Дело Номер обезличен
Решение
Именем Российской Федерации
24 декабря 2010 года г.Сольцы
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Навойчик М.Н.,
с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Солецкого района Елкина Д.А.,
представителя ответчика Администрации Сосновского сельского поселения П.Н.В.,
представителя третьего лица Старорусского филиала ОАО «Новгородоблкоммунэлектро» Солецкий РЭС Б.С.В.,
при секретаре Лаптевой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солецкого района Новгородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Сосновского сельского поселения Солецкого района Новгородской области об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Солецкого района обратился в суд с иском к Администрации Сосновского сельского поселения об обязании ее обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет действующей линии электроснабжения ВЛ-0,4 кВ №1 от КТП - Сосновка Л-3 10 кВ от ПС - Сольцы, протяженностью 650 метров в четырехпроводном исполнении. В обоснование заявленных требований указал, что в результате проверки исполнения органами местного самоуправления обязанностей по постановке объектов энергоснабжения и оборудования на учет в соответствующих органах регистрации, проведенной прокуратурой Солецкого района, установлено, что на территории Сосновского сельского поселения расположена линия электроснабжения ВЛ-0,4 кВ №1 от КТП - Сосновка Л-3 10 кВ от ПС - Сольцы, протяженностью 650 метров в четырехпроводном исполнении, которая обеспечивает электроснабжение домов в д.Сосновка Солецкого района по улице .... Начиная с 90-х годов и до настоящего времени указанная линия электроснабжения является бесхозяйной, в муниципальной собственности не находится, на балансе обслуживающей организации не состоит.
В случае, если энергопринимающие устройства потребителя присоединены к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) и (или) сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество только в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации. Следовательно, ответственность за надежность обеспечения потребителей электрической энергией и ее качество в пределах своих границ эксплуатационной ответственности, определенных в соответствующем договоре или в пределах своих границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства несет лицо, назначенное уполномоченным органом местного самоуправления для управления бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства до перехода к нему права собственности на указанные объекты в установленном законодательстве РФ порядке.
Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это сделать. К вопросам местного значения поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Поскольку неисполнение Администрацией Сосновского сельского поселения требований законодательства может привести к нарушению электроснабжения жилых домов, расположенных по ... в д.Сосновка Солецкого района, что в свою очередь приведет к возникновению чрезвычайных ситуаций и нарушению прав и законных интересов в указанной сфере граждан, просит обязать ответчика обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, для постановки на учет указанной линии электропередач.
В судебном заседании представитель истца Елкин Д.А. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Сосновского сельского поселения заявленные прокурором требования не признала и пояснила, что действительно на территории Сосновского сельского поселения расположена действующая линия электроснабжения, которая обеспечивает электроснабжение домов по ... в д.Сосновка Солецкого района, это бывший жилой фонд районного отделения «...». В настоящее время данная линия является бесхозяйной, хотя обеспечивает электроэнергией, в том числе и жилые дома, принадлежащие поселению на праве собственности. Переговоры по поводу постановки на учет данной линии как бесхозяйной велись неоднократно, однако денежные средства для проведения таких мероприятий отсутствуют.
Представитель третьего лица Старорусского филиала ОАО «Новгородоблкоммунэлектро» Солецкий РЭС Б.С.В. исковые требования прокурора признал и пояснил, что на территории Администрации Сосновского сельского поселения находится линия, которая обеспечивает электроснабжение жилых домов. Какие-либо правоустанавливающие документы на данный объект отсутствуют. Солецким РЭС данная линия не обслуживается. Отсутствие собственника электролинии приводит к дальнейшему ее разрушению, создает опасность возникновения чрезвычайных ситуаций.
Суд, выслушав пояснения представителей истца, ответчика, третьего лица, исследовав письменные материалы, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В судебном заседании достоверно установлено, что на территории Администрации Сосновского сельского поселения находится линия, которая обеспечивает электроснабжение жилых домов, в том числе и находящихся в муниципальной собственности, по ... в д.Сосновка Солецкого района. Указанная линия в муниципальной собственности не находится, на балансе обслуживающей организации не состоит, то есть фактически является бесхозяйной.
Данный факт подтверждается уведомлением Управлением Росреестра по Новгородской области в Солецком районе л.д.7), сообщением производственного отделения «Ильменские электрические сети» филиала ОАО МРСК «Северо-Запад» «Новгородэнерго» л.д.5), сообщением начальника Солецкого РЭС л.д.6).
Свидетель К.И.В. суду показал, что является мастером Синенского участка Солецкого РЭС. В д.Сосновка на территории Солецкого Сосновского сельского поселения расположена бесхозяйная линия электропередач с деревянными и железобетонными опорами в количестве 16 штук. Данная линия тянется от КТП, состоящей на балансе их организации, по ... и питает электроэнергией частные и муниципальные дома. Линия строилась в восьмидесятых годах хозспособом различными организациями по мере возведения жилых домом по указанной улице. В настоящее время это линия никем не обслуживается, так как не является чьей - либо собственностью и нигде не стоит на балансе. Какие-либо документы, в том числе и технический паспорт отсутствует. Лишь иногда по просьбе Администрации Солецкого муниципального района проводятся некоторые работы на этом участке электролинии, для чего им был изготовлен план расположении электролинии. Имеется острая необходимость в определении собственника данной электролинии с целью исключения чрезвычайных ситуаций.
Показания свидетеля К.И.В. подтверждаются представленными им решения о строительстве КТП от 1982 года, технический паспорт КТП и схемы ЛЭП в д.Сосновка.
Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод, что нахождение указанной линии электропередач в бесхозяйном состоянии, отсутствие контроля за состоянием объекта электроснабжения, неприятие мер к поддержанию его в безопасном состоянии ставит по угрозу электроснабжение населения, а более того может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, в результате которых могут пострадать люди, их собственность.
В соответствии с п.п.4, 8 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В силу п.1 ч.1 ст.50 указанного Закона в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2-4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Согласно п.1 ч.2 той же статьи указанного Закона в собственности поселений может находиться, в том числе, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Согласно п.114 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных постановлением Правительства РФ №530 от 31 августа 2006 года, в случае если энергопринимающие устройства потребителя присоединены к сетям сетевой организации через энергопринимающие устройства (энергетические установки) лиц, не оказывающих услуги по передаче, либо к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) и (или) сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации. Лицо, владеющее энергопринимающим устройством (энергетической установкой), либо лицо, назначенное уполномоченным органом местного самоуправления для управления бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства до перехода к нему права собственности на указанные объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке, отвечает за надежность обеспечения таких потребителей электрической энергией и ее качество в пределах своих границ эксплуатационной ответственности, определенных в соответствующем договоре. В случае если границы эксплуатационной ответственности не определены, указанные лица отвечают за надежность снабжения потребителей электрической энергией и ее качество в пределах своих границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства.
В соответствии с п.4 Устава сельского поселения к компетенции Администрации Сосновского сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно п.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, кроме органа местного самоуправления, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Линия электропередач в соответствии с п.1 ст.130 ГК РФ относится к недвижимому имуществу, так как данный объект прочно связан с землей.
Поскольку линия электропередач расположена в административных границах Сосновского сельского поселения Солецкого района Новгородской области, необращение Администрации поселения в орган, осуществляющий государственную регистрацию недвижимого имущества, с заявлением о принятии линии электроснабжения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п.3 ст.225 ГК РФ.
Таким образом, на Администрации Сосновского сельского поселения лежит обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества линии электроснабжения ВЛ-0,4 кВ №1 от КТП - Сосновка Л-3 10 кВ от ПС - Сольцы, протяженностью 650 метров в четырехпроводном исполнении.
Согласно п.9 ч.2 ст.333.36 НК РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч.4 ст.103 ГПК РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.11, 56, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Солецкого района Новгородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Возложить на Администрацию Сосновского сельского поселения Солецкого района Новгородской области обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Новгородской области с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества линии электроснабжения ВЛ-0,4 кВ №1 от КТП - Сосновка Л-3 10 кВ от ПС - Сольцы, протяженностью 650 метров в четырехпроводном исполнении.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение 10 дней, начиная с 28 декабря 2010 года со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий М.Н.Навойчик