывая скорость течения и напор реки, затопления близлежащих деревень произойти не может вследствие их удаленности. Денежные средства для проведения работ по постановке на учет ГТС как бесхозяйное не имеется.
Определением суда от 25 октября 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечена Администрация Солецкого муниципального района.
Представитель третьего лица Администрации Солецкого муниципального района Г.Т.В. исковые требования прокурора не признала и пояснила, что гидротехническое сооружение в дер. Софиевка является бесхозяйным. Однако никакой угрозы оно не представляет, даже при условии возникновении чрезвычайных ситуаций. Ежегодно представители Администрации Солецкого муниципального района производят обследование этой дамбы, критического подъема уровня воды за все годы не зафиксировано. Средства для постановки на учет ГТС как бесхозяйное в Администрации Куклинского сельского поселения, в Солецком муниципальном районе отсутствуют.
Представители третьих лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Северо-Западного Управления Ростехнадзора в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили суду заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. В письменных отзывах поддерживают требования искового заявления.
Суд, выслушав пояснения представителей истца, ответчика, третьего лица, специалистов, свидетелей., исследовав письменные материалы, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений регулирует и устанавливает Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в редакции от 27 декабря 2009 года с изменениями от 27 июля 2010 года..
В статье 3 указанного Закона дается понятие гидротехнического сооружения, которым являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
При этом в указанной статье установлено, что собственником гидротехнического сооружения являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
В судебном заседании с достоверностью установлено, что данный объект является гидротехническим сооружением. Данный факт подтверждается показаниями специалистов, актом обследования, не отрицается и представителем ответчика.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В силу ч.1 ст.50 указанного Закона в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2-4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Согласно ч.2 указанного Закона в собственности поселений может, в том числе, находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений.
В соответствии с п. Устава сельского поселения к компетенции Администрации Куклинского сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст.ст.3, 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому лицу. Таким образом, из существа Закона вытекает, что в связи с повышенной опасностью гидротехнических сооружений, представляющих при ненадлежащей эксплуатации, ненадлежащем содержании и недостаточном финансировании угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и нанесения ущерба окружающей природной среде и нормальному процессу жизнедеятельности людей, гидротехнические сооружения обязательно должны иметь собственника и обслуживающую организацию.
Однако, на гидротехническом сооружении, расположенном на территории Куклинского сельского поселения, указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности указанного сооружения, представляющего, в соответствии с актом проверки соблюдения требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений л.д.10-13), реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
Специалисты Д.И.С. и С.С.В. в судебном заседании подтвердили тот факт, что сооружение в ... отвечает требованиям гидротехнического сооружения в соответствии с нормами Закона «О безопасности гидротехнического сооружения» и числится в областном реестре как бесхозяйное. Уже длительное время это ГТС не ремонтируется, не поддерживается в надлежащем состоянии. Берега заросли деревьями, осыпаются. ГТС требует ремонта. Возникновение чрезвычайных ситуаций не исключается. Даже если это не будет связано с человеческими жертвами, то может пострадать имущество, окружающая среда.
При этом суд не принимает во внимание показания свидетелей Ф.Е.Г., Ю.А.В., которые показали, что уже многие годы данное ГТС эксплуатируется и без ремонта. За все годы никаких чрезвычайных ситуаций не возникало, и будущем также не могут возникнуть в связи с отдаленностью близлежащих деревень, так как указанные лица не являются специалистами в указанной области.
Как установлено в судебном заседании, проект указанного гидроузла был разработан Новгородским отделением института «...» в составе проекта орошения участка ... в 1974 году для колхоза «...» и расположен у ... Солецкого района. Указанное гидротехническое сооружение состоит из дамбы, водохранилища и водосбросного канала. В настоящее время объект собственника не имеет, на балансе нигде не состоит, то есть фактически является бесхозяйным в соответствии со ст.225 ГК РФ, согласно которой бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно справке Администрации Солецкого муниципального района от 01 ноября 2010 года л.д.83), справке Солецкого отдела Управления Росреестра по Новгородской области от 28 октября 2010 года л.д.84) какие-либо документы на гидротехническое сооружение отсутствуют.
В соответствии со справкой Администрации Куклинского сельского поселения от 08 ноября 2010 года л.д.87) на территории поселения у ... находится гидротехническое сооружение, которое не является муниципальной собственностью.
Согласно п.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся
Поскольку гидротехническое сооружение расположено в административных границах Куклинского сельского поселения Солецкого района Новгородской области, необращение Администрации поселения в орган, осуществляющий государственную регистрацию недвижимого имущества, с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п.3 ст.225 ГК РФ.
Таким образом, на Администрации Куклинского сельского поселения лежит обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения - водосброса паводкового, расположенного в ... км от устья у ... Солецкого района в бассейне р.Шелонь.
Согласно п.9 ч.2 ст.333.36 НК РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч.4 ст.103 ГПК РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.11, 56, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Солецкого района Новгородской области о признании действий (бездействий) органа местного самоуправления незаконным и понуждении совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Куклинского сельского поселения Солецкого района Новгородской области, выразившееся в необращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Новгородской области с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения - водосброса паводкового, расположенного на территории указанного поселения в ... км от устья у ... Солецкого района Новгородской области, в бассейне р.Шелонь.
Возложить на Администрацию Куклинского сельского поселения Солецкого района Новгородской области обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Новгородской области с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения - водосброса паводкового, расположенного на территории указанного поселения в ... км от устья у ... Солецкого района Новгородской области, в бассейне р.Шелонь.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение 10 дней, начиная с 17 декабря 2010 года со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий М.Н.Навойчик