Решение о признании действий по отключению уличного освещения в ночное время незаконным



ского,Дело Номер обезличен

Решение

Именем Российской Федерации

г.Сольцы 07 декабря 2010 года

Солецкий районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Зуйковой В.М.,

с участием прокурора Хышова В.П.,

представителя ответчика Администрации Солецкого городского поселения Новгородской области- Г.И.П.,

представителя ответчика муниципального автономного учреждения «Солецкое городское хозяйство»- М.А.Ю.

представителя третьего лица ГУ «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор»- Б.Н.А..,

представителя третьего лица Старорусский филиал ОАО «Новгородоблкоммунэлектро» Солецкий РЭС- Б.С.В..,

при секретаре Лимасовой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Солецкого района Новгородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории Солецкого района Новгородской области к Администрации Солецкого городского поселения, Муниципальному автономному учреждению ... о признании действий по отключению уличного освещения в ночное время незаконным,

установил:

Прокурор Солецкого района обратился в суд с вышеуказанным заявлением к ответчику.

В обоснование указал, что прокуратурой района в ходе проведения в октябре 2010 года надзорных мероприятий соблюдения на территории Солецкого городского поселения требований Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон) установлено, что Администрацией Солецкого городского поселения не выполняются требования названного Закона в части организации уличного освещения.

Согласно ст.4 Закона, законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года №221 утверждён Государственный стандарт Российской Федерации, в соответствии с которым установлены требования к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспеченности безопасности дорожного движения (далее - ГОСТ 50597-93).

Так, пунктами 4.6.1., 4.6.3., 4.6.4., 4.6.5. ГОСТ 50597-93 определено, что включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещённости до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещённости до 10 лк.

Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95 %. При этом, не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.

Согласно требованиям, содержащимся в названных пунктах ГОСТ 50597 - 93, допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч.

Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждение опор, следует устранять немедленно после обнаружения.

По смыслу вышеуказанных норм законодательства, отключение уличного освещения в ночное время суток, допускается только при выходе из строя электроосветительных установок, либо повреждений электропроводов. Отключение уличного освещения в ночное время суток, в связи с недостаточностью финансовых средств, не допускается.

В нарушение названных требований законодательства уличное освещение на территории г.Сольцы, начиная с 17 августа 2010 года ежесуточно, с целью экономии денежных средств, по рабочим и выходным дням отключается с 00 час. 00 мин. до 04 час.00 мин., при этом, указанное отключение уличного освещения не связано с выходом из строя каких либо электроустановок, обеспечивающих подачу электричества, либо с выходом из строя электроосветительных приборов, осуществляющих освещение проезжих частей города.

Действия Администрации Солецкого городского поселения приводят не только к нарушениям законодательства о безопасности дорожного движения, но и к нарушениям законодательства о пожарной безопасности.

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности, в соответствии с требованиями ст.20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69 -ФЗ «О пожарной безопасности», представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно п.27 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации утверждённых Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313 (ППБ 01 - 03) территории населённых пунктов и организации должны иметь наружное освещение в тёмное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоёмов, к входам в здания и сооружения.

Ненадлежащее освещение автомобильных дорог г.Сольцы не обеспечивает необходимую безопасность дорожного движения, ставя под угрозу жизнь, здоровье, имущество граждан и юридических лиц, то есть неопределённого круга лиц.

Просит признать действия Администрации Солецкого городского поселения в части отключения уличного освещения автомобильных дорог общего пользования местного значения в ночное время суток незаконным и обязать Администрацию Солецкого городского поселения в согласованный срок обеспечить надлежащее освещение автомобильных дорог, находящихся в ведении Солецкого городского поселения.

В судебном заседании прокурор заявление поддержал по основаниям, в нем изложенным, уточнив требования в части надлежащего освещения автомобильных дорог в ночное время от автопавильона г. Сольцы до железнодорожного вокзала г. Сольцы улиц ..., ..., ..., ....

Представитель ответчика Администрации Солецкого городского поселения - Г.И.П. исковые требования не признала и дополнительно суду пояснила, что не оспаривает необходимость проведения требуемых мероприятий, однако в бюджете поселения необходимых для этих целей средств не предусмотрено. Имеется график включения и отключения электроэнергии, который согласован и который выполняется без нарушений. Обеспечение надлежащего освещения автомобильных дорог требует огромных денежных затрат, поскольку в настоящее время производится освещение в том числе федеральных и региональных дорог, за счет средств городского поселения. Но не будут возражать об обеспечении надлежащего освещения в ночное время автомобильных дорог ведущих от автопавильона г. Сольцы до железнодорожного вокзала г. Сольцы улиц ..., ..., ..., ....

Представитель ответчика муниципальное автономное учреждение «Солецкогое городское хозяйство» - М.А.Ю. исковые требования прокурора не признал, суду пояснив, что обеспечение надлежащего освещения автомобильных дорог в ночное время суток г. Сольцы невыполнимо, ввиду отсутствия денежных средств. Дополнительные затраты связаны с освещением федеральных и региональных дорог, поскольку они не приняты до настоящего времени на баланс. Считает, что установленный график включения и отключения электроэнергии влечет экономию в бюджете, данный график выполняется надлежаще. Поскольку в период ночного времени, наибольшая интенсивность движения автотранспорта и пешеходов имеется по автомобильной дороге от автопавильона г. Сольцы до железнодорожного вокзала г. Сольцы по улицам ..., ..., ..., ..., то освещение указанной дороги в ночное время целесообразно.

Представитель третьего лица ОГИБДД ОВД по Солецкому району УВД по Новгородской области в судебное заседание не явился о рассмотрении дела извещен надлежаще, причина неявки неизвестна,

Представитель третьего лица ФГУ ... Федерального дорожного агентства в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела извещен надлежаще, согласно представленных возражений требования прокурора поддерживает, просит рассмотреть дело без их участия.

Представитель третьего лица ГУ «Управление автомобильных дорог ... «Новгородавтодор» Б.Н.А. требования прокурора поддержала, пояснив суду, что обеспечение ночного освещения региональных дорог не входит в их полномочия, поскольку они не обслуживают опоры электропередач, они только осуществляют содержание региональных дорог, находящихся на их балансе.

Представитель третьего лица Старорусский филиал ОАО «Новгородоблкоммунэлектро» Солецкий РЭС Б.С.В., заявление прокурора поддержал, суду пояснив, что, в соответствии с установленным графиком подается электроэнергия. Данный график не нарушается. По соответствующей заявке они обслуживают и производят ремонты.

Суд, выслушав пояснение представителя истца, представителей ответчиков, третьих лиц, изучив письменные материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению.

Обязанность по обеспечению уличного освещения возложена на органы местного самоуправления по следующим основаниям.

Автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Часть 3 ст. 130 ГК РФ, устанавливает, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п.21 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц. Аналогичное положение содержится и в п.21 ст.4 Устава муниципального образования Солецкое городское поселение, из которого следует, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация освещения улиц.

В силу п. З ч.1 и ч. З ст.5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильные дороги, расположенные на территории Солецкого городского поселения, являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения (за исключением автомобильной дороги, расположенной по ..., ..., ...,
которая в силу решения Арбитражного суда Новгородской области от
25 декабря 2009 года признана автомобильной дорогой общего пользования
федерального значения, автомобильных дорог, расположенных по
ул...., ул.... ..., являющимися автомобильными дорогами общего пользования регионального значения).

Согласно требованиям ч.8 ст.6 Федерального закона № 257 - ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

К полномочиям органов местного самоуправления, в соответствии с п.6 ст. 13 и ч. З ст. 15 Федерального закона РФ № 257-ФЗ, в области использования автомобильных дорог и осуществления относится, среди прочего, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с п.6 ст. З этого же Закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Из ст. 17 того же Закона следует, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Во исполнение ч. З этой нормы Министерством транспорта РФ приказом № 160 от 12 ноября 2007 года утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.

Из п. 12 указанной Классификации следует, что в состав работ по содержанию входит плата за расход электроэнергии на освещение.

Исходя из вышеназванных положений законодательства следует, что обязанность по освещению автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящегося в границах Солецкого городского поселения возложена на Администрацию Солецкого городского поселения, за исключением ..., .... ..., ..., ..., ..., обязанность по освещению которых возложена на соответствующие федеральные и региональные органы исполнительной власти.

При указанных обстоятельствах суд находит, что требования прокурора обоснованно предъявлены к ответчикам, на которых законом возложено обеспечение надлежащего освещения автомобильных дорог, находящихся в ведении Солецкого городского поселения.

Поскольку в судебном заседании установлено неисполнение ответчиками указанных требований, заявление прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению в части уточненных требований возложения обеспечения надлежащего освещения в ночное время автомобильных дорог от автопавильона г. Сольцы до железнодорожного вокзала г. Сольцы улиц ..., ..., ..., ....

При этом суд исходит из того, что отсутствие необходимых материальных средств не является основанием для освобождения от исполнения возложенных законом обязанностей.

Согласно п.9 ч.2 ст. 333.36 НК РФ, прокуратура освобождена об уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, предъявляемых в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании ч.4 ст. 103 ГПК РФ, издержки понесенные судом в связи с рассмотрением дела возместить за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Солецкого района Новгородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории Солецкого района Новгородской области к Администрации Солецкого городского поселения удовлетворить.

Признать действия Администрации Солецкого городского поселения в части отключения уличного освещения автомобильных дорог общего пользования местного значения в ночное время суток незаконными.

Обязать Администрацию Солецкого городского поселения в срок до 01 марта 2011 года обеспечить надлежащее освещение в ночное время суток автомобильных дорог, находящихся в ведении Солецкого городского поселения от автопавильона г. Сольцы до железнодорожного вокзала г. Сольцы по ..., ..., ..., ....

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения с 13 декабря 2010 года.

Председательствующий В.М. Зуйкова

Мотивированное решение составлено 13 декабря 2010 года.